Постановка звуков
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Бондаренко Виктория Викторовна

Альбом по постановке звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_postanovka_zvukov.docx168.36 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Д/с №2 г. Пласта

Картотека по постановке трудных звуков у детей с ТНР

Учитель – логопед: Бондаренко В. В.

 (Звук «С» отсутствует сигматизм):

1.По подражанию. Вместе садитесь с ребенком перед зеркалом и показываете правильную артикуляцию звука «С». Просите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

2.По подражанию с введение игровых приемов:

- насосом накачиваем колесо (с-с-с),

- дует холодный ветер (с-с-с),

- сдувается шарик (с-с-с),

3. По подражанию с применением моделей.

 4. От опорных звуков. Для звука «С» это звуки «И» и «Ф». Когда опорные звуки ребенок          научился хорошо произносить, попросите его произнести звук «И», сблизить зубы и пропустить по языку «ветерок!», получается свист, напоминающий звук «С».

 5. От артикуляционного уклада. «Катушечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

Звук «С» заменяется на «Ф» (губно-зубной парасигматизм)

Ребенок говорит так: «фушка» - вместо «сушка».

Показать правильную артикуляцию, только потом приступать к постановке звука.

По опорному звуку «И». Когда правильное положение языка будет отработано, попросите ребенка пустить «ветерок» по языку, если при этом движения губ сохраняются, придерживаете их пальцем.

 

Звук «С» отсутствует (сигматизм):

 Механическим способом. Необходимо применить специальный зонд, помогающий постановке звука «С».

При его  отсутствии берем узкую палочку (спичку), зубочистку (без острых краев), кладем посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, просим ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдувать воздух. Тыльной стороной ладони руки ребенок должен ощутить выдыхаемую холодную струю воздуха. Слышится звук «С».

При данном способе постановке надо следить, чтобы зонд был точно посередине языка, потому что формируется направленная воздушная струя. А так как по краям она рассеивается, то акустически мы слышим звук «С». Затем то же, но без палочки. 

 

Постановка  звука «Ш»

1.По подражанию. Ребенок сидит перед зеркалом. Показать правильную артикуляцию звука «Ш». Объяснить ребенку, что для того, чтобы научиться произносить звук «Ш» язык должен быть широким и поднят к передней части твердого неба, расстояние 4-4 мм между резцами, струя воздуха сильная, теплая.  Звук «Ш» произносится удлиненно и напряженно. Демонстрируем это, держа руку ребенка около губ.

1.      По подражанию с введением игровых приемов:

- как шипит змея? (ш-ш-ш);

- воздух выходит из насоса (ш-ш-ш);

- листья шелестят (ш-ш-ш).

       3. По подражанию с применением моделей.

       4. От опорных звуков. Для звука «Ш» это звуки «Т» и «С».

Отрабатывая звук «Т», мы добиваемся умения поднимать язык кверху, а отрабатывая звук «С», мы учим распластывать язык и формируем сильную, направленную воздушную струю. Далее просим ребенка приоткрыть рот, губы округлить, если у ребенка это упражнение  не удается, можно поставить звук «Ш» при помощи зонда или шпателя.  Ребенок произносит звук «С», а в это время поднимаем язык к твердому небу. Чтобы отработать звук «Ш» нужно неоднократно повторить данное упражнение.

        5. От артикуляционного уклада. «Чашечка». Рот открыт. Губы округлены и вытянуты вперед. Язык поднят вверх и принимает положение в форме «чашечки». Просим ребенка плавно выдувать воздух.  

Звук «Ш» заменяется на звук «Т» (призубный парасигматизм)

Ребенок говорит так: «тапка» - вместо «шапка».

Просим ребенка медленнее и медленнее произносить звук «Т» (взрыв переводим в щель), при этом кончик языка ребенок переводит в положение звука «Ш», т.е. поднимает за альвеолы. Если по подражанию постановка звука не получается, то проводим механическим способом.

