Семинар-практикум для воспитателей и родителей «Логопедические игры для развития звуковой культуры речи»
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»
Цель семинара: оказание помощи педагогам в овладении основными играми для развития звуковой культуры речи.
Задачи семинара:
• активизировать знания педагогов о необходимости развития звуковой культуры речи;
• обучить игровым приёмам логопедических игр для развития звуковой культуры речи;
• расширить степень включённости педагогов в реализацию коррекционной программы;
• продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.
младшая группа
Занятия с детьми этого возраста направлены на развитие слухового восприятия, речевого дыхания и голосового аппарата, на уточнение артикуляции, на воспитание умения правильно и четко произносить гласные и простые согласные звуки:
а) гласные [а], [о], [у], [и], [э]
б) простые согласные звуки губно – губные взрывные [п], [б], [м]; заднеязычные [к], [г]; губно – зубные [в], [ф]; переднеязычные [т], [д], [н].
Они проводятся с использованием звукоподражаний различных животных и предметов, издающими звуки, путем введения этих звукоподражаний в пении, потешках, дидактических играх и небольших рассказах.
Главная задача на этом этапе — ежедневно развивать слуховое восприятие, укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата.
В работе с детьми от 2 до 3 лет звукоподражания усложняются, включают различные по характеристике звуки,например: и-го-го, кис-кис, кудах-тах-тах, хрю-хрю, ку-ка-ре-ку, кря-кря, бл-бл и т. п. Это способствует выработке четкого, ясного произношения звуков как в звукоподражаниях, так и в самостоятельной речи, а также развивает речевой слух.
Таким образом, систематически используя на занятиях и вне их различные звукоподражания, мы одновременно формируем и звуковую культуру речи. На облегченном для произнесении речевом материале ребенок отрабатывает ряд разделов звуковой культуры речи, подготавливая тем самым речеслуховой и речедвигательный анализаторы к более сложной акустико-артикуляционной работе.
Игры – задания
«Баюканье куклы»
Цель:
• развитие артикуляционного аппарата, и формирование речевого слуха;
• выработка длительного речевого выдоха и умения менять тембр голоса.
Содержание:
Педагог раздает куклы и предлагает убаюкать их, длительно напевая звук [а] (ааа). Сначала педагоги произносят звук [а] громко, затем учитель - логопед говорит, что куклы засыпают, и просит убаюкать куклы тише (произнести звук [а] тихим голосом).
Методические указания:следить, чтобы дети произносили звук [а] длительно, на одном выдохе (тех детей, которые не умеют достаточно хорошо выделять голосом звук [а], вызывать небольшими группами, чтобы лучше проконтролировать их).
«Гости»
Цель:
• воспитание речевого слуха и правильного произношения звукоподражаний;
• выработка умения пользоваться тембром голоса.
Содержание: Педагог говорит детям, что они будут встречать гостей. Выйдя с одним из детей из комнаты, воспитатель надевает ему шапочку с изображением собаки. Затем со словами «тук-тук» они открывают дверь.
Дети спрашивают: - «Кто там?»
Ребенок отвечает: - «Ав-ав».Педагог обращается к ребятам: «Кто пришел к нам в гости?» (собачка). «Полаем как собачка вместе» (ав-ав)
Затем педагог повторяет игру, надевая детям шапочки с изображением гуся (га-га-га, лягушки (ква-ква, курочки (ко-ко-ко, козы (мз-мэ) и других животных.
Методические указания: Следить, чтобы дети произносили звукосочетания четко, достаточно громко.
младшая группа
Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет. Для детей 2- ой младшей группы развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. В то же время работу над звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.
Занятия с детьми этого возраста направлены на совершенствование подвижности артикуляционного аппарата, усвоение и закрепление навыков правильного произношения всех звуков родного языка, на улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз, на выработку умения правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения, а также на воспитание у всех детей умения пользоваться нужным тембром голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности.
Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков (п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з –ц). Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др., а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.
Отрабатывая с детьми 3-х лет произношения звуков [и], [ф], [в], педагог создает предпосылки для появления новой группы звуков – свистящих [с], [з]. [ц], для которых характерен определенный уклад органов артикуляционного аппарата, близкий к укладу звука [и]. Так мы создаем возможность переноса навыков, выработанных для одной группы звуков, на другую.
Фрагмент занятия
Звук [у]
Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука [у];
Игра «Снежинка»
Педагог берет снежинку и говорит: «Ребята, к нам вместе с ветерком прилетела снежинка. Давайте тихонько подуем на снежинку, вот так». Показывает, как нужно дуть на снежинку, произнося звук [п] (губы сомкнуть, потом как легкий ветерок, дуть на снежинку произнося звук [п] .
Игра «Поезд и птицы»
Дети рассматривают картинки и называют, что видят (паровоз, гусь, курица, утка, петух). Ребята, как гудит паровоз (у-у-у).
