КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…»
Байрамова Снежана Робиковна
воспитатель
Нефтекамск 2023
Конспект познавательного занятия
в подготовительной к школе группе
Тема: «Уж небо осенью дышало…»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Программные задачи:
развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью;
развивать обобщённые представления о птицах;
развитие речи;
обогащение словарного запаса детей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игра, продуктивная деятельность, учебно-познавательная деятельность, литературно-художественная деятельность.
Форма деятельности: дидактическая игра, чтение художественного произведения, коллективная работа.
Предварительная работа: беседы об осени, разучивание стихотворений, чтение художественной литературы.
Словарная работа: листопад, перелетные птицы, зимующие птицы.
Методические приемы: сюрпризный момент (гость - Зайчик), проблемная ситуация.
Материалы и оборудование: ТСО (телевизор, ноутбук, магнитофон), репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», клей, кисточки, тыквенные семечки, изображения листьев; предметные картины: каштан, медведь, еж, белка, заяц; плакаты: перелетные птицы, зимующие птицы; кленовые листики из картона.
Ход занятия.
1. Организация начала занятия.
Дети собираются в приемной.
- Ребята, пройдите в группу, встаньте в круг.
- Сегодня к нам пришли гости, посмотрите на них, поздоровайтесь.
- Здравствуйте! Присаживайтесь на стульчики.
2. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
- Ребята, сейчас нам Камилла расскажет стихотворение. А вы послушайте внимательно, затем скажете о чем говориться в этом стихотворении.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- О чем это стихотворение? (Об осени.)
- Значит о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (Об осени.)
- А как вы узнали что в стихотворении говориться об осени? (Реже солнышко блистало, короче становился день, гуси летят на юг, стоял ноябрь у двора.)
- Какие еще месяцы осени вы знаете?
- Отгадайте загадки о них:
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
3. Сюрпризный момент. Проблемная ситуация.
Стук в дверь.
- Ой, ребята, к нам кто-то стучит.
- К нам пришел гость. Кто это? (Зайчик)
- Он в лапках что-то держит. Это письмо, оно адресовано нам. Прочитаем? (Да)
- «Дорогие ребята! У нас в лесу состоялось собрание зайцев. Возник спор: некоторые говорят пора менять серую шубу на белую, а некоторые думают, что еще рано. Как нам быть, помогите нам»
- Поможем? (Да)
- Ребята, мы сегодня как раз будем говорить об осени, пусть зайчик посидит и послушает нас.
4. Беседа о признаках осени.
- Ребята, а как мы узнаем, что на улице осень?
(- Дети идут в школу;
- солнце светит реже, часто идут дожди;
- дни становятся короче;
- становиться прохладно, люди одеваются теплее;
- листья на деревьях желтеют и опадают;
- трава сохнет и желтеет;
- отцветают цветы, поспевают семена;
- созревают плоды на деревьях;
- люди собирают урожай в огороде и в саду;
- перелетные птицы улетают на юг;
- звери готовятся к зиме;
- насекомые прячутся под корой деревьев.)
- А теперь еще раз посмотрите на картинки об осени.
5. Презентация «Осень»
- Значит наш Зайчик что должен передать остальным зайцам в лесу?
(Что скоро наступит зима, и уже пора менять серую шубу на белую, густую)
- Зайчик шепчет мне: «Спасибо ребята, вы нам очень помогли. Я сейчас же отправлюсь в лес и передам ваши слова другим зайцам. До свидания!»
6. Физкультминутка «Листочки».
Мы листики осенние, (плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. (руки в стороны)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (дети садятся по местам)
7. Игра «Куда упал листик»
- Как называется явление, когда с деревьев падают листья? (Листопад)
- Вот прошел листопад, листочки упали на землю. Поиграем с листочками?
- Игра называется «Куда упал листик»
- Перед вами квадраты с листочками, запомните куда какой лист упал, затем я закрою листья, вы будете называть номер квадрата, и какой лист там находиться. Н-р, 1-ый квадрат – кленовый желтый лист, 2-ой квадрат – осиновый лист и т. д.
- (показ картинки) Какое это дерево? (Каштан)
- Растет ли оно у нас в городе? (Нет)
- Правильно, каштан растет в южных районах России. У нас бывают суровые зимы, поэтому каштан у нас встречается редко.
8. Составление рассказа «Осень»
- Ребята, давайте попробуем составить рассказ об осени. Для этого мы используем схему. Сначала скажите, что изображено на схеме? (Солнце, капля, птица, лист, овощ, фрукт, куртка)
- Значит в рассказе вы сначала говорите о солнце, затем о дожде, затем о птицах, затем о деревьях, затем об урожае, затем об одежде людей.
9. Рассматривание репродукций картин
- Многие художники, поэты, композиторы любили осень и посвящали свои произведения этому времени года.
- Рассмотрим картину И. И. Левитана «Золотая осень»
- Что вы видите на картине? Какие деревья? Небо?
10. Коллективная работа «Осеннее дерево»
- Ребята, сегодня мы нарисуем необычное осеннее дерево из тыквенных семечек. Ствол дерева и тыквенные семечки мы с вами приготовили заранее. Осталось нанести клей на семечки и красиво расположить на ветках дерева.
- Подойдите к столам. Надо будет взять семечки, нанести клей на белую сторону. Сначала девочки подходят к картине и приклеивают лист, затем мальчики.
11. Итог занятия.
- О чем сегодня говорили на занятии? (Об осени)
- Что вам понравилось на занятии?
- Ребята, вы хорошо отвечали на занятии, слушали внимательно. Получите вот такие листики и положите в копилку знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое»
Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым. Продолжать формировать обобщенные представления о родном крае....
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Моя малая Родина - Башкортостан»
Образовательные цели: закреплять знания детей о своей Малой Родине, родном городе, учить работать с картой, выделять границы Башкортостана, закреплять знания детей о главных символах Башкортоста...
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Наши маленькие друзья".
Обобщить знания детей о перелетных птицах. Закрепить умение строить причинно-следственные связи.Выявлять умения планировать этапы своей деятельности. Учить понимать и принимать задания взрослого и вып...
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе
«Права и обязанности детей»....
План-конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в осенний лес"
Цель: С помощью музыки развивать у дошкольников чувство ритма. Задачи: 1. учить детей слышать музыкальные паузы.2.развивать общую моторику, дыхание, певческие навыки, воображение и ассоциати...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Осень"
Задачи:- уточнить и закрепить знание детей об осени (сезонные изменения); - напомнить название осенних месяцев;- расширять словарь по теме «Осень»; -учить употреблять существительные единс...
Конспект открытого фронтального занятия в логопедической подготовительной к школе группе «Уж небо осенью дышало…» с использованием приёма «синквейн»
Данный материал поможет не только опытным педагогам, но и молодым специалистам, студентам на практике провести открытое занятие по развитию связной речи детей посредством составления дидактического си...