Организация логопедической работы в условиях комбинированного детского сада
материал по логопедии по теме
Осуществление коррекции речевых нарушений у дошкольников в условиях комбинированных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 52 КБ |
vystuplenie.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация логопедической работы в условиях комбинированного детского сада
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей с нормальным слухом и интеллектом. Без коррекционного воздействия такие отклонения мешают освоению социального опыта, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации, что выдвигает диагностико – коррекционные и профилактические направления деятельности ДОУ.
К наиболее актуальной задаче обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями относится формирование речи как средства общения. Для успешного продвижения и овладения языком необходимо специальное преднамеренное обучение .
Самую многочисленную группу - 80 % от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Ребенок попадая в образовательное учреждение, испытывает естественную потребность аккумулировать. Проблема приобретает особую актуальность, когда речь идет о включении детей с патологией речи в среду группы общеразвивающей направленности, при этом не стоит забывать что совместное пребывание должно оказать положительное влияние не только на детей с ограниченными возможностями, но и на их нормально развивающихся сверстников, способствуя их всестороннему развитию.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим во второй половине дня выделяется специальное время для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда «логопедический час». Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей дошкольников, так как в процессе коррекционно –воспитательной работы учитываются речевые возможности каждого дошкольника
Целью коррекционного обучения в группах комбинированной направленности является коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития. Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи ( в соответствии с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов; подготовка воспитанников к обучению грамоте.
Основными задачами групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи являются:
- Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
- Предупреждение нарушений устной и письменной речи.
- Развитие высших психических функций воспитанников.
- Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.
- Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.
- Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.
- Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное воспитание и образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (в данном случае - детей с нарушениями речи). В эти группы принимаются дети с нормальным физическим слухом и первично сохранным интеллектом, имеющие такие нарушения речевого развития как: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР).
Воспитание и образование строится в соответствии с Образовательной программой дошкольного учреждения, а также по специальным (коррекционном) программам предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка.
В группах комбинированной направленности для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:
- своевременным обследованием детей;
рациональным составлением расписания специально-организованной деятельности;
- планированием фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы;
- оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
- совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями, узкими специалистами. В течение всего времени обучения детей непрерывно осуществляется диагностика и мониторинг который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы.
Для работы в группах комбинированной направленности были разработаны программы которые предназначены для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах для детей с ограниченными возможностями здоровья .
Основной формой обучения для детей данной категории являются логопедические занятия. Предусмотрены такие формы занятий как индивидуальные основной целью которых является осуществление воспитания правильного произношения и групповые на которых осуществляется работа по подготовке детей к обучению грамоте , которые включают в себя работу над формированием лексико – грамматических категорий и развитию связной речи.
В нашем дошкольном учреждениями данная коррекционная работа осуществляется с …… на данный момент существуют 3 группы комбинированной направленности средняя логопедическая группа (возраст детей 4-5 лет), старшая логопедическая группа (возраст детей 5 - 6 лет), подготовительная логопедическая группа (возраст детей 5 - 6 лет).
Вся коррекционная работа разделена на три периода. В средней группе Коррекционная работа разделена на три периода. Общее количество занятий в год – 32. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого – 20 минут. По периодам обучения они распределены следующим образом:
1 период –10 занятий;
2 период –10 занятий;
3 период - 12 занятий.
Общее количество занятий в год в старшей группе – 64. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого - 25 минут. По периодам обучения они распределены следующим образом:
1 период – 20 занятий;
2 период – 28 занятий;
3 период - 16 занятий.
Общее количество занятий в год в подготовительной к школе группе – 96. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность каждого - 30 минут. По периодам обучения они распределены следующим образом:
1 период –30 занятий;
2 период – 42 занятия;
3 период - 24 занятия.
Все занятия проводимые в ДОУ строятся на основе партнерских отношений.
В 2010 учебном году в среднюю группу комбинированной направленности было зачислено – 28 детей с речевым заключением общее недоразвитие речи, в конце учебного года речевое заключение ОНР 22 ребенка, 6 детей имели речевое заключение Лексико – граммотическое недоразвитие речи, так как у них наблюдались значительные улучшения в формировании звуковой стороны речи.