Методические рекомендации:научить детей произносить ударный звук [у] более протяжно (провести линию фломастером по дорожке между рельсами, как только фломастер окажется около птиц, предложить детям погудеть как паровоз (у-у-у).
Физкультминутка «Поезд»
Дети встают друг за другом, образуя поезд. Педагог заранее ставит в разных местах дороги, где проедет поезд, игрушки, изображающие разных животных. Перед тем, как поезд отправится в путь, напомнить детям, что поезд должен погудеть, если на дороге встретятся животные (у-у-у, миновав их, поезд перестает гудеть.
Выразительное чтение С. Маршак
- Ребята, посмотрите на картинку. Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну.
И сказал: "Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
- Как называется стихотворение? (Слон). Что дали слону? (дали туфельку одну) Что он сделал? (взял он туфельку одну) Что сказал слон? (нужны пошире, и не две, а все четыре)
Методические рекомендации: приучать детей отвечать строчками из стихотворения.
«Назови предметы»
- Ребята, назовите предметы, выделяя звук "У" (сту-ул, жу-ук, лу-ук)
Закрепление пройденного материала:
- Ребята, вспомните, как гудит паровоз (у-у-у).
- Назовите картинки со звуком "У" (выделяем звук [у], произнося его более длительно, чем другие звуки (гу-усь, ку-урица, пету-ух, ту-уфелька, сту-ул, жу-ук, лу-ук).
Средняя группа
Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы,последовательно сменяющих друг друга: 1) подготовку органов артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения звука изолированно и в слогах 3) умение выделить этот звук среди других 4) закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.
Воспитание звуковой культуры речи на данном этапе осуществляется путем проведения дидактических игр,игровых упражнений с использованием различного речевого материала: чистоговорок, загадок, потешек, считалок, стихов, прибауток.
1-й вид работы - уточнение движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения.
«Покажи, как Федя сердится, как он радуется»
Когда Федя чем-то недоволен, он надувает губы вот так (вытягивает сомкнутые губы вперед трубочкой, а когда Федя доволен, он улыбается (растягивает губы, обнажая верхние и нижние передние зубы).
- «А теперь я буду рассказывать про Федю». Когда он будет недоволен, вы надувайте губы (показ детям, а когда он будет радоваться, вы улыбайтесь.
Купила мама Феде машину. Доволен Федя (улыбается). Вышел он с машиной гулять, а на улице дождь идет, что ему делать, не знает (надул губы).В это время вышел на улицу Петя, обрадовался ему Федя (улыбнулся). Попросил Петя у Феди машину покатать, жалко стало Феде машину (надул он губы).Закончился дождик, тучки рассеялись, выглянуло солнышко, Федя доволен (улыбается).Федя предложил Пете поиграть вместе: «Петя, пойдем вместе играть» (улыбается).
Методические указания: следить, чтобы дети без напряжения растягивали губы в улыбке и обнажали передние зубы. При вытягивании губ вперед они должны быть сомкнуты.
2-й вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.
Фрагмент занятия
Звук [с]
Предварительная работа:напомнить правильную артикуляцию звука с: язык упирается в нижние зубы (образует желобок по которому идет выдыхаемый воздух).
«Насос»
Решили дядя Федор и мальчик из деревни Простоквашино покататься на велосипеде, а у них спустились шины. Взяли они насосы и стали накачивать шины (воздух выходит из насоса и свистит: с - с - с). Накачаем шины вместе (дети имитируют движения, вместе с педагогом, длительно произносят звук [с]).
Методические указания:Следить за правильным и длительным произношением звука [с].
3-й вид работы — воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.
«Знаешь ли ты?»
- Ребята, я задам вам несколько вопросов, а помогут ответить на них картинки, которые лежат у каждого на столе. Тот, кто найдет правильный ответ на мой вопрос, выйдет и четко назовет предмет, изображенный на картинке.
Вопросы:
1) На чем дети катаются зимой? (картинки с изображением: самоката, санок, самолета, автобуса и т. д.)
2) Что продается в магазине? (сахар, сок, сыр, масло, капуста, мясо и т. д.)
3) Кто живет в зоопарке? (сова, сом, слон, лиса, аист и т. д.)
Методические указания: После того как дети правильно назовут предметы и животных, изображенных на картинках, педагог спрашивает, какой звук повторяется во всех этих словах. Следить за правильным произнесением слов, за правильным произнесением звука [с] в словах. Если дети затрудняются определить звук с в словах, воспитатель сам называет несколько слов, голосом выделяя в них звук [с].
4-й вид работы — воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.
«Почтальон»
- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо (раздаются сюжетные картинки). Каждый, получив картинку (показывает ее остальным и говорит, что на ней нарисовано - в саду стоит скамейка, самолет летит высоко над лесом, собака ест суп и т. д.)
