Конспект НОД по обучению грамоте "Как звук [р] к нам попал?"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект
проведения непосредственно-образовательной
деятельности с детьми подготовительной группы
по подготовке к обучению грамоте
на тему: «Как звук [р] к нам попал»
(на основе пособия «Волшебный мир звуков и слов» Пожиленко Е. А.)
с использованием слайдовой презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_gramote_r.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
Конспект
проведения непосредственно-образовательной
деятельности с детьми подготовительной группы
по подготовке к обучению грамоте
на тему: «Как звук [р] к нам попал»
(на основе пособия «Волшебный мир звуков и слов» Пожиленко Е. А.)
с использованием слайдовой презентации.
Составила:
Учитель-логопед Богомолова Н. П.
Высшая квалификационная категория
Представила:
Открытый показ для воспитателей 14. 03. 2016 года
(отчёт по теме самообразования)
г. Сатка
2016 год
Цели деятельности:
Коррекционно-образовательные:
- Систематизировать знания детей об окружающем мире (обобщающие понятия «дикие животные», «фрукты»),
- Закреплять навык звукового и слогового анализа слов с заданным звуком,
- Автоматизировать звук [р] в речи детей.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать навыки словообразования (образование относительных прилагательных, образование слов из деформированных слогов), подбора слов-антонимов,
- Закреплять навыки анализа предложений,
- Развивать интонационную выразительность, умение изменять силу и высоту голоса.
Коррекционно-воспитательные:
- Продолжать воспитывать навыки работы группой (выслушивать ответ товарища, помогать при затруднениях, анализировать работу других детей),
- Формировать доброе отношение к персонажам, желание помочь им.
- Развивать и активизировать словарь слов, выражающих качества и поступки людей.
Материал:
Мультимедиапроектор, магнитная доска ли наборное полотно,
Аудиозапись песни В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».
Демонстрационный:
- слайдовая презентация
- схемы для характеристики звука
- символ звука [р] – «Звуковичок»
- символы гласных звуков – «Звуковички»
- символы для составления схемы слова
Раздаточный:
- карточки с зашумлённым изображением буквы Р (из пособия «День рождения Р» И. В. Баскакиной, стр. 7),
- контейнеры с материалом для звукового и слогового анализа,
- зеркала по числу детей
- картинки с изображением овощей и фруктов, в том числе тех, в названиях которых есть звук [р].
Ход деятельности
слайд | Деятельность педагога | Деятельность детей |
№ 3 | Оргмомент Психогимнастика Раз, два, три, повернись, и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра, и покажите, как сердито он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р). Изобразите ласковую кошечку и скажите, как она мурлычет (Мур-р-р). Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и тоненьким голоском каркает (кар-р-р-р), а мама-ворона отвечает ему низким голосом (кар-р-р, кар-р-р). - Ребята, вы услышали, какой звук есть во всех этих словах? | Дети входят в зал и встают в круг вместе с логопедом. Дети изображают движения и звукоподражания соответствующих персонажей - Звук [р] Дети садятся на места |
№ 4 схемы | Характеристика звука [р] Послушайте присказку. Высоко в горах жил звук [р]. Произнесите звук, Посмотрите в зеркало – как произносится этот звук? Расскажите, какой этот звук – гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? | Дети произносят звук длительно Дети дают характеристику положению органов артикуляции и определяют основные параметры звука [р] |
№ 5 | Произношение изолированного звука. Работа над голосом. Вокруг звука [р] рычали звери: тигры, рыси, львы. Грохотал гром, падали камни С этими звуками нельзя было подружиться. И стало звуку [р] грустно. И решил звук [р] пойти к детям и подружиться с ними. Где же найти много детей? (в детском саду). Решил звук [р] отправиться в дорогу. А мы будем ему помогать. | Дети произносят звук [р]длительно с изменением высоты голоса. Произносят звук отрывисто |
Звуко вички № 6 | Произнесение звука [р] в слогах, словах. Звуку [р] нужно перебраться через горы. Отправьте ему на помощь гласные звуки. Прилетел звук [а]. Какой слог получился? (Ра). Аналогичное задание со звуками [у],[ы],[о]. Получилось волшебное заклинание – Ры-ро-ру-ра – расступись гора! Повторите его. Расступилась гора, а за ней огромные «та-во-ро». Что я перепутала? Произнесите слово правильно («ворота»). Упал звук [р], поранил руку и воскликнул: «Ох, рана!» Какое слово можно составить из этих двух слов? (охрана). | Дети припоминают гласные звуки и синтезируют слоги с помощью символов гласных звуков. Дети повторяют чистоговорку по очереди. Дети составляют слова. |
№ 7 № 8 № 9 Схема на магни тной доске | Подбор антонимов. Развитие функции языкового анализа и синтеза. Чтобы охрана пропустила звук [р], нужно сказать особые слова. Я буду называть плохие качества людей, а вы – противоположные по смыслу, хорошие слова: Зло - … (добро), лень – (трудолюбие), трусость – (храбрость), грусть – (радость). Ура! Ворота открылись! За воротами – звери. Если отгадаете их названия, они помогут звуку [р]: а) в названии этого животного первый звук [т’], последний – [р], кто это? (тигр). Составьте схему этого слова: - Сколько слогов в слове? – (один) - назовите первый звук – [т’] – как обозначим, почему? (звук [т’] –согласный, глухой, мягкий – зелёным символом). - назовите следующий звук – [и] – какой он? Как обозначим? (красным символом, он гласный). Аналогично анализируются остальные звуки. Назовите гласный звук - [и]. Сколько звуков в слове «тигр»?. На каком месте стоит звук [р]? | Дети называют слова-антонимы Отвечают Составляют схему слова «тигр», анализируют состав слова. |
