Конспект открытого фронтального занятия в логопедической подготовительной к школе группе «Уж небо осенью дышало…» с использованием приёма «синквейн»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Данный материал поможет не только опытным педагогам, но и молодым специалистам, студентам на практике провести открытое занятие по развитию связной речи детей посредством составления дидактического синквейна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_osen.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ № 60 «Иволга»
г. Набережные Челны РТ
Данилова Л.М., учитель-логопед,
Конспект открытого фронтального занятия в логопедической подготовительной к школе группе «Уж небо осенью дышало…» с использованием приёма «синквейн»
Цель: развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна.
Задачи:
Коррекционно- развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание, воображение и восприятие;
- развивать мимическую моторику, эмоционально - волевой сферу через использование элементов психогимнастики;
- обогащать и активизироать словарь;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
- контроль над собственной речью.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Коррекционно - образовательные:
- расширить словарный запас детей по теме «Осень»;
- совершенствовать речевые навыки и умения;
- учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
-упражнять детей в умении составлять рассказ-описание с использованием мнемосхем;
- подбор слов - определений, согласование существительных с прилагательным;
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- подбирать слова - антонимы;
- продолжать учить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна;
- закреплять умения совместно составлять небольшой стих с использованием метода синквейна с опорой на алгоритм-модель.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: мнемотаблица «Времена года», алгоритм-модель синквейна, мольберт, раскраски «Дары осени».
Словарная работа: синквейн.
Индивидуальная работа: упражнять в распространении предложений прилагательными – подгруппа детей.
Приемы: психогимнастика, игра «Подбери предмет», игра «Наоборот», игра «Клубочек», физминутка, мнемосхемы-картинки «Времена года», синквейн «Осень».
Предварительная работа: работа с алгоритм – моделью синквейна по пройденным темам.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, давайте прогуляемся с вами в парке. Погода ясная, но солнышко чаще прячется за тучи, уже не так жарко греет. Везде на дорожках лежат желтые листочки («Ш-ш-ш»), ветер поднялся («В-в-в») и листочки закружились в танце (Дети кружатся). Вдруг пошел дождь («Д-д-д»). Нам дождь не страшен! У нас у всех есть … (Зонтики!) (Имитируют). Вот и закончился дождь! Опять пошли по дорожкам! («Хлюп-хлюп-хлюп»).
Ребята, посмотрите, на дорожке сидит маленький воробушек! (Показывают). Мокрый, взъерошенный, съежился весь, один клювик только торчит! Возьмите его на руки! Погладьте! Замерз весь! Согрейте его своим дыханием! Прижмите его к своему сердцу! Послушайте, как бьется его сердечко! Вот и согрелся наш воробушек! Отпустите его аккуратно на дорожку!
Логопед: Ребята, что вы почувствовали, когда помогли маленькому воробушку? (Ответы детей).
Логопед: Конечно, ребята, на душе стало спокойно, радостно! Молодцы! (Дети садятся на стульчики)
Логопед: Ребята, вспомните, пожалуйста, в какое время года мы гуляли в парке? (Осенью).
Логопед: По каким признакам вы догадались? (Осенью желтеют листья, идут дожди, птицы улетают на юг, начинается уборка урожая и т. д.).
Логопед: Ребята, а какое время года было до осени? После осени? Между летом и зимой?
Логопед. Перечислите осенние месяцы?
Дети. Первый месяц осени называется сентябрь, второй - октябрь, третий – ноябрь.
Логопед: Ребята, давайте поиграем с приметами осени.
Игра «Подбери предмет»
Логопед: Приходит (что?) -… (полные ответы).
Плывут (что?) -…
Дует (что?) -…
Вянут (что?) -…
Опадают (что?) -…
Желтеют (что?) -…
Улетают (кто?) -…
Готовятся к зиме (кто?) -…
Моросит (что?) -…
Мокнет (что?) -…
Игра «Подбери признак»
Логопед: Осень, какая?
Дети: Золотая, ранняя, дождливая, поздняя, холодная, ветреная, разноцветная, капризная, щедрая…
Логопед: День осенью, какой?
Дети: Холодный, прохладный, пасмурный, ненастный, хмурый, солнечный, унылый, тёплый, дождливый…
Логопед: Небо осенью, какое?
Дети: Хмурое, пасмурное, серое, голубое, тусклое, холодное, осеннее…
Игра «Наоборот». Упражнение в подборе антонимов.
Логопед: Осень ранняя – поздняя
Птицы перелетные - зимующие
Урожай богатый - бедный
Дерево высокое – низкое
Лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий
Деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая
День осенью короткий – летом … длинный
Днем светло - ночью … темно
День солнечный – пасмурный
Время года холодное - теплое, жаркое
Облако белое - туча … черная
Погода хорошая - плохая
Игра «Клубочек». Распространение предложений прилагательными.
Логопед: Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный, пронизывающий ветер.
Логопед: Ребята, как много вы знаете про осень! Вставайте! Прогуляемся в лес!
Физминутка
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Логопед: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления осени, а теперь давайте побудем писателями, и расскажем про осень, а помогут нам в этом схемы-картинки. (1-2 рассказа).
Логопед: Красивое время года осень! Много поэтов писало об этом золотом времени года. Мы тоже умеем сочинять стихи. Вспомните, как называются наши стихи? (Синквейн).
Логопед: Совершенно, верно! Посмотрите на нашу схему. Я предлагаю разделиться на 3 команды, и каждая команда сочинит свой стих про осень.
Логопед: Напоминаю алгоритм составления синквейна.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение (ассоциация с первым словом).
III. Итог занятия.
Логопед: Какие красивые стихи у вас получились! Молодцы, ребята! И осень вам тоже приготовила свои небольшие сюрпризы. Раскраски «Дары осени».
Логопед: Ребята, на это наше занятие закончилось. Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось? Что показалось трудным? Чем бы вы занялись в следующий раз?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого психологического занятия-тренинга в подготовительной к школе группе.
Цель данного занятия-развитие коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников....
Конспект открытой фронтальной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (второй год обучения) с использованием интерактивного оборудования и национально-регионального компонента.
Публикация содержит разработку фронтального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Мука, мучные изделия". В разработке имеются задания на расширение и уточнение...
Конспект открытого интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Незнайка в гостях у друзей».
Дать представление детям о том, что глаза являются одним из основных органов чувст человека; познакомить со строением глаза, его функциями, используя при этом метод эксперементирования....
Конспект открытого фронтального занятия с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему: «Посуда. Продукты питания».
Конспект открытого фронтального занятия с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему: "Посуда. Продукты питания"....
Конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы «Точка, точка, запятая»
Открытое музыкальное занятие для подготовительной группы на тему "Танцевально-игровая деятельносить как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"...
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…»
Конспект по обобщению знаний по теме "Осень"...