Звук «Ш» заменяется на звук «С» (свистящий парасигматизм)

Постановка звука начинается с объяснения ребенку разницы артикуляции произносимых звуков. Просят ребенка поднять язык, если  это движение вызывает у него трудности, то берут зонд или шпатель и поднимают язык к альвеолам. При этом просят ребенка произнести звук «С», или пустить воздушную струю по языку, но обращать внимание на артикуляцию губ (округлены). Многократное повторение дает хорошее звучание звука «Ш».

        Постановка звука «Щ»

5. Механическим  способом.

Открыть рот. Присосать весь язык к небу так, чтобы натянулась уздечка. Кончик языка поднять к альвеолам. Логопед подкладывает ребенку под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец прижимает язык к альвеолам. Регулируя нажим, добиваемся четкого звучания  звука. Если нажим недостаточный, то язык отходит от альвеол и слышен свист. Если нажим  недостаточный, то язык отходит  от альвеол и слышен свист. Если нажим очень сильный, то узкой щели между языком и альвеолами не образуется и слышно шипение. Регулировать нажим языка можно зондом-змейкой (похожим на голову кобры.).

Попросите ребенка, набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук «Ш». Язык напряжен и пружинит. Слышим звук «Щ».

Звук «С» заменяется на звук «Т»: (призубный парасигматизм)

Ребенок говорит так: «тапоги»- вместо «сапоги».

Можно ставить с применением опорных звуков «И» и «Ф» и попросить пустить «ветерок» по языку, слышится звук «С».

Можно проводить постановку звука «С» от звука «Т», меняя способ образования звука. Просим ребенка медленнее и медленнее произносить звук «Т», при этом кончик языка ребенок переводит в положение звука «С», т.е. заводит за нижние резцы.

Если по подражанию постановка звука «С» не получается, проводим ее механическим способом (при отсутствии звука «Ш»).

 

 Звук «Ш» заменяется на звук «Ф» (губно-зубной парасигматизм)

После того, как вы убедились, что ребенок на слух звуки «Ф» и «Ш» различает, губы, язык выполняют движения, нужные для постановки звука «Ш», воздушная струя сильная, приступаем к постановке звука. Проводим постановку способами, предлагаемыми как при отсутствии звука «Ш». Если при этом губы совершают дополнительные движения (как при произнесении звука «Ф»), можно пальцами их придержать. Для этого указательный палец фиксируем у подбородка нижней губы, а средний на верхней губе.

Звук «Ш» заменяется на звук «Щ» (шипящий парасигматизм)

Речь ребенка звучит так: «щищка» - вместо «шишка».

Попросит ребенка произнести звук «Щ», затем попросить продвинуть язык вверх к небу  (если самостоятельно не получается, то при помощи зонда).Многократные повторения приводят к постановке звука «Ш».

Постановка  звука «Ш»

Механическим способом.

А) Попросить ребенка открыть рот. Сделать упражнение «Грибок»  (ребенок должен присосать язык к небу так, чтобы натянулась «уздечка», а кончик языка поднят за альвеолы). Логопед подкладывает ребенку под язык свой большой палец в горизонтальном положении. Следить, чтобы палец прижимал среднюю часть языка к небу. Попросите ребенка набрать воздух, с силой его выдыхая, долго произносить звук «Ш». Язык напряжен и пружинит. Щель регулируется логопедом за счет давления пальцем. Необходимо добиться долгого звучания.      Это же упражнение выполнить с логопедом и без помощи взрослого, т.е. палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок. Далее палец убирается, ребенок произносит звук без помощи пальца.

Б) Необходимо применить специальный зонд, помогающий постановке звука «Ш». Просим ребенка произнести слог «са» или пустить «ветерок» по языку, при этом заводим зонд под язык. Слышится звук «Ш» в слоге «ша».  