№ 10 | Составление слов из перепутанных слогов Отгадайте, какие ещё животные спрятались за воротами. В их названиях перепутались слоги: Дил-кро-ко, ру-кен-гу, ра-зеб, блюд-вер. При затруднении логопед может предложить воспользоваться символами слогов из контейнера (жёлтые полоски). Кто из них может помочь звуку [р]? (Верблюд может отвезти на спине. Кенгуру может отвезти в сумке….). | Дети составляют и называют слова. |
№ 11 № 12 № 13 № 14 № 15 | Произнесение звука [р] в предложениях. Словообразование. Верблюд повёз звук [р] дальше. Едут они, едут, и вдруг перед ними – сад. В саду растут фруктовые деревья. Проголодался [р], захотел фруктов. Помогите звуку [р] – выберите фрукты, в названиях которых есть звук [р]. Какие деревья угостили звук [р] плодами? Словарная работа: объяснение смысла слова «лоза». – Виноградная лоза угостила виноградом. | Дети выбирают нужные картинки, выставляют на наборное полотно. Примерные ответы детей: - Грушевое дерево угостило звук [р] грушами. - Персиковое дерево угостило персиками. … |
№ 16 | Физминутка Весёлая разминка под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам». | Дети выполняют движения под музыку |
№ 17 | Произношение звука [р] в текстах. Верблюд остался в саду, а звук [р] пошёл искать детский сад. Идёт, идёт, песенки распевает, небылицы сочиняет: 1. Корова на воротах, Сорока на дороге. 2. На вербе сидят макароны, А в сковородке – вороны. 3. Картина под кроватью, Корзина над кроватью. 4. На самоваре есть карман, На фартуке – железный кран. 5. В огороде растёт светофор, На дороге горит помидор. | Дети садятся на ковёр Дети исправляют ошибки и повторяют правильно |
№ 18 № 19 № 20 № 21 | Развитие фонематического слуха. Подбор определений. Идёт звук [р] по дороге, видит – знак стоит. А на нём написано: «Направо пойдёшь – к Дракону попадёшь, налево пойдёшь – в пропасть упадёшь». Делать нечего, надо к Дракону идти. Покажите, ребята, куда идти звуку [р]. Слышит звук [р] чьи-то рыдания. Уточняется значение слова рыдание. Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте догадаться, кто это? Там плачут Бу-атино, Пет-ушка, Чебу-ашка, к-окодил Гена. Какой звук забрал у них Дракон? А знаете, зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть сердитым. Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул всем звук [р]. И стал Дракон каким? (Добрым, хорошим). Подружился он с кем? .. (с Чебурашкой, Буратино, Петрушкой, крокодилом Геной). Стал их … (другом). Крокодил Гена предлагает запомнить такую пословицу: «Дружба и братство дороже богатства». А чтобы лучше запомнить пословицу, сделаем схему этого предложения. - Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово. Обозначьте слово символом-полоской. Вспомните правило: «Первое слово в предложении пишется с большой буквы». Назовите второе слово - …. И т.д. (Или можно составить схему предложения: «Дружба дороже богатства») | Дети показывают направление. Дети называют слова со звуком [р]. Дети подбирают определения (добрый, ласковый, хороший, внимательный, трудолюбивый, милый, красивый, заботливый,…) Дети несколько раз повторяют пословицу. Дети составляют схему предложения из символов и анализируют его. |
№ 22 | Произнесение звука [р] в словах, текстах. Друзья попросили Дракона принести звук [р] детям в детский сад. Дракон согласился и доставил звук [р] прямо к порогу детского сада. Увидели дети звук [р] и сразу с ним подружились и научились его выговаривать. А вы умеете? Придумайте и назовите слова со звуком [р]. Может быть, кто-нибудь знает стихи или скороговорки с этим звуком? Расскажите гостям. | Дети подбирают по памяти слова со звуком [р]. Или припоминают выученные ранее стихи и чистоговорки. |
№ 23 № 24 | Ознакомление с буквой Р. Звук [р] принёс нам букву «ЭР». Рассмотрите её. На что похожа буква Р? (Рассмотреть и прочитать четверостишия). Что нарисовано рядом с буквой Р? (Радуга). Почему радуга? (Это слово начинается со звука [р]). Звук [р] принёс вам букву своего звука. Но по дороге все буквы спрятались. Найдите их и обведите ярким карандашом. (Можно предложить обвести карандашом того цвета, в названии которого есть звук [р]). | Дети рассматривают букву. Дети находят изображение буквы Р в зашумлённой картинке и обводят их цветными карандашами |
Итог. Ребята, как мы помогали звуку [р] добраться до нашего детского сада? Что вам запомнилось? | Проводится беседа о содержании деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР
В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис детьми с ОВЗ, исключить принужден...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".
Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки А, О, У, И.
Обобщающее занятие по обучению грамотеТема: Звуки О, А, У, И (игра-путешествие)...
Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.
Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»
Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонемат...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".
На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова", "Скажи наоборот". Развивая звуковой...