в старшую группу посещало 28детей с речевым заключением общее недоразвитие речи, в подготовительную группу было переведено 14 было выпущено 12 детей из них заключение ОНР имели только 2 ребенка, нормальное речевое развитие 6 детей и лексико – грамматическое недоразвитие 4 ребенка, 2 ребенка были оставлены на повторное обучение.
Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает длительный срок обучения , в течение которого у них должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация словаря, идти формирование звукопроизношения, развитие связной речи и умения грамматически правильно и точно выражать свои мысли. Помощь ребенку неэффективна если в нее не вовлечены родители воспитанников Постоянно проводится работа с родителями постоянно проводились анкетирование родителей, по результатам которых была намечена индивидуальная работа, собрания, индивидуальные и групповые консультации, где давались рекомендации информационные выставки, тематика которых планируется в зависимости от речевого заключения и возраста.
Бесспорно, ключевые позиции коррекционно – развивающей работы ДОУ принадлежат логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическая, профилактическая, коррекционно – педагогическая, организационно – методическая, консультативная, координирующая, контрольно оценочная. Однако не следует забывать о достаточно сильном потенциале других участников коррекционно – образовательного процесса, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы, а в конечном итоге определяют эффективность данного вида обучения
Нормативно – правовая база (министерские, федеральные, муниципальные, локальные акты)
С какого периода, результаты, проблемы, сколько детей, каких, с какой группы, сколько групп, работа с родителями.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №16»
Доклад
«Организация логопедической работы в условиях комбинированного детского сада»
Выполнил учитель-логопед
Буток Е.Н.
Предварительный просмотр:
Организация логопедической работы в условиях комбинированного детского сада
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей с нормальным слухом и интеллектом. Без коррекционного воздействия такие отклонения мешают освоению социального опыта, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации, что выдвигает диагностико – коррекционные и профилактические направления деятельности ДОУ.
К наиболее актуальной задаче обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями относится формирование речи как средства общения. Для успешного продвижения и овладения языком необходимо специальное преднамеренное обучение .
Самую многочисленную группу - 80 % от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Ребенок попадая в образовательное учреждение, испытывает естественную потребность аккумулировать. Проблема приобретает особую актуальность, когда речь идет о включении детей с патологией речи в среду группы общеразвивающей направленности, при этом не стоит забывать что совместное пребывание должно оказать положительное влияние не только на детей с ограниченными возможностями, но и на их нормально развивающихся сверстников, способствуя их всестороннему развитию.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим во второй половине дня выделяется специальное время для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда «логопедический час». Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей дошкольников, так как в процессе коррекционно –воспитательной работы учитываются речевые возможности каждого дошкольника
Целью коррекционного обучения в группах комбинированной направленности является коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития. Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи ( в соответствии с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов; подготовка воспитанников к обучению грамоте.
Основными задачами групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи являются:
- Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
- Предупреждение нарушений устной и письменной речи.
- Развитие высших психических функций воспитанников.
- Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.
- Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.
- Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.
- Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное воспитание и образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (в данном случае - детей с нарушениями речи). В эти группы принимаются дети с нормальным физическим слухом и первично сохранным интеллектом, имеющие такие нарушения речевого развития как: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР).
Воспитание и образование строится в соответствии с Образовательной программой дошкольного учреждения, а также по специальным (коррекционном) программам предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка.
В группах комбинированной направленности для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:
- своевременным обследованием детей;
рациональным составлением расписания специально-организованной деятельности;
- планированием фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы;
- оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
- совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями, узкими специалистами. В течение всего времени обучения детей непрерывно осуществляется диагностика и мониторинг который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы.
Для работы в группах комбинированной направленности были разработаны программы которые предназначены для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах для детей с ограниченными возможностями здоровья .
Основной формой обучения для детей данной категории являются логопедические занятия. Предусмотрены такие формы занятий как индивидуальные основной целью которых является осуществление воспитания правильного произношения и групповые на которых осуществляется работа по подготовке детей к обучению грамоте , которые включают в себя работу над формированием лексико – грамматических категорий и развитию связной речи.
В нашем дошкольном учреждениями данная коррекционная работа осуществляется с …… на данный момент существуют 3 группы комбинированной направленности средняя логопедическая группа (возраст детей 4-5 лет), старшая логопедическая группа (возраст детей 5 - 6 лет), подготовительная логопедическая группа (возраст детей 5 - 6 лет).
Вся коррекционная работа разделена на три периода. В средней группе Коррекционная работа разделена на три периода. Общее количество занятий в год – 32. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого – 20 минут. По периодам обучения они распределены следующим образом:
1 период –10 занятий;
2 период –10 занятий;
3 период - 12 занятий.
Общее количество занятий в год в старшей группе – 64. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого - 25 минут. По периодам обучения они распределены следующим образом:
1 период – 20 занятий;
2 период – 28 занятий;
3 период - 16 занятий.
Общее количество занятий в год в подготовительной к школе группе – 96. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность каждого - 30 минут. По периодам обучения они распределены следующим образом:
1 период –30 занятий;
2 период – 42 занятия;
3 период - 24 занятия.
Все занятия проводимые в ДОУ строятся на основе партнерских отношений.
В 2010 учебном году в среднюю группу комбинированной направленности было зачислено – 28 детей с речевым заключением общее недоразвитие речи, в конце учебного года речевое заключение ОНР 22 ребенка, 6 детей имели речевое заключение Лексико – граммотическое недоразвитие речи, так как у них наблюдались значительные улучшения в формировании звуковой стороны речи.
в старшую группу посещало 28детей с речевым заключением общее недоразвитие речи, в подготовительную группу было переведено 14 было выпущено 12 детей из них заключение ОНР имели только 2 ребенка, нормальное речевое развитие 6 детей и лексико – грамматическое недоразвитие 4 ребенка, 2 ребенка были оставлены на повторное обучение.
Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает длительный срок обучения , в течение которого у них должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация словаря, идти формирование звукопроизношения, развитие связной речи и умения грамматически правильно и точно выражать свои мысли. Помощь ребенку неэффективна если в нее не вовлечены родители воспитанников Постоянно проводится работа с родителями постоянно проводились анкетирование родителей, по результатам которых была намечена индивидуальная работа, собрания, индивидуальные и групповые консультации, где давались рекомендации информационные выставки, тематика которых планируется в зависимости от речевого заключения и возраста.
Бесспорно, ключевые позиции коррекционно – развивающей работы ДОУ принадлежат логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическая, профилактическая, коррекционно – педагогическая, организационно – методическая, консультативная, координирующая, контрольно оценочная. Однако не следует забывать о достаточно сильном потенциале других участников коррекционно – образовательного процесса, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы, а в конечном итоге определяют эффективность данного вида обучения
Нормативно – правовая база (министерские, федеральные, муниципальные, локальные акты)
С какого периода, результаты, проблемы, сколько детей, каких, с какой группы, сколько групп, работа с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа в условиях ГБОУ детского сада общеразвивающего вида.
Данная презентация знакомит с системой работы учителя-логопеда в условиях ГБОУ детского сада общеразвивающего вида. Презентация создавалась для родительского собрания, может быть использован...
«Растим здоровых детей» - физкультурно-оздоровительная работа в условиях малокомплектного детского сада
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По...
Организация системы работы с детьми в детском саду по защите окружающей среды
Одной из главных задач годового плана работы нашего ДОУ является формирование активной позиции защитника природы у детей, родителей и социума, большое внимание уделяется природоохранной деятельности....
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Организация логопедической работы в условиях массового дошкольного учреждения»
Основными задачами логопедического пункта МДОУ являются:· своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;·...
Особенности организации логопедической работы в условиях дистанционного обучения.
Особенности организации логопедической работы в условиях дистанционного обучения....
Технологии в работе педагога – психолога комбинированного детского сада
Здесь представлены наиболее эффективные технологии, которыми я пользуюсь с реальными результатами....