Формирование связной речи в онтогенезе
статья по логопедии
Ознакомление с педагогической, психологической и лингвистической литературой показало, что проблема развития диалогической речи всесторонне изучается и остается актуальной и в наши дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование связной речи в онтогенезе
Существует обширная литература, посвященная вопросам развития связной речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Эта тема подробно рассматривается в работах Л.А. Пеньевской, Т.А. Ладыженской, М.С. Лаврик, Л.П. Федоренко и др. Учёные отмечают, что уже в возрасте 2-3 лет элементы связной речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей [4, 5].
Развитие связной речи у детей без речевой патологии происходит постепенно вместе с развитием деятельности, мышления и общения.
В процессе непосредственного эмоционального общения со взрослыми, у ребёнка уже на первом году жизни закладываются основы будущей связной речи.
Элементарная фразовая речь, которая включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие какие-либо бытовые требования ребёнка формируется уже к концу второго года жизни. Если же к 2,5 годам у ребенка не появляется элементарная фразовая речь, то его темп речевого развития начинает отставать от нормально развивающегося дошкольника.
На третьем году жизни значительно усиливается потребность ребенка в общении и со взрослыми и со сверстниками, в связи с этим стремительно увеличивается и объем общеупотребительных им слов.
Принято считается, что к 4-5 годам звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется. [3].
Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. Его предложение, как правило, уже состоит из 5-6 слов. В речи используются союзы и предлоги, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Дети в этом возрасте легко рассказывают и запоминают стихи и сказки, передают содержание картинок. В это время ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи. Также детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни — и короткие рассуждения [5].
Монологической речью ребёнок начинает овладевать с 5-6 лет. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов. Дети задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои действия, в этом возрасте их часто называют «дети-почемучки». [3].
Многие исследователи такие как А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, Л.П. Федоренко и другие подчеркивают важность работы над предложениями различной структуры для развития связной монологической и диалогической речи. [5].
Также в старшем дошкольном периоде с развитием самостоятельной практической деятельности у ребёнка появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий [1, 2].
Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 6 годам свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют большой словарный запас, владеют навыками правильного звукопроизношения, готовы к звуковому анализу и синтезу.
В связной речи:
- пересказывают знакомую сказку, короткий текст, стихотворения;
-составляют рассказ по картине и серии сюжетных картинок, рассказывают об увиденном или услышанном;
- спорят, рассуждают, высказывают мнение, убеждают товарищей.
Таким образом, из всего вышесказанного следует:
1. Связная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое;
2. В дошкольном возрасте закладывается фундамент формирования тех психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности. К 6 годам дети при нормальном речевом развитии свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют большой словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К школе у таких детей формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Дети с нормальным речевым развитием могут пересказать знакомую сказку или короткий текст, составляют рассказ по картинке, или серии сюжетных картинок, рассказывают об увиденном, или услышанном, спорят, рассуждают, убеждают, высказывают мнение.
3. Ознакомление с современной педагогической, психологической и лингвистической литературой показало, что проблема развития диалогической речи всесторонне изучается и остается актуальной и в наши дни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. — М., 2012. 220 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь М., 2011г. 368 с.
- Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. — 1994.
- Ладыженская ТА. Связная речь// Методика развития речи на уроках русского языка. — М., 1980.
- Федоренко.Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста// IIод ред. Л.П. Федоренко. — М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звуков речи в онтогенезе
Всё, что родителям нужно знать о правильном формировании звуков в речи ребёнка....
Формирование диалогической речи в онтогенезе и дизонтогенезе.
В данной статье я рассказываю о формировании диалогической речи....
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. 1 год обучения. 2016- 201...
Развитие связной речи в онтогенезе
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К. Д., Тихеевой Е. И., Коротковой Э. П., Бородич А. М., Усовой А. П., Соловьевой О.И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Со...
Консультация для родителей "Формирование звуков речи в онтогенезе"
консультация для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста...
Особенности формирования связной речи у детей в онтогенезе
Особенности формирования связной речи у детей в онтогенезе...
формирование связной речи у детей в онтогенезе
В данном материале рассматривается становление речи детей в онтогенезе. Представлены взгляды на формирование связной речи разных ученых из различных областей....