Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Ольга Николаевна Анисимова

Представляю вашему вниманию конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности в средней возрастной группе по лексической  теме «Насекомые». Консект составлен в соответствии с психоречевым развитием детей среднего дошкольного возраста с ТНР. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_nasekomye.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности в средней возрастной группе

по лексической  теме «Насекомые»

Цели:

  • Коррекционно – образовательные:
  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых.
  • Закрепить в речи существительное с обобщающим значением: насекомые
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными;  употребление существительных в родительном падеже, слоговая структура слова.
  • Продолжать учить отгадывать загадки.

  • Коррекционно – развивающие:
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.

  • Коррекционно – воспитательные:
  • Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.
  • Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на занятие.

  • Оборудование:

Картинки с изображением насекомых, цветы мягкие, пуфы, конверт с приглашением, дыхательные тренажёры – насекомые в траве, разрезные картинки, мольберт, салфетки, контейнер для использованных салфеток, шнуровки «Гусеница», игрушки – насекомые, коврограф «Ларчик», воздушные шары.

  • Предварительная работа:

Просмотр иллюстраций, видео - презентаций по теме «Насекомые»; знакомство с литературными произведениями: В. Бианки  «Приключение муравьишки», «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Муха- Цокотуха», и др.); прослушивание аудио записей: «Полёт шмеля» Н. Римского- Корсакова, «Жук», «Паучок» «Бабочка» Е. Железновой, просмотр  мультфильмов:  «Пчёлка Майя», «Под грибом», «Стрекоза и муравей»; заучивание стихов о насекомых и т.п.

Ход занятия

Педагог: Ребята, сегодня к нам на почту пришло письмо. Давайте прочитаем. Да это не письмо, а приглашение.

    «Дорогие ребята, у Гнома Селе сегодня день рождения, приглашаем вас на волшебную поляну, ваши друзья гномы. Дорогу вам покажут наши помощники.»

Хотите попасть в гости к нашим друзьям?

Дети: Да!

Педагог: А кто покажет  нам дорогу, мы узнаем, разгадав загадку.

Муха, бабочка, пчела,

Муравей, комар, оса,

Шмель, кузнечик и сверчок

И у каждого шесть ног.

Что же это за знакомые?

Ну, конечно….

Дети:  Насекомые.

Педагог: Верно, это насекомые. Они нас боятся и спрятались в траве. Давайте подуем и отыщем насекомых на маленьких зелёных лужайках.

Дыхательное упражнение -  «Отыщи насекомого».

Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Повторяйте за мной. Возьмите насекомых в руки (цветные картинки), только осторожно, не пугайте их.

(Яша,  кого ты нашёл?)

(Отвечают все дети полным ответом: Я нашёл жука, я нашел гусеницу, я нашёл бабочку и т.д.).

Дидактическая игра «Найди тень»

Возьмите своих насекомых, и найдите каждому его тень. (Дети садятся на стульчики с изображением тени насекомых). Займите тот стульчик, на спинке которого изображена тень вашего насекомого.

 Педагог: чтоб в пути нам не было скучно, мы будем играть с насекомыми в разные игры.

Дидактическая игра «Слово на ладошке»

Отдайте мне, пожалуйста, картинки, я их перемешаю. Теперь я буду показывать картинку, а вы будете называть слово и делить его на части, то есть, прохлопывать. (Бабочка, комар, паук, муха, стрекоза, муравей, гусеница)

Отгадайте загадку, кто же первый будет показывать нам дорогу:

Отгадайте загадку  (1)

На цветок она садится,

Не устав с утра трудиться

Людям воск и мёд дала

Беспокойная …

Дети: Пчела 

Артикуляционные упражнения - давайте покажем, как нам пчела улыбается – «Улыбка», а теперь покажем какое у неё острое жало - «Иголка», как машет крылышками вверх, вниз - «Качели».

Упражнение «Обведи пунктирную линию»

Педагог: А теперь отправимся в путь. Посмотрите у каждого насекомого на вашем столе своя дорожка. Возьмите карандаш в правую руку тремя пальчиками и соедините пунктирную линию.

