Постановка звука Л
учебно-методический материал по логопедии
Постановка звука Л. "Сказка о маленьком кораблике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_malenkom_korablike.docx | 344.34 КБ |
prilozheniekartinki.docx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
САМЫЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА Л: «КАК КОРАБЛИК ПОДРУЖИЛСЯ С ИНДЮШОНКОМ»
По подражанию
Сказка о маленьком кораблике.
Жил на свете маленький кораблик, который не хотел гудеть.
Мама ему говорила: « Это нехорошо, воспитанные судна всегда гудят, если встретят другие кораблики на своем пути».
Папа говорил: «Ты такой маленький, тебя в тумане могут и не заметить».
Однажды случилась такая история: Кораблик заблудился. Заигрался он с веселыми разноцветными рыбками, которые выпрыгивали из воды. Не заметил, как поднялся туман. Хотел он загудеть, а у него не получилось. Давай покажем ему, как надо гудеть.
Покажите, как широкий язык (Я) поднять за верхние зубы (З).
(Если не получается показать перед зеркалом, то можно показать
на руках - сложить ладонь чашечкой, как будто хотите зачерпнуть воду (это Я) и упереть в другую ладонь, стоящую ребром (зубы)).
« Пароход гудит»
Не получилось у кораблика загудеть. Ветра нет, полный штиль, парус не надувается. Не беда, попробую погрести веслами. Весла широкие («блинчик»- широкий язык лежит на нижней расслабленной губе). Весла шлепают по воде ( «пя-пя-пя» и «тя-тя-тя»).
Самый простой и надежный способ, если нет осложнений в виде дизартрