Презентация "Мнемотехника для развития речи"
презентация по логопедии
Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_zapominaniya_k_pedsovetu_28_fevr_18_g_-_kopiya.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование приемов мнемотехники для развития речи детей в детском саду. Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений.
Чем может помочь мнемотехника? Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. У ребёнка формируются алгоритмы построения высказываний. Мнемотехника помогает развивать: - ассоциативное мышление; - зрительную и слуховую память; - зрительное и слуховое внимание; - воображение.
Мнемотехника строится от простого к сложному:
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок ( 3-5), по которым можно составить фразу, предложение, небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)
Коллаж –это объединение на одном листе ( фланелеграфе ) картинок, букв, цифр, фигур, которые связаны одной темой и целью.
Предметно-схематические модели ( Ткаченко Т.А .) Схема описания игрушки
Сенсорно- графические схемы Воробьёвой В. К.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются: при составлении рассказов , при пересказах художественных произведений, при проговаривании чистоговорок и скороговорок , при отгадывании и загадывании загадок , при заучивании стихотворений.
Последовательность работы с мнемотаблицами : 1 . Введение элементов символов (формы, величины, действия). 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, в различных видах деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение цепочки их. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – самостоятельно детьми (более подробно описано у Назаровой И. И.).
Очевидные результаты: У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; П оявляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; П оявляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; С ловарный запас обогащается, систематизируется и структурируется; Д ети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...