Боковое произношение звук «Щ» (боковой сигматизм)

Исправление бокового сигматизма лучше проводить механическим способом. Попросить ребенка произнести слог «СА», а зондом – вилкой (или пальцем) придерживать передний край языка у верхних альвеол. Если постановку звука проводите шпателем или другим зондом, то необходимо следить за равномерным подъемом боковых краев языка.

Постановка звука «Ч»

Постановку звука «Ч» можно производить от звука «Ть» механическим путем. Ребенка просят произнести звук «Ть» при этом под язык вводят зонд – змейку и надавливают на язык, слышится звук «Ч». Многократные повторения этого упражнения приводят к постановке звука «Ч».

Постановка звука «Щ»

1.По подражанию, дав образец правильного звука «Щ».

2. По подражанию с введением игровых приемов:

- как шипит яичница на сковородке (щ-щ-щ)

- какой звук издает щетка, когда ей чистят вещи (щ-щ-щ)

3. По подражанию с применением моделей.

4. От опорных звуков. Это звук «Ш». Постановка звука основана на различии в положении кончика языка. Ребенок произносит звук «Ш», затем его просят передвинуть язык от передней части неба к середине альвеол, когда положение языка будет соответствовать артикуляции звука «Щ», сильнее надавить на небо (остается более узкая щель, через которую проходит воздушная струя), и обратить внимание на то, как звук стал звучать. Слышен звук «Щ».

 Постановка звука «Ж»

Постановку звука «Ж» можно начинать после того, как устранены все недостатки в произнесении звука «Ш».

Объяснить разницу в артикуляции звуков. Положение языка, губ одинаковое, но при произнесении звука «Ш» голос «молчит» - на модели нет колокольчика. Звук «Ж» произносится с «включением» голоса – на модели колокольчик. Положить руку ребенка на горло, чтобы он услышал вибрацию голосовых складок при произнесении звука «Ж». Затем ребенка просят произнести звук «Ш» и включить голос. Звук «Ж» поставлен.

 Постановка звука «Л»

1.      По подражанию

А) Ребенка просят округлить губы, поднять язык к верхним резцам, включить голос и подавать воздушную струю небольшими импульсами (толчкообразно).

Б) Просят сделать язык похожим на блинчик, затем прикусить его кончик резцами. Обратите внимание ребенка  на то, что язык, как «блинчик» на тарелке. Повторить это упражнение перед зеркалом несколько раз. Когда ребенок освоит это упражнение, приступите к постановке звука «Л» при межзубном положении. Предложите произнести ребенку звук «А» («У», «Ы») в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Повторить это упражнение перед зеркалом несколько раз. Убыстряя темп выполнения упражнения, слышим сначала слоги ал-ал-ал, затем ла-ла-ла. Затем просят ребенка поднять кончик языка к «бугоркам» и, прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы-лы-лы. В сочетании со звуком «Ы» звук «Л» звучит особенно четко.

        2. По подражанию с введением игровых приемов:

- самолет летит и гудит (л-л-л)

- девочка поет песенку (л-л-л)

3. По подражанию с применением моделей.

4. От опорных звуков. Для звука «Л» это два звука «Ы» и «Т».

Когда опорные звуки отработаны, попросить ребенка быстро произнести сочетание звуков «ыа», «уа». Когда прикусываем кончик языка, мы вызываем подъем передне-средней части языка к верхним резцам, образуется смычно-проходной звук, напоминающий «Л». Приданном методе постановки параллельно отрабатывается подъем кончика языка кверху (звук «Т»).

 Звук «Л» заменяется на звук «А».

1.      По подражанию. Объясняем правильную артикуляцию при произнесении звука «Л».

А) По подражанию с введением игровых приемов:

- лягушка квакает (а-а-а);

- девочка плачет (л-л-л);

Б)  По подражанию с применением моделей. Объяснить ребенку разницу в произнесении звуков на примере моделей.

