Конспект НОД по обучению грамоте "Как звук [р] к нам попал?"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Прохорова Наталья Павловна

Конспект

проведения непосредственно-образовательной

деятельности с детьми подготовительной  группы

по подготовке к обучению грамоте

на тему: «Как звук [р] к нам попал»

(на основе пособия «Волшебный мир звуков и слов» Пожиленко Е. А.)

с использованием слайдовой презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_gramote_r.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

Конспект

проведения непосредственно-образовательной

деятельности с детьми подготовительной  группы

по подготовке к обучению грамоте

на тему: «Как звук [р] к нам попал»

(на основе пособия «Волшебный мир звуков и слов» Пожиленко Е. А.)

с использованием слайдовой презентации.

Составила:

Учитель-логопед Богомолова Н. П.

Высшая квалификационная категория

Представила:

Открытый показ для воспитателей 14. 03. 2016 года

(отчёт по теме самообразования)

г. Сатка

2016 год

Цели деятельности:

Коррекционно-образовательные:

- Систематизировать знания детей об окружающем мире (обобщающие понятия «дикие животные», «фрукты»),

- Закреплять навык звукового и слогового анализа слов с заданным звуком,

- Автоматизировать звук [р] в речи детей.

Коррекционно-развивающие:

- Совершенствовать навыки словообразования (образование относительных прилагательных, образование слов из деформированных слогов), подбора слов-антонимов,

- Закреплять навыки анализа предложений,

- Развивать интонационную выразительность, умение изменять силу и высоту голоса.

Коррекционно-воспитательные:

- Продолжать воспитывать навыки работы группой (выслушивать ответ товарища, помогать при затруднениях, анализировать работу других детей),

- Формировать доброе отношение к персонажам, желание помочь им.

- Развивать и активизировать словарь слов, выражающих качества и поступки  людей.

Материал:

Мультимедиапроектор, магнитная доска ли наборное полотно,

Аудиозапись песни В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».

Демонстрационный:

- слайдовая презентация

- схемы для характеристики звука

- символ звука [р] – «Звуковичок»

- символы гласных звуков – «Звуковички»

- символы для составления схемы слова

Раздаточный:

- карточки с зашумлённым изображением буквы Р (из пособия «День рождения Р» И. В. Баскакиной, стр. 7),

- контейнеры с материалом для звукового и слогового анализа,

- зеркала по числу детей

- картинки с изображением овощей и фруктов, в том числе тех, в названиях которых есть звук [р].

Ход деятельности

слайд

Деятельность педагога

Деятельность детей

№ 3

Оргмомент

Психогимнастика

Раз, два, три, повернись, и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра, и покажите, как сердито он рычит.

Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р).

Изобразите ласковую кошечку и скажите, как она мурлычет (Мур-р-р).

Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и тоненьким голоском каркает (кар-р-р-р), а мама-ворона отвечает ему низким голосом (кар-р-р, кар-р-р).

- Ребята, вы услышали, какой звук есть во всех этих словах?

Дети входят в зал и встают в круг вместе с логопедом.

Дети изображают движения и звукоподражания соответствующих персонажей

- Звук [р]

Дети садятся на места

№ 4

схемы

Характеристика звука [р]

Послушайте присказку. Высоко в горах жил звук [р]. Произнесите звук,

Посмотрите в зеркало – как произносится этот звук?

Расскажите, какой этот звук – гласный или согласный?

Звонкий или глухой?

Твёрдый или мягкий?

Дети произносят звук длительно

Дети дают характеристику положению органов артикуляции и определяют основные параметры звука [р]

№ 5

Произношение изолированного звука. Работа над голосом.

Вокруг звука [р] рычали звери: тигры, рыси, львы.

Грохотал гром, падали камни

С этими звуками нельзя было подружиться. И стало звуку [р] грустно. И решил звук [р] пойти к детям и подружиться с ними. Где же найти много детей? (в детском саду).

Решил звук [р] отправиться в дорогу. А мы будем ему помогать.

Дети произносят звук [р]длительно с изменением высоты голоса.

Произносят звук отрывисто

Звуко

вички

№ 6

Произнесение звука [р] в слогах, словах.

Звуку [р] нужно перебраться через горы. Отправьте ему на помощь гласные звуки. Прилетел звук [а]. Какой слог получился? (Ра).  

Аналогичное задание со звуками [у],[ы],[о].

Получилось волшебное заклинание – Ры-ро-ру-ра – расступись гора! Повторите его.

Расступилась гора, а за ней огромные «та-во-ро». Что я перепутала? Произнесите слово правильно («ворота»). Упал звук [р], поранил руку и воскликнул: «Ох, рана!» Какое слово можно составить из этих двух слов? (охрана).

Дети припоминают гласные звуки и синтезируют слоги с помощью символов гласных звуков.

Дети повторяют чистоговорку по очереди.

Дети составляют слова.

№ 7

№ 8

№ 9

Схема на магни

тной

доске

Подбор антонимов. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Чтобы охрана пропустила звук [р], нужно сказать особые слова. Я буду называть плохие качества  людей, а вы – противоположные по смыслу, хорошие слова:

Зло - … (добро), лень – (трудолюбие), трусость – (храбрость), грусть – (радость).

Ура! Ворота открылись! За воротами – звери. Если отгадаете их названия, они помогут звуку [р]:

а) в названии этого животного первый звук [т’], последний – [р], кто это? (тигр). Составьте схему этого слова:

- Сколько слогов в слове? – (один)

- назовите первый звук – [т’] – как обозначим, почему? (звук [т’] –согласный, глухой, мягкий – зелёным символом).

