Конспекты занятий
план-конспект занятия по логопедии
1. "Путешествие в стране звуков со звуком "С" .
Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука "С" для детей средне-старшей группы компенсирующей направленности с диагнозом ТНР ОНР.
2."В гостях у Шипелочки".
Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации произношение звука [ш] изолированно, в слогах, разных позициях в словах, в предложениях и тексте.
3. "Профессии, связанные с животными и птицами".
Подгрупповое логопедическое занятие по развитию лексико-грамматического строя для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с диагнозом ТНР ОНР.
4. "Семья бобров!
Логопедическое занятие по связной речи. Составление рассказа по мнемоколлажу «Семья бобров»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Путешествие в страну звуков со звуком "С" | 20.72 КБ |
"В гостях у Шипелочки" | 20.22 КБ |
"Профессии связанные с животными и птицами" | 22.09 КБ |
"Семья бобров" | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15
комбинированного вида Московского района
Санкт-Петербурга
Логопедическое занятие по автоматизации звуков [С].
Тема «Путешествие в стране звуков со звуком «С»»
Логопед: Воронова Ольга Николаевна
2021 г.
Форма организации: подгруппа детей средне-старшего дошкольного возраста
Возраст: 4-5 лет.
Детская цель: путешествие к озеру, за рыбками.
Цель: автоматизация звука «С» с активизацией словаря по тематике.
Задачи:
Коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные:
- Развивать общую и артикуляционную моторику.
- Автоматизировать произношение звука [с] изолированно, в слогах, разных позициях в словах.
- Развивать фонематический слух (учить выделять звук на фоне слова).
- Вслушиваться в звуки речи, сравнивая слова по звуковым моделям и находить в них сходство и различие, чувствовать ритм, рифму.
- Отрабатывать понимание и употребление существительных множественного числа в родительном падеже.
- Отрабатывать слова с противоположным значением (антонимы).
- Развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
- Заучивать чистоговорку по мнемотаблице.
- Уточнять и активизировать словарный запас по заявленной тематике.
- Развивать психических процессы: внимание, мышление, память.
- Развивать различные каналы восприятия информации (аудиальные, визуальные, тактильные).
- Развивать словесно-логическое мышление, любознательность.
Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности и сотрудничества; формировать коммуникативную, деятельную, информационную, здоровьесберегающую компетентность.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (предметные картинки), игровой (дидактическая игра), практический (упражнение, исследование, наблюдение).
Предварительная работа: знакомство со словарём по теме; повторение названий основной цветовой гаммы; подготовка артикуляционного аппарата, дыхательной системы; автоматизация звука [С] в словах.
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Вводная часть | -Здравствуйте, ребята! День сегодня необычный, удивить хочу я вас. В путешествие большое мы отправимся сейчас. Но, сначала ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь поиграем в игру. Я, буду бросать вам мяч, а вы будете называть свое имя ласково: «Мячик маленький поймай. Да словечком приласкай» | «Дшенька, Егрушка, Никитка, т.д….» |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели | - Сейчас мы с вами отправимся в страну звуков. Логопед показывает три последовательных движений (руки в стороны, покружиться, и прыгнуть на одно ноге) дети повторяют по очереди. - Посмотрите около озера какие предметы, вы знаете как н называются. (Если дети не называют, логопед называет). - Что вы слышите в этих словах. -Сегодня будет сопровождать нас в стране звуков звук «С». - Эти предметы не случайно оказались здесь, зачем они нужны? - За кем мы можем наблюдать в озере? - Вы видите кого-нибудь в озере? - А вы хотели бы чтобы в нашем озере были рыбы? - Мы можем с вами отправиться в путешествие за поиском рыб для нашего озера, а помогать нам будет в стране звуков звук «С» | - Сачок, маска, костюм, ласты. - Звук «С». -Чтобы плавать под водой и ловить рыбу. - За рыбами. - нет - да |