Постановка звука «Л»

5. От артикуляционного уклада.

А) От межзубного. Просят ребенка прикусить кончик языка, подуть на него и погудеть.

Б) «Болтушка». Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по небу взад-вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширине пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти  должны быть неподвижны, работает только язык. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достает до неба, скребет в пространстве, и, цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

В) «Индюк» (включить голос, производить поглаживающие движения по верхней губе. Слышится –бл-бл-бл- индюк балабочет).

Г) Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук «Л». Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается теплый поток воздуха.

6. Механический способ (зондом – рамкой)

В случае, когда звук «Л» заменяется другими звуками, особое внимание надо обратить на развитие фонематического слуха, на умение ребенка различать звук «Л» и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения языком, необходимые для правильного произношения звука «Л».

Постановка звука «Рь»

Рекомендуется начинать после введения в речь звука «Р» (это требование не является жестким). Можно это обыграть на моделях. Ребенку показывают модели артикуляции звуков «Р» и «Рь». Объясняют разницу в произнесении заменяемых звуков на примере моделей.

После того, как ребенок произнес звук «Р», просим его слегка улыбнуться и немного ниже опустить кончик языка (при оттягивании уголков рта в улыбку мы способствуем продвижению языка вперед и смягчению звука). Просим мягче произнести звук, уменьшив напор воздушной струи, слышится звук «Рь».

Постановка звука «Р»

1.      От артикуляционного уклада.

А) «Грибок». Предложите ребенку при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, сильно подуть на него. В момент отрыва языка от неба под напором выдыхаемой струи воздуха возникает короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Б) «Болтушка». Просят ребенка поболтать широким языком сначала между губами, потом между зубами и далее, у альвеол. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится раскатистый звук «Р».

 2. Смешанный.

Подготовительный этап. Выработка «Р» проторного (без вибрации кончика языка). Для правильного произношения звука «Р» нужно, чтобы передний край языка стал широким. Нужно объяснить и привести сравнения: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелочке». Если язык сужается, то в игровой форме можно «Наказать непослушный язычок». Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднят язык к верхней губе.

Далее попросите широкий язык поднять вверх, перевести к альвеолам «бугоркам». Удерживая язык  в таком положении, попросите подуть на его кончик. Когда ребенок привык к данной артикуляции, можно приступить к постановке звука «Р». Постановка звука. Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук «Ж», это напоминает звук «Р», но без вибрации кончика языка. Если вместо «Р» будет слышаться звук «Ж», надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резцам. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук «А», мы слышим слог «ра». С другими гласными получаются звукосочетания «ры», «ро», «ру». Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук «Р» называется проторным.

Выработка «Р» раскатистого (с вибрацией кончика языка)

3.Смешанный, от сочетаний звуков «дн», «др», «тр» и с гласными в середине сочетания «тыр», «дырка», «жир». Схема постановки такая же, как и от сочетания «дж». При постановке звука «Р», следить за тем, чтобы язык был распластанным и его кончик сильно упирался в альвеолы.

4.. Смешанный, от опорных звуков. Опорными звуками для постановки «Р» являются «Т», «Д», «С». Звука «Т», и «Д» дают подъем кончик языка вверх. Многократные, быстрые повторения создают небольшую вибрацию кончика языка. Звук «С» формирует направленную воздушную струю. В постановке звука «Р» можно помочь ребенку, когда он произносит звук «Д» ввести зонд по язык. Совершая им быстрые горизонтальные колебательные движения, привести в колебание кончик языка.

Если у ребенка слабая воздушная струя и кончик языка не приводится в колебательное движение, можно воспользоваться зондом-вилкой. Необходимо поднять боковые края языка, попросить ребенка сильно подуть на кончик языка, при этом зондом совершая колебательные движения под языком.