- назовите следующий звук – [и] – какой он? Как обозначим? (красным символом, он гласный).

Аналогично анализируются остальные звуки.

 Назовите гласный звук  - [и]. Сколько звуков в слове «тигр»?. На каком месте стоит звук [р]?

Дети называют слова-антонимы

Отвечают

Составляют схему слова «тигр», анализируют состав слова.

№ 10

Составление слов из перепутанных слогов

Отгадайте, какие ещё животные спрятались за воротами. В их названиях перепутались слоги:

Дил-кро-ко, ру-кен-гу, ра-зеб, блюд-вер.

При затруднении логопед может предложить воспользоваться символами слогов из контейнера (жёлтые полоски).

Кто из них может помочь звуку [р]? (Верблюд может отвезти на спине. Кенгуру может отвезти в сумке….).

Дети составляют и называют слова.

№ 11

№ 12

№ 13

№ 14

№ 15

Произнесение звука [р] в предложениях. Словообразование.

Верблюд повёз звук [р] дальше. Едут они, едут, и вдруг перед ними – сад. В саду растут фруктовые деревья.  Проголодался [р], захотел фруктов.

Помогите звуку [р] – выберите фрукты, в названиях которых есть звук [р].

Какие деревья угостили звук [р] плодами?

Словарная работа: объяснение смысла слова «лоза». – Виноградная лоза угостила виноградом.

Дети  выбирают нужные картинки, выставляют на наборное полотно.

Примерные ответы детей:

- Грушевое дерево угостило звук [р] грушами.

- Персиковое дерево угостило персиками. …

№ 16

Физминутка

Весёлая разминка под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».

Дети выполняют движения под музыку

№ 17

Произношение звука [р] в текстах.

Верблюд остался в саду, а звук [р] пошёл искать детский сад. Идёт, идёт, песенки распевает, небылицы сочиняет:

 1. Корова на воротах,

     Сорока на дороге.

           2.  На вербе сидят макароны,

                А в сковородке – вороны.

3. Картина под кроватью,

    Корзина над кроватью.

          4.  На самоваре есть карман,

               На фартуке – железный кран.

5. В огороде растёт светофор,

    На дороге горит помидор.

Дети садятся на ковёр

Дети исправляют ошибки и повторяют правильно

№ 18

№ 19

№ 20

№ 21

Развитие фонематического слуха. Подбор определений.

Идёт звук [р] по дороге, видит – знак стоит. А на нём написано: «Направо пойдёшь – к Дракону попадёшь, налево пойдёшь – в пропасть упадёшь». Делать нечего, надо к Дракону идти. Покажите, ребята, куда идти звуку [р].

Слышит звук [р] чьи-то рыдания.

Уточняется значение слова рыдание.

Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте догадаться, кто это? Там плачут Бу-атино, Пет-ушка, Чебу-ашка, к-окодил Гена.

    Какой звук забрал у них Дракон?

 А знаете, зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть сердитым.

Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул всем звук [р].

И стал Дракон каким? (Добрым, хорошим). Подружился он с кем? .. (с Чебурашкой, Буратино, Петрушкой, крокодилом Геной). Стал их … (другом).

Крокодил Гена предлагает запомнить такую пословицу: «Дружба и братство дороже богатства».

    А чтобы лучше запомнить  пословицу, сделаем схему этого предложения. - Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово. Обозначьте слово символом-полоской. Вспомните правило: «Первое слово в предложении пишется с большой буквы». Назовите второе слово - …. И т.д.

(Или можно составить схему предложения: «Дружба дороже богатства»)

Дети показывают направление.

Дети называют слова со звуком [р].

Дети подбирают определения (добрый, ласковый, хороший, внимательный, трудолюбивый, милый, красивый, заботливый,…)

Дети несколько раз повторяют пословицу.

Дети составляют схему предложения из символов и анализируют его.

№ 22

Произнесение звука [р] в словах, текстах.

Друзья попросили Дракона принести звук [р] детям в детский сад. Дракон согласился и доставил звук [р] прямо к порогу детского сада. Увидели дети звук [р] и сразу с ним подружились и научились его выговаривать. А вы умеете?

Придумайте и назовите слова со звуком [р]. Может быть, кто-нибудь знает стихи или скороговорки с этим звуком? Расскажите гостям.

Дети подбирают по памяти слова со звуком [р]. Или припоминают выученные ранее стихи и чистоговорки.

№ 23

№ 24

Ознакомление с буквой Р.

Звук [р] принёс нам букву «ЭР». Рассмотрите её. На что похожа буква Р? (Рассмотреть и прочитать четверостишия). Что нарисовано рядом с буквой Р? (Радуга). Почему радуга?  (Это слово начинается со звука [р]).

Звук [р] принёс вам букву своего звука. Но по дороге все буквы спрятались. Найдите их и обведите ярким карандашом. (Можно предложить обвести карандашом того цвета, в названии которого есть звук [р]).

Дети рассматривают букву.

Дети находят изображение буквы Р в зашумлённой картинке и обводят их цветными карандашами

Итог.

Ребята, как мы помогали звуку [р] добраться до нашего детского сада? Что вам запомнилось?

Проводится беседа о содержании деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки А, О, У, И.

Обобщающее занятие по обучению грамотеТема: Звуки О, А, У, И (игра-путешествие)...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.

Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонемат...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".

На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова",  "Скажи наоборот". Развивая звуковой...