-А вот и дорога. Дорога извилистая, вдогонку нам дует легкий ветерок. Поможет пройти по дороге звук «С». Ведем пальчиком по дорожке и произносим «С-С-С», спокойный вдох через нос, кончик языка за нижними зубами, губы в улыбке и подули. Упражнение «Выделение звука на фоне слова» Если дальше вы пойдете, - Перед нами болото и кочки. Логопед раскладывает прямоугольной формы листы на полу, стального, желтого, красного, салатового цвета. - Какого цвета кочки, давайте назовем. -Послушайте названия цветов, что вы слышите? - Какого цвета кочку надо убрать? А если слог произнесете, Упражнение «Запомни и повтори ряд слогов» - Наступаете на кочку произносите слог со звуком «С» (логопед дает образец) - СКА-СКО-СКЫ и т.д. Каждый ребенок проходит по кочкам. «Игра «Ушки на макушке» -Что же это? Если слово подберешь Дальше ты пройдешь! - Нам нужно подобрать к слову «песок» рифму. «песок» - «дымок» - подходит? - Повтори. «песок» - «звонок». Подходит? - Повтори. «песок» - «плавник». Подходит? «песок» «глазок» «песок» - «чешуя» «песок» - «хвост» «песок» - «висок» «песок» - «замок» -А вот и озеро. Смотрите кто плавает в озере. Нам нужно их поймать, как? -Чтобы рассмотреть хорошенько рыб, нам нужна? -Чтобы не замерзнуть в озере, нужен? -Чтобы спуститься на глубину, нужны? -Чтобы поймать рыбу, нужен? -Одеваем маску, ласты, костюм, берем сачок. Отправляемся на поиск рыб. Работа над речевым дыханием. -Итак, мы водолазы, нужно нырнуть поглубже! Вытяните губы вперед трубочкой и подуйте в «трубочку», так чтобы водолаз оказался в озере. Игра «Наоборот» - Какие бываю рыбы, подскажи словечко. Тонкие - Злые - Шершавые - Короткие – Озорные – Медленные - -Найдите одинаковые картинки (сом-сом, налим-налим, пескарь-пескарь, окунь-окунь, судак-судак, толстолобик-толстолобик) Игровое упражнение «Один-много» Сом- много налим- много судак – много (много пескарей, много окуней, много толстолобиков, много окуней) -Мы нашли с вами рыб? -Чтобы вернуться в детский сад нам нужно сказать такие слова. Какой нам звук помогал? Разучивание стихотворения по мнемотаблице. Саня видит – вот так сом! С длинным –длинным он усом. | Произносят длительно звук «С». - Стальная кочка, желтая кочка, красная кочка, салатовая кочка. - Желтую. Потому что в слове желтая нет звука «С». СКА-СКО-СКЫ СА-СЫ-СЭ СТЫ-СТО СТА и т.д. -песок. Да, Песок - дымок Да Песок - звонок нет песок - глазок песок - висок песок - замок -рыбы Ответы детей. -маска -костюм -ласты -сачок Сдувают водолаза с трубочки. -толстые -добрые -гладкие -длинные -спокойные -быстрые Выкладывают одинаковые картинки. -сомов -налимов -судаков и т.д. Нашли. Звук «С» Саня видит – вот так сом! С длинным –длинным он усом. | |
Заключительная часть | - С каким звуком мы сегодня путешествовали? - Какие слова со звуком [С] вы запомнили? - А какие слова помогли нам вернуться в детский сад? | «С» -перечисляют. - Повторяют чистоговорку. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта мероприятия с детьми
Тема «В гостях у Шипелочки»
Воронова Ольга Николаевна
Высшая квалификационная категория
Основной вид детской деятельности: речевой.
Возраст детей – 5-6 лет
Форма проведения мероприятия: занятие.
Используемые образовательные технологии: ИКТ, мнемотехника, технология коррекции звукопроизношения.
Цель: закрепление правильного произношения звука [Ш]в словах, предложениях, тексте.
Детская цель: поиграть с Шипелочкой.
Задачи:
Коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные:
- Автоматизировать произношение звука [ш] изолированно, в слогах, разных позициях в словах, в предложениях и тексте.
- Развивать фонематический слух (учить выделять звук на фоне слова)
- Развивать связную речь и умение правильно строить предложение;
- Развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- Закрепить понимание и употребление глаголов с разными приставками в предложениях;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие;
- Расширять и активизировать словарный запас;
- Предупредить ошибки на письме, при написании слов с буквой[ш];
- Развивать различные каналы восприятия информации (аудиальные, визуальные, тактильные, обонятельные);
- Развивать психических процессы: внимание, мышление. память;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство доброжелательности и сотрудничества;
- формировать коммуникативную, деятельную, информационную, здоровьесберегающую компетентность;
- формировать положительную мотивацию к обучению;
Планируемый результат:
Привлечение внимания детей к речи, к ее наполнению и правильное произношение звука «Ш» в слогах, в словах, в предложениях, в тексте.