 

Выработка «Р» раскатистого (с вибрацией кончика языка)

После того, как ребенок научился удерживать правильное положение кончика языка у верхних резцов, можно приступить к постановке звука «Р» с вибрацией кончика языка. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние резцы и длительно произносить звук, похожий на «Ж», затем добавить звук «Д». Попросить быстро, многократно проговаривать сочетание звуков «Д» и «Ж». Чтобы язык был широким и напряженным, ему нужно дополнительно сильно надавить кончиком языка на бугорки за резцами (альвеолы). В это время зондом с шариком на конце, взрослый производит частые колебательные движения из стороны в сторону. Слышится вибрация кончика языка. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой, или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину. Получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно округлены). Далее, обучают ребенка умению самостоятельно проводить постановку звука. Указательным пальцем (большим, так, что бы ладонь ребенка была повернута от него) самого ребенка (чистым, с коротко отстриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык), подложенным под кончик языка, проводите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего Слышится рокочущий звук. Когда рука у ребенка привыкает, и язык не будет соскальзывать с пальца, ребенок сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет неширокий и ненапряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее.

  Звук «Х» отсутствует – «хитизм»

 По подражанию.

А) Взрослый показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка. Затем предлагает ребенку сделать язык «горкой» и заднюю часть спинки языка поднять к небу. Затем просит плавно сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки.

Б) Упражнение «Погрей ручки». Взрослый: «Замерзли ручки? Давай их погреем». Вместе выполняют упражнение. Обратить внимание на положение кончика языка (внизу), задняя часть спинки языка поднята вверх. Поскольку звук щелевой, то при постановке растягивать звук.

2. По подражанию с введением игровых приемов:

- девочка греет руки (х-х-х);

- поросенок хрюкает (х-х-х).

3. По подражанию с применением моделей.

4. От опорных звуков. Для звука «Х» это звук «К».Звук «К» - взрывной, поэтому, что бы получить звук «Х», надо изменить способ образования звука, а именно, взрывной звук сделать щелевым. Взрослый просит медленно произносить сочетание звуков «кх».

5. От артикуляционного уклада. Это упражнение «Сдуем снежинки с горки». Положить комочек из ваты на тыльную сторону руки и попросить ребенка медленно сдуть.

6. Механическим способом. Зондом – рамкой или шпателем от слога «са». Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале «хя», затем «ха».

 

Правильная артикуляция шипящих Ш, Ж

Для начала разберемся как работает речевой аппарат при произношении шипящих. При точном повторении артикуляции Ш звучит чисто. Внимательно следите за тем, как дошкольник ставит язык и достаточно ли вытягивает губы вперед.

Артикуляционный аппаратАртикуляционный аппарат в идеале работает так:

  • губы, как при выдохе, выдвинуты вперед;
  • между зубами еле заметная щель;
  • язык ставим так, чтобы он стал похожи на чашку;
  • выдыхаем воздух в центр языка;
  • для произношения Ж включаем в работу голос.

Артикуляционная гимнастика для звука Ш и Ж развивает у детей трудные движения в речевом аппарате. Дифференциация звуков ш, ж (их различение) заключается в следующем:

  • голос принимает участие в формировании Ж,
  • Ж-звонкий, а Ш-глухой,
  • для закрепления понятия проговариваем вместе с ребенком следующие пары слов: шар-жар, Саша-сажа, Луша-лужа, шаль-жаль, машут-мажут.

Подобные задания помогут не путать шипящие и разовьют фонематический слух.

Правильная артикуляция шипящего Щ

  • Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно прижимаем к верхним коренным зубам, чем при постановке звука ш . В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
  • Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
  • Зубы смыкаем либо сближаем до расстояния 4-5 мм
  • Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, с небольшим напряжением.
  • Голосовые складки разомкнуты, поэтому не вибрируют, поскольку звук «Щ» глухой.

Правильное положение языка при звуке Щ

Правильная артикуляция звука «Ч» 

  • губы округлены, выдвинуты вперед;
  • зубы сближены, между ними остается лишь небольшая щель;
  • широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба;
  • средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;
  • мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Правильная артикуляция при звуке Ч

 

Приёмы постановки звуков [ш], [ж], [щ], [ч]

Подготовительный этап.

При отсутствии звука [ш] работа начинается с формирования правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами; умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная струя, идущая посередине языка.
Постановка
. Используется прием подражания и обращается внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата (просят несколько раз произнести СА и во время произнесения постепенно (плавно) поднять язык вверх, губы несколько выдвинуты трубочкой). При механическом способе используется зонд №5 от слога СА, язык поднимается вверх.
Межзубный сигматизм. Подготовительный этап: проводятся упражнения для подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается звук [т], требующий подъема кончика языка за верхние зубы.
Постановка. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

Боковой сигматизм. Подготовительный этап: проводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются [т] и [с].
Постановка. Используется механическая помощь (зонд №5, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с] (передние зубы все время видны).
Носовой сигматизм. Подготовительный этап: вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ш] при носовом и ротовом произношении, отрабатываются [т] и [с].
Постановка [ш] от [с] с механической помощью. Если есть [р], то произнося РА, шпателем или зондом №5 останавливаем вибрацию языка — слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША, при громком — ЖА.
Губно-зубной сигматизмПодготовительный этап: ребенка учат сопоставлять и различать на слух [ш] — [ф], используя картинки-символы; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вверх — вниз; подъема широкого переднего края языка вверх.
Постановка. Ставят [ш] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен механический прием от [с].
Призубный сигматизм. Подготовительный этап: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ш] — [т], используя картинки-символы; различать звуки [ш] — [т] на основе тактильных ощущений по воздушной струе ([ш] — длительная, [т] — толчкообразная); упражнения для длительной направленной воздушной струи; положение широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается [с].
Постановка: по подражанию  (зрительный контроль и тактильные ощущения).
Шипящий сигматизм. Подготовительный этап: сопоставлять и различать [ш] — [щ], используя картинки-символы; умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед — назад).
Постановка. От [с] механическим приемом (отодвигают язык назад).
Свистящий сигматизмПодготовительный этап: сопоставлять и различать [с] — [ш], используя картинки-символы; разницу струи воздуха ([с] — холодная, [ш] — теплая); движения широкого языка вверх; чередование движений широкою языка за нижние — верхние зубы; чередование движений губ: растягивание в улыбку — сомкнуты вперед (трубочка).

               Постановка.звука ж Прием подражания. Звук [ж] ставится от [ш] путем подключения вибрации голосовых складок. Автоматизация. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением), слова и фразовую речь. При сигматизмах заканчивают этапом автоматизации, припарасигматизмах – дифференциацией [ш] со звуками-заменителями: с [ф] при губно-зубном, с [т] при призубном, с [щ] при шипящем,  с [с] при свистящем парасигматизмах.

Способ 2. Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [з]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо з-з-з должно получиться жужжание.

