Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия детей старшего возраста «Познавательная поездка Маши»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Семенова Екатерина Владимировна

Постановка звука /Ш/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия детей старшего возраста

 «Познавательная поездка Маши»

Логопед: Семенова Е.В.

Тема: Постановка звука / Ш /

Цели:

  1. Коррекционно – образовательные:

- формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях.

2.  Коррекционные:

- развитие моторики артикуляторного аппарата, пальчиковой моторики.

- формирование правильной выдыхаемой струи, кинетических ощущений

- развитие фонематического слуха

- закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в начале слов.

3.  Коррекционно – воспитательные:

- воспитание контроля над своей речью

- развитие чувства товарищества

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришла Маша. Она хочет посмотреть, как вы занимаетесь!

  1. Постановка цели :

Маша ехала на машине, у нее спустило колесо. Надо Маше помочь? Для этого нужно накачать насосом колесо. Но песенка насоса непростая: Ш – Ш – Ш . Сегодня мы будем учиться произносить звук  / Ш /. А вы хотите научиться песенке насоса? А Машу хотите научить? Вы будете стараться на занятие?

  1. Артикуляторная гимнастика:

  • Массаж: Давайте начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладошки, подушечки пальцев и погладим по лбу (2 – 3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам ушей (2 – 3 раза), над губой (2 – 3 раза), по подбородку (2 – 3 раза).
  • Артикуляторная гимнастика:

            - «Заборчик»

            - «Окошко»

           - «Качели»

            - «Почистим зубки»

            - «Чашечка»

  • Разминки для кистей и пальцев рук (с учетом лексической темы)
  • Голосовые и дыхательные упражнения

- надувание щек одновременно и поочередно («Толстячки – худышки»)

     - губы трубочкой, выдох тонкой, длинной струей задувание на картинки, мелкие предметы

- выдыхание воздуха посередине языка (чашечкой), сдувание      ватки с кончика носа

  1. Анализ артикуляции по плану:

Давайте вспомним , когда произносим звук / Ш /, что делает наш язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя воздуха? Голосовые связки?

Ш -  губы округлены, зубы слегка приоткрыты, язык широкий, поднят вверх в форме «чашечки» за верхними зубам, воздушная струя теплая, дуем на кончик языка.

(Показ профиля артикуляции, схема на руке, выдох на тыльную сторону ладони)

  1. Постановка звука:

Произнесите звук /Ш----- длинно/

Теперь споем песенку насоса – Ш – Ш – Ш – Ш

  1. Закрепление изолированного звука:

Звукоподражание : Ребята, а на что еще похож звук /Ш/? На ветерок -, на змею – правильно.

  1. Развитие фонематического слуха

Сейчас я буду произносить вам звуки, когда услышите / Ш / - хлопните в ладоши: Ш, м, с, к, Ш, р, в, м, г, Ш, з, ж.

Сейчас я буду произносить вам слоги, когда услышите / Ш / - хлопните в ладоши: ма, на, Ша, ко, гу, Шо, ну, ты, ку, Шу, до, вэ, ка, Ша,  Ши, ту, сы, Шо, Шу.

Сейчас я буду называть вам слова, когда услышишь слово со звуком  /Ш/ - хлопни в ладоши.  Шар, сон, дом, Шуба, бочка, почка, Шорты, Шалаш, кот, самовар, рыба, Шорох, лодка, санки, рука, Шуруп, самолет, Шапка.

  1. Закрепление звука в слогах.

Игра « Звук /Ш/ ходит в гости» - составление прямых слогов с гласными а, у, о, э, и

Ш -------- А,  Ш ------- И, Ш ------- У, Ш ------- О

(обращается внимание детей на положение губ, языка на /Ш/, затем на то, как меняется положение губ на гласные звуки)

Многократное повторение слогов ША, ШИ, ШУ, ШО

Повторение рядов слогов и слов:

ША – ША – ША

ШУ – ШУ – ШУ

ШИ – ШИ – ШИ

ША – ША – ШАР

ШУ – ШУ – ШУТ

ШИ –ШИ – ШИП и т. д.

  1. Закрепление звука в словах:

Если получились слоги, значит получатся и слова.

Произнесём слова, тянем длинно /Ш/:

Ш----а-р, Ш----апка, Ш----арик, Ш----арф …. (картинки «Лото логопедическое или изготовленное самостоятельно пособие)

  1. Игры «Лото», «Собери цветок»

Игра «Лото» со звуком /Ш/

Цель: Закрепить слоги и слова, которые мы произносили на занятии.

Игра «Собери цветок»

Цель: Необходимо собрать только те лепестки цветка, на которых изображены картинки со звуком /Ш/ (картинки лото или самостоятельно изготовленные)

  1. Итог занятия

Сегодня мы учились правильно произносить звук /Ш/, показали Маше, как мы занимаемся, накачали Маше колесо насосом, «ловили» слоги, слова со звуком /Ш/, вы повторяли за мной слоги и слова.

Вы очень хорошо работали на занятии, у многих из вас уже отлично получается. Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в Слоголандию».

Тема: «Путешествие в Слоголандию».Дата проведения занятия: 28.02.2018 год.Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня (2 год обучения).Оборудование: - для детей: стулья, сто...

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука С в старшей группе

Логопедическое занятие по автоматизации звука С в старшей группе с использованием разнообразных игровых технологий....

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука С в старшей группе

В занятии представлен оригинальный материал по автоматизации звука С  старшей группе. Здесь присутствуют массаж ладоней сосновыми шишками, авторские стихотворные тексты.. На занятии дети познаком...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука З у детей "Коза Егоза"

Автоматизация звука З  в прямых, обратных слогах и слогах со стечением согласных, а также в словах с этими слогами...