Оборудование:
- интерактивное устройство; - ноутбук;
- баночки с различными запахами;
-предметики со звуком «Ш», «звуковая» сумочка.
- карточки-картинки для составления связного рассказа;
- лист-карта для штриховки;
Ход мероприятия
№ | Этап Структурные компоненты деятельности | Организация деятельности | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Сегодня на занятие к нам пришла гостья. Ее зовут Шипелочка, она любит звук с которого начинается ее имя. Догадайтесь, какой любимый звук у Шипелочки? | - «Ш» | 1 минута |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели | |||
3. | Другой вариант вводно-организационного этапа | - «Шипелочка очень любит играть в разные игры. А вы любите играть?» И предлагает поиграть вам вместе с ней. Хотите? Тогда, мы отправляемся с вами в страну звуков. | ||
4. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний детей | Игра «Эхо». - Шипелочка часто гуляет по лесу и играет с эхом. Попробуйте, как эхо повторить, то что я произнесу ша-ша-ша- небольшая шайба ша-ша-ша - всеядный шакал шу-шу-шу - смешная шутка шу-шу-шу - меховая шуба ши-ши-ши - длинные шипы ши-ши-ши - душистая шишка шо-шо-шо - внешний шов шо-шо-шо - ласковй шопот | Дети повторяют чистоговорки. ша-ша-ша- небольшая шайба ша-ша-ша - всеядный шакал шу-шу-шу - смешная шутка шу-шу-шу - меховая шуба ши-ши-ши - длинные шипы ши-ши-ши - сосновая шишка шо-шо-шо - внешний шов шо-шо-шо - ласковй шопот | 2 минуты |
Игра «Собери сумочку?» - У Шипелочки есть сумочка, все из сумочки выпало, поможем собрать предметики в сумочку?» Сумочка необычная, у нее три кармашка. В первом кармашке предметики начинающиеся со звука «ш», в последнем кармашке предметики заканчивающиеся на «ш», а в кармашеке который находится посередине предметики с «ш» в середине слова. Слова для игры: шапка, шуруп, картошка, груша, подушка, лягушка, матрешка, хлопушка, пушка, шайба, мышка, шоколад, кошка, машина, шкатулка, кошелек, туш, ковш, катушка. Если дети допускают ошибки, предлагаю полоски с напечатанными словами. Выкладываю под словами. Как мы свами отправимся в лес, пешком или на машине | Дети распределяют самостоятельно предметики рядом с кармашками. - «шапку» нужно положить в первый кармашек и т.д. | 5 минут | ||
Динамическое упражнение «По дорожкам…» В лес весенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключений Нам, ребята, не найти Друг за дружкой становитесь, Крепко за руки беритесь. | (читает стихотворение) Здравствуй, лес, весенний лес, Полный сказок и чудес. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица? Все открой - не утаи. Ты же знаешь, мы свои. | 1 минута | ||
Шипелочка часто гуляет по лесу и знает кто живет там, а вы? Поиграем? - «Нам нужно с вами определить кто живет в лесу, каждому дам картинку, ее надо назвать, подумать и решить останется она в весеннем лесу. (шмели, лягушки, лошади, шакалы, кошки, мышки, кашалоты, коршуны, мартышки, тушканчики). | Называют, думают, определяет остается эта картинка на ковре или нет. - «Шмели живут в весеннем лесу и т.д.» | 3 минуты | ||
В лесу не только живут животные и насекомые, но и разные растения. Игра «Запахи леса» - Шипелочка предлагает вам понюхать ее любимые цветы – и выбрать баночки с шалфеем, для ароматного чая. | - Дети подбирают баночки с запахом трав. (или находят парочки по запаху) | 3 минуты | ||
На поляночку весной Прибыл весь народ лесной - Вышел из норы зайчишка, Из берлоги вылез... Мишка тоже почуял запахи ароматной травы и проснулся. | -мишка | 2 минуты | ||
- Лист-карта «Маршрут для мишки» Мишка голодный долго спал, хочет есть, давайте поможем ему. Чем он любит полакомиться? - Проведем мишку? -Мишка из леса …(вышел) - Через мост … (перешел) - В избушку …..(зашел) - К опушке (подошел) - Каштан вокруг (обошел) И мед …….(нашел) | - медом | 3 минуты | ||