               Среди недостатков произношения [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой свистящей аффрикатой [ц'], а также звуками [т'] или [ш']. Звук [ч] ставят от [т]: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Ребенка просят произносить ТЪ-ТЬ или Т’И (AT’) при поднятом вверх кончике языка, выдвигая при этом губы вперед. Можно применять зонд № 5 для отведения кончика языка назад.
Правильного произношения [ч] можно добиться и путем слитного произнесения звукосочетания ТШ сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Способ 1. Логопед просит ребёнка очень быстро произносить сочетание звуков «ТЬ-ТЬ-ТЬ» (кончик языка должен прикасаться к основанию верхних зубов). Далее нужно понемногу начать отодвигать кончик языка назад, прикасаясь к верхним альвеолам. Одновременно с этим губы растягиваются в улыбке.
Способ 2. Специалист просит ребёнка медленно, а затем быстро произнести звуки «ТЬ» и «Щ», так чтобы получилось ТЬЩ. Обязательно должна присутствовать широкая улыбка, это важный фактор правильного произношения.
Способ 3. Ребенок должен раскрыть губы «рупором» (как при произнесении звука [ш]), сомкнуть зубы в форме правильного прикуса и быстро произносить слоги [ти — ти — ти]. Кончик языка должен прикасаться к нёбу примерно посередине между основаниями верхних резцов и альвеолами. На подставленной ко рту ладони должна ощущаться выдыхаемая воздушная струя.
В то время как ребенок произносит слоги, вы большим и средним пальцами руки надавливаете на его щеки, прижимая их к коренным зубам, и этим движением несколько выдвигаете вперед его губы. В этом положении вместо [ти — ти — ти] будет слышаться [чи — чи — чи].
Обратите внимание ребенка на этот звук, как-нибудь назовите его (например, такой звук может издавать кипящий чайник).
Пока ребенок произносит слоги [чи — чи — чи], отпускайте на время его щеки, чтобы он продолжал произносить их самостоятельно, если же звук [ч] утрачивает точность, снова прижимайте щеки ребенка к коренным зубам.
После этого пусть ребенок произносит слоги [чи — чи — чи] самостоятельно.
Затем он должен произнести отдельно звук [ч] (показать, как «говорит чайник»).

 
                 Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед [щ]. Возможен механический способ: ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).

Среди недостатков произношения [щ] имеется укороченное произношение (как при [ш]), замена звука [щ] на [с'], произношение [щ] с аффрикативным элементом (как сочетание Ш’Ч). Звук [щ] часто появляется автоматически после того, как будут поставлены [ш, ж, ч].

Способ 2. Ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя). 
Способ 3. Ребенок вслед за вами должен произносить пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку твердости-мягкости: [т — т'], [д — д'], [с — с'], [з — з']. После этого произнесите звук [ж] и сразу вслед за этим произне

сите его мягко — [ж'] (как будто это парные по признаку твердости-мягкости согласные). Пусть ребенок повторит это за вами.
Предложите ему, длительно произнося звук [ж'], перейти на тихое, шепотное его произнесение ([ж'-щ]). В дальнейшем ребенок должен сразу произнести звук [ж'] «шепотом». Когда звук будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он произносит.
Способ 4. Пусть ребенок тянет звук [ч]. При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться [щ]. Обратите внимание ребенка на то, что после звука [ч] слышится другой звук («похожий на шум морского прибоя»). Пусть ребенок как можно дольше тянет этот второй звук.
В дальнейшем произношение идущего после [ч] звука [щ] должно прерываться короткими паузами («как будто одна волна, шурша, набегает на берег за другой»).
Паузы следует удлинять так, чтобы после сочетания [чщ] звучали следующие друг за другом фактически изолированные звуки [щ] («как будто волны набегают на берег все реже и реже»).
В заключение пусть ребенок сразу (без предшествующего [ч]) произнесет звук, похожий на «шум прибоя».

Звук «К» отсутствует – «каппацизм»

1.Постановка по подражанию. Взрослый показывает пред зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка. Затем предлагает ребенку сделать язык «горкой» и заднюю часть спинки языка поднять к небу. Затем просит сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту.

А) По подражанию с введением игровых приемов:

- дождевые капли капают (к-к-к);

- кукушка кукует (ку-ку-ку);

- курица кудахчет (ко-ко-ко).

 

Б) По подражанию с применением моделей.

 

    2. Постановка от опорных звуков. Для звука «К» это звук «Х». Взрослый просит быстро произносить сочетание звуков «кх».

  3. Постановка от артикуляционного уклада. Это задание «Сдуем снежинки с горки». Следует положить комочек из ваты на тыльную сторону руки и попросить ребенка быстро его сдуть.

   4. Механическим способом.

Зондом – рамкой или шпателем от слога «та». Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале «кя, затем «ка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...