Педагог: Отгадайте следующую загадку  (2)

Спал цветок и вдруг проснулся

 Больше спать не захотел.

 Шевельнулся, встрепенулся,

 Взвился вверх и улетел.

Дети: Бабочка

Логоритмическое упражнение «Бабочки»

Педагог: Правильно, дальше нас поведёт бабочка. Давайте с вами представим, что мы тоже бабочки. Бабочки-красавицы. Покажите, что вы делаете по утрам.

Утром бабочка проснулась, Поднимают руки над головой.

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась, Руками «умывают» лицо.

Два – красиво покружилась, Кружатся вокруг себя.

Три – нагнулась и присела, Наклоняются, садятся на корточки.

На «четыре» - полетела. Машут руками (крыльями).

Дети выполняют движения с текстом.

Педагог: А теперь я предлагаю всем бабочкам приземлиться на полянку.

(Дети садятся на цветы и кочки)

Дидактическая игра «Ну-ка, сосчитай».

Педагог: Столько насекомых пришло к нам помочь, давайте их сосчитаем. Маша, подними свой цветок. У тебя на картинке бабочка, сосчитай сколько бабочек на лесной полянке.

Дети считают насекомых:

Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек; одна гусеница… и т.д.

Педагог: Отгадайте следующую загадку (3)

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет.     (Гусеница)

Педагог: У нас на картинке гусеница одна. Давайте сделаем ей подружек.

Дети: Давайте!

Игра «Собери гусеницу»  для развития мелкой моторики (надеть крышки от пластиковых бутылок на верёвочку с головой гусеницы (теннисный шарик). Нужно продеть шнурок в отверстие от крышки. (Гусеница для каждого ребёнка).

Педагог: Здорово, вот мы и пришли к волшебной поляне.

Вот и наши друзья гномы. В гости, а тем более на день рождения принято ходить с подарками. Предлагаю поиграть в игру -  

«Принесли мы вам подарки»:

Принесли мы вам подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, «волчок» и самолет.

Педагог: Ратмир!

Ребенок выбирает «конь».

Скачет конь наш чок, чок, чок

Слышен топот быстрых ног

Дети скачут по кругу и щелкают языком.

Педагог: Пр-р-р-р-р.

Дети вместе с педагогом двигаются по кругу и произносят слова:

Принесли мы вам подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, «волчок» и самолет.

Педагог: Яша!

Ребенок называет: Самолет

Самолет летит, летит

Смелый летчик в нем сидит

Воспитатель: Заводим моторы – др-р-р-р. Полетели

Дети летят по кругу и произносят УУУУУ

Педагог: на посадку.

Дети вместе с педагогом двигаются по кругу и произносят слова:

Принесли мы вам подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, «волчок» и самолет.

Педагог: Ксюша!

Ребенок выбирает «Куклу»

Кукла, кукла попляши

Яркой лентой помаши.

Дети идут по кругу и машут рукой,  произнося -  «Ох»

Педагог: Ребята, кто нам сегодня показывал дорогу к гномам?

Дети: Насекомые.

Педагог: Давайте их назовём.

Ответы детей.

Педагог: Молодцы. Если вам занятие понравилось, возьмите красный кружок и прикрепите на коврограф, если не понравилось – синий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности «Волшебство в зимнем лесу»

Представлен конспект открытого занятия, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста, посещающих группу для детей с ТНР...

Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности "Что нам нравится зимой?" для детей 6 -7 лет с ФФНР

Развитие связной речи: составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»;  установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения....

Конспект коррекционной непосредственной образовательной деятельности по рисованию "Осенняя сказка"

Конспект образовательной деятельности "В гости к осени"( с применением нетрадиционных средств художественной деятельности)Цель:научить детей применять нетрадиционнве средства художественной деятельнос...

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения в старшей группе по формированию предметных представлений . Тема «Собираемся в гости к бабушке» (Одежда)

1.Закреплять знания о сезонной одежде (зимняя одежда, летняя одежда); развивать умение вычленять среди множества одежд зимнюю одежду и летнюю одежду.2.Развивать умение узнавать одежду в разной модальн...

Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»

Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»Форма органи...