После каждой прогулки Шипелочка рассказывает друзьям, во что играла, что делала. Давайте вместе, с помощью картинок расскажем. Однажды Шипелочка отправилась в весенний лес. Вышла она на опушку. На опушке рос душистый шалфей. Только хотела сорвать Шипелочка шалфей, прилетели шмели. Присела Шипелочка отдохнуть под каштанами, послушать как кукушки кукуют. Неожиданно мышки прибежали, каштаны взяла и в норки побежали. Хорошо на опушке. | 7 минут | |||
5. | Актуализация опыта детей, уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | - Размещение фотографий в альбом из трех отделений. - произношение слов, фраз со звуком «Ш» | ||
6. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | - Придумывать истории опираясь на картинки. | ||
7. | Самостоятельное применение нового на практике | - Находить похожие запахи, различать их. - Рассказывать, опираясь на рисунки, схемы. | ||
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Подведение итогов. | - Дети, наше занятие подошло к концу. - С кем мы путешествовали? - Какой звук любит Шипелочка? - Какие слова со звуком «Ш» вы запомнили? | - с Шипелочкой. - «Ш». - ландыш, шапка, шел, машина, пешком, каштан, камыш, и т.д. | 1 минута |
7. | Рефлексия | Кому понравилось сегодняшнее занятие, прикрепите к доске смайлик, тот кому занятие не очень понравилось- прикрепите белый магнитик на доску. |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15
комбинированного вида Московского района
Санкт-Петербурга
Подгрупповое логопедическое занятие по развитию лексико-грамматического строя для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с диагнозом ТНР ОНР.
Тема «Профессии, связанные с животными и птицами.»
Составлен:
Воронова Ольга Николаевна
2021 г.
Форма организации: подгруппа детей подготовительного дошкольного возраста.
Возраст: 6-7 лет.
Детская цель: выполнение заданий для определения профессий разных людей.
Цель: закреплять навык правильного оформления предложения в устной речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные:
- Закреплять понятия «слово-предмет», «слово-признак», «слово- действие».
- Расширить и активизировать словарь по теме «Профессии людей», «Домашние животные».
- Автоматизировать произношение свистящих, шипящих, аффрикат и сонорных звуков в разных позициях в словах, в предложениях.
- Развивать фонематический слух (выделять звук в начале слова), соотносить звук с буквой.
- Упражнять в согласовании существительного и прилагательного в предложениях.
- Развивать умение подбирать слова-действия в предложении.
- Развивать умение подбирать прилагательные к именам существительным в роде и числе.
- Упражнять в согласовании числительных (один и два) с существительными в дательном падеже.
- Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).
- Развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
- Расширять представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости и инструментах, используемых представителями разных профессий.
- Развивать общую моторику.
- Развивать психических процессы: внимание, мышление, память.
- Развивать различные каналы восприятия информации (аудиальные, визуальные, тактильные).
- Развивать словесно-логическое мышление, любознательность.
Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности и сотрудничества; формировать коммуникативную, деятельную, информационную, здоровьесберегающую компетентность.
Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.
Методы и приёмы: словесный (беседа), наглядный (предметные картинки), игровой (дидактическая игра), практический (упражнение, исследование, наблюдение).
Материалы и оборудование:
Мешочек с предметами (метр, зерно, лакомство, лекарство, мыло, щетки, плетки), картинки (портреты людей, картинки с профессиями, место где работают и т.д.), контурное изображение детенышей с подписями.