Методические указания: следить, чтобы дети проговаривали фразы со звуком С четко, громко, правильно (на одном выдохе).
Старшая группа
Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т. п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, что бы четко различались (как в произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам, т. е. особое внимание обращается на дифференциацию следующих групп звуков глухих и звонких, свистящих и шипящих, звуков л и р, твердых и мягких, смешивание которых имеет место быть у детей дошкольного возраста (с — ш, з — ж и др. ; с — сь; л – ль и др.). Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам.
Дифференциация любой пары звуковпредусматривает три вида работы:
1-й вид работы — дифференциация изолированных звуков.
«Угадай, чья песня?»
Продемонстрировав детям картинку на которых изображены комар и пчела, педагог напоминает, как звенит комар (ззз) и как жужжит пчела (жжж) (различение звуков [з] - [ж] в словах). После этого детям показывается то одна, то другая картинка, а они произносят соответствующий звук (з или ж).
Методические указания: следить, чтобы дети правильно произносили звуки з и ж. При затруднении в определении звука в слове можно выделить этот звук голосом (произнести его несколько протяжнее).
2-й вид работы — дифференциация звуков в словах.
«Отбери и правильно назови»
Педагог распределяет детей на две подгруппы и предлагает одной подгруппе отобрать предметные картинки со звуком [ с], другой подгруппе — предметные картинки со звуком [ц](на столе раскладываются картинки с изображением капусты, цапли, слона, цветов, автобуса, птицы, собаки, лисы, пуговицы, а также те картинки, в названии которых эти звуки отсутствуют). Дети из каждой подгруппы по очереди выбирают картинки, показывают ее всеми громко и четко называют предмет, изображенный на ней. Выигрывает та подгруппа, которая не ошибется.
3-й вид работы — дифференциация звуков в предложениях.
«Что с чем рядом?»
Педагог подбирает различные игрушки, в названии которых имеется звук [з ] или [ж] (зайка, жук, ваза, ежик, звезда и т. п.). За ширмой ставятся в ряд 4—6 предметов. Затем ширма убирается, педагог предлагает детям посмотреть и запомнить, что с чем рядом стоит. Снова закрывая предметы ширмой,он спрашивает: «Что стоит рядом с жуком?»Дети отвечают: «Рядом с жуком стоят ваза и зайка». Если они ошибаются, можно открыть ширму и дать посмотреть еще раз. При повторении игры педагог постепенно заменяет предметы.
Подготовительная группа
Работа над артикуляцией звуков в этой группе ставит задачу полностью устранить дефекты произношения у детей, чтобы они поступили в школу с правильной речью. Уже в начале учебного года, после проверки звукопроизношения у детей, надо наметить план индивидуальной работы с теми детьми, у которых имеются еще недостатки произношения.
В подготовительной группе углубляется и завершается анализ предложения (предложение — слово — слог — звук) и дается полный звуковой анализ сначала односложных, а потом двухсложных слов. Предложение раскладывается полосками-словами, слова — полосками-слогами, а слоги — полосками-буквами.
Умение различать в словах и слогах звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные поможет детям в школе избежать специфических ошибок в письме. Практика показывает, что дети уже в детском саду в состоянии сознательно усвоить понятия «предложение», «слово», «слог», «звук» и «буква».
Дидактическая игра «Цепочка слов».
Материал: карточки с картинками (карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, автобус, сук, ключ, чайник, кошка, ананас, сом, мак).
Ход игры: У воспитателя карточка с изображением карандаша. Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начинается со слова карандаш. Следующим будет слово, которое начинаетися с того звука, каким кончается слово карандаш. У кого есть картинка со звуком –Ш-, прикладывает к моей картинке. Когда будет выложена вся цепочка слов, дети хором называют все предметы, слегка вывделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.
Дидактическая игра «Цветочный магазин»
Цель: упражнять детей в делении слогов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов.
Материал: открытки с изображением цветов, названия которых состоят из 2-3-4 слогов. Роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс; ромашка, василёк, гвоздика.
Четырёхсложные: незабудка, колокольчик, хризантема. «Деньги» с двумя, тремя, четырьмя кружками.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в цветочный магазин и ставит перед детьми открытки с цветами.Одни с коротким названием: пион, другие - с длинным – незабудка. У вас есть карточка с кружками. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов, сколько кружков на карточке. Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают педагогу числовые карточки. В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя (3-4) кружками, просит показать и назватькупленные цветы с таким количеством слогов.
Список литературы:
1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
2. Логопедия. \ Под ред. Волковой Л. С. – М.: Владос. 1998.
3. Лопухина И. В. Логопедия 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. – М.: Аквариум, 1995.
4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. \Под ред. Власовец Г. А. М.: Детство-пресс, 2002.