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Вводная часть | -Доброе утро! Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся. Поиграем в игру «Разминка для ума». «Выделение звука на фоне слова» Я говорю слово, кидаю мяч, вы повторяете его, называте, какой звук первый, кидаете обратно мяч и ищите букву обозначающую этот звук (ответы детей –, ...). кинолог/доярка/пастух/конюх/зоолог/свинарка/ птичница/ветеринар/ зоотехник т.д. | - Доброе утро! - Здравствуйте. -Кинолог, первый звук «К», это буква К/доярка-Д /пастух-П/конюх-К/зоолог-З/свинарка-С/птичница-П/ Ветеринар-В/ зоотехник-З |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели | - Что за слова вы произносили? Как можно назвать это одним словом? - Что за профессии, с чем или с кем они связаны, может их что-то объединяет? - Вот портреты на которых изображены люди, этих профессий. /переносная магнитная доска «ДОСКА ПОЧЕТА»/ Все эти люди ответственны и трудолюбивы, внимательны. Поэтому их фотографии поместили на «Доску почета». Они хорошо выполняли свою работу. - Кто доярка, а кто зоолог? - Вы хотите узнать кто кем работает? Задания, которые мы с вами будем выполнять, помогут нам узнать, кем работают эти люди, какая у них профессия. | - Это профессии. - Все люди этих профессий работают с животными. - Не знаем, кто кем работает. -Да. |
Основная часть | - Что это? (дети рассматривают картинки и называют, что на ней нарисовано). - Что это? - На какой вопрос отвечают эти слова? «Игра «Ушки на макушке» -Я буду называть слово, а вы находить подходящую картинку. Постарайтесь запомнить это слово. (Каждый ребенок после того как правильно подобрал существительное, забирает картинку). - цветущее - большой - длинный - чистая - высокий - новая - знаменитая - ухоженный - учебная - Как можно назвать эти слова? Распространение предложения прилагательным. - Как ты думаешь, кто работает в конюшне? - Кто работает в коровник? - Кто работает на поле? - Кто работает в ветеринарной больнице? - Кто работает на площадке? - Кто работает в птичнике? - Кто работает в свинарнике? - Кто работает в зоопарке? - Кто работает на ферме? Игра «Волшебный мешочек» - Давайте посмотрим, что сегодня находиться в мешке. Дети садятся на ковер, достают по одному предмету из мешка. - Скажите, что делает с зоотехник с витаминами? Что делает кинолог с лакомством? - Что делает конюх щетками. - Что делает ветеринар с градусниками? - Что делает лопатой свинарка? - Что делает плеткой пастух? - Что делает зоолог метром? - Что делает доярка мылом? - Что делает птичница с зерном? - Что за слова: лечит, моет, гонит? Мы сейчас с вами тоже сделаем действия в игре. Поиграем? Физкультминутка - Кто-то скачет -Кто-то чистит -Кто-то выгулил коней. -Кто-то лечит -Кто-то учит -Кто-то козочку стерег -Не кончаются заботы, -Много у людей работы. «Игра сосчитай» - Все люди этих профессий помогают животным, а особенно детенышам. Перед ребенком логопед выкладывает контурное изображение детенышей, а ребенок соотносит с цветной картинкой. - Кому же помог конюх? - птичница (птичник) - свинарка -кинолог - зоотехник - зоолог - пастух - ветеринар - доярка Игра «Будь внимательным!» - Посмотрите, что изображено на картинке и исправьте меня если неправильно. /Работа с деформированным предложением/. -Коза изучает длинноного зоолога. -Корова доит пятнистую доярка. -Лошадь выгуливает редкого конюха. - Овцы пасут в долине послушного пастуха. - Коровы отвечают за правильное кормление зоотехника. -Собаки тренируют разных кинологов. -Свиньи выдают корм голодным свинаркам. - Куры пересчитывают белых птичниц. - Кот осмотрел больного ветеринара. - Что мы сейчас с вами составляли? - Из чего составляли предложения? - Какие бывают слова? | - Это поле, зоопарк, коровник, ветеринарная клиника, курятник, конюшня, свинарник, площадка, ферма. -Слова. - Что это? Слова-предметы. - поле - зоопарк - коровник - ветеринарная клиника - курятник - конюшня - ферма - свинарник - площадка - слова- признаки - В новой конюшне работает конюх. - В теплом коровнике работает доярка. - На цветущем поле работает пастух. - В чистой ветеринарной клинике работает ветеринар. - На учебной площадке работает кинолог. - В высоком птичнике работает птичница. - В ухоженном свинарнике работает свинарка. - В большом зоопарке работает зоолог. - На знаменитой ферме работает зоотехник. - Зоотехник следит за едой с которая с витаминами. -Кинолог угощает собак лакомством. -Конюх чистит лошадей щетками. - Ветеринар мерит температуру градусниками. - Свинарка чистит свинарник лопатами. - Пастух гонит стадо плеткой. - Зоолог измеряет лапы, голову метром. - Доярка моет корову специальным мылом. - Птичница кормит зерном кур. - Слова-действия. -Подпрыгиваю то на правой то на левой ноге. - Кисти сжаты в кулак, движение рук сверху вниз. -Прыжок ноги врозь, прыжок ноги вместе (2 раза повтор) - Поглаживание рук поочередно от плеча до кисти. - Делают большой круг руками. -Приседают, рука около лба (как будто ищет что-то) -Большое вращение руками. Ребенок рассматривает контурную картинку детеныша, соотносит ее с изображением - Конюх помог двум жеребятам. - Птичница помогла двум цыплятам. - Свинарка помогла одному поросенку. - Кинолог помог одному щенку. - Зоотехник помог двум козлятам. -Зоолог помог одному гусенку. - Пастух помог двум ягнятам. - Ветеринар помог двум котятам. - Доярка помогла одному теленку. -Зоолог изучает длинноногую козу. -Доярка доит пятнистую корову. -Конюх выгуливает редкую лошадь. - Пастух пасет в долине послушных овец. -Зоотехник отвечает за правильное кормление коров. - Кинолог тренирует разных собак. -Свинарка выдает корм голодным свиньям. -Птичница пересчитывает белых кур. -Ветеринар осмотрел больного кота. - Предложения. - Из слов. - Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. |
Заключительная часть | - А кто хотел бы работать с животными? Кем? - Как вы думаете, можем мы теперь сказать у кого какая профессия. - Как мы можем определить кем человек работает? - Давайте подпишем профессии. | - Высказывают свое мнение. - по месту где он работает, по инструментам, которые он использует, с кем он работает. -Дети ставят подписи под портретами. |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15
комбинированного вида Московского района
Санкт-Петербурга
Логопедическое занятие по связной речи.
Тема. Составление рассказа по мнемоколлажу «Семья бобров»
Логопед: Воронова Ольга Николаевна
2021 г.
Тема. Составление рассказа по мнемоколлажу «Семья бобров»
Цель: учить детей составлять рассказ по опорным картинкам; последовательно пересказывать с помощью наглядного моделирования.
Задачи:
1. Учить пересказывать рассказ по мнемоколлажу.
2. Обогащать лексику признаками-прилагательных, в том числе однородными.
3. Упражнять в образовании и употреблении в речи притяжательных прилагательных от слова бобер.
4. Развивать фонематический анализ и синтез (учить выделять первый звук в слове, синтезировать звуки в слова).
5. Упражнять в образовании родственных слов.
6. Развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.
7. Развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
8. Развитие диалогической речи – «свободный» диалог по содержанию рассказа.
Предварительная работа: отгадывание загадок, упражнения подборе признаков и действий к зверям, образование родственных слов от названий зверей, закрепление словообразования притяжательных от слов медведь, лиса, волк. Составление предложений о животных наших лесов с 2-3 признаками или действиями.
Оборудование: картинки для коллажа, музыкальное сопровождение «музыка леса», схема – «зашифрованное слово», мяч.
Деятельность логопеда. | Деятельность детей. | |
Организационный момент. Звучит музыка леса. | -Что вы представляете, слушая эту музыку, куда мы с вами попали? -Хотите сейчас погулять по лесу? -Сегодня мы не просто будем гулять по лесу, будем настоящими исследовате-лями – натуралистами. -Кто такие натуралисты? | - Лес -Хотим. - Люди которые изучают, зарисовывают, записывают увиденное ими в природе. |
Фонематический анализ и синтез. Игра «Зашифрованное слово» | -Представим себе, что мы сейчас в этом лесу, идем вдоль речки. По берегам реки растут тонкие осины, плакучие ивы и белоствольные берёзки. -Посмотрите чьи это следы? -Хотите узнать чьи это следы? -Посмотрите, здесь зашифровано слово, нужно определить первый звук каждого слова и соединить их. | - Человечьи, птичьи, и - Да. - «Б»-«О»-«Бь»-«О»-«Р» -БОБЁР |
Беседа с наводящими вопросами по содержанию рассказа – «свободный диалог». (при необходимости логопед помогает детям, начиная вопрос, подсказывая ключевое слово, предлагая опорные слова – фиксируется рассказ «картинками») | -Так как мы юные натуралисты мы с Вами должны зафиксировать увиденное. (картинка реки; деревьев: осина, ива, береза; бобра). - Из кого состоит семья бобра? (картинка семьи бобра) -Каждый натуралист описывает увиденное животное, давайте расскажем какие бобры, опираясь на схему (логопед помогает). - Как вы думаете где живут бобры? -Давайте представим, что у на есть большая телекамера и заглянем вовнутрь хатки. А где же вход? -Зачем делать такие сложные входы? -Зимой на поверхность выходят бобры из своих хаток? -Подумайте и скажите, сейчас зима, вода в реке на которой живут бобры замерзает или нет? - А что делают бобры, чтобы вода в река не промерзла до дна? -Из чего бобры строят плотины? - Чем же питаются бобры зимой? -Когда запасает еду на зиму бобер? -Как запасает еду бобер? -Работают бобры и днем, и ночью. Бобры – умные, работящие, их называют «хранителями рек». (картинки) (на доске получился коллаж) | -Семья состоит из бобра бобрихи и молодых бобрят. -Голова небольшая. Тело у всех бобров приземистое, вытянутое. Короткие лапы с пятью пальцами, между которыми перепонки, когти крепкие. Мех состоит из волос и подшерстка. От холода бобров спасает слой подкожного жира. Хвост бобровый напоминает весло, покрыт мелкими чешуйками. -Бобры живут в хатке. - Входы в нору-хатку скрыты под водой, похожи на лабиринты. -Чтобы защититься от хищных зверей. - На поверхность зимой бобры выходят очень редко. -ответы детей. -Чтобы зимой вода в реке не промерзала, и не пересыхала летом бобры строят плотины. -Из стволов деревьев, камней и ила. - Пищей бобра является древесина, ивовые, осиновые, березовые ветки. - Запасают еду на зиму осенью. - Валят деревья, растущие около реки, и отгрызают ивовые, осиновые, березовые ветки. |
Психогимнастика | -У нас, с Вами, получился замечательный рассказ, путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в сад. Чтобы вернуться нам нужно сказать такие слова. Давайте все обнимемся И до небес поднимемся. Тепло сердец соединим И станем солнышком одним. | |
Игра в мяч – упражнение в образовании притяжательных прилагательных от слова бобер и употреблении в полных ответах на вопросы логопеда. | -Сейчас я проверю, что запомнили наши юные натуралисты. Буду задавать вопросы, слушайте внимательно, отвечайте полным предложением. -В чьей хатке ждут бобриху молодые бобрята? -Чье тело приземистое и вытянутое? -Чей подкожный жир спасает бобров от холода? -Чей хвост покрыт мелкими чешуйками? -Чья хатка располагалась под водой? -В чью хатку входы похожи на лабиринт? -Чьи запасы хранятся в хатке? -Чьи острые зубы отгрызали березовые, осиновые, ивовые веточки. -Чье трудолюбие достойно поражения? | - Ответы детей. |
Коллективный рассказ детей «Семья бобров», затем по цепочке. | -На доске получился коллаж, давайте вместе повторим наши наблюдения, чтобы вы могли рассказать о бобре своим братикам, сестричкам, родителям. | Рассказ повторяется коллективно. Затем еще раз по цепочке. |
- Что понравилось на занятии. |
Образование родственных слов к слову-отгадке бобер.
Назови бобра ласково – бобренок, бобришка, бобреночек.
Детеныши бобра – бобрята.
Мама бобрят – бобриха.
Хвост бобра – бобровый.
Хатка бобра – бобровая
Рассказ по мнемоколлажу. «Семья бобров»
По берегам реки растут тонкие осины, плакучие ивы и белоствольные берёзки. Здесь и живет бобер. Бобровая семья, состоит из бобра, бобрихи да молодых бобрят. Голова у бобров небольшая, тело приземистое, вытянутое, короткие лапы с пятью пальцами, между которыми перепонки, когти крепкие. Мех состоит из волос и подшерстка. От холода бобров спасает слой подкожного жира. Хвост бобровый напоминает весло, покрыт мелкими чешуйками.
Живут бобры в хатке. Входы в нору-хатку скрыты под водой, похожи на лабиринты. Хатка защищает от хищных зверей. На поверхность зимой бобры выходят очень редко. Чтобы вода зимой в реке не промерзала, и не пересыхала бобры строят плотины, втыкая обглоданные стволы в дно реки, между ними укладывают большие камни и закрывают их илом.
Пищей бобра является древесина. Запасают еду на зиму осенью. Валят деревья, растущие около реки, и отгрызают ивовые, осиновые, березовые ветки. Работают не только днём, но и ночью.
Бобры – умные, работящие, их называют «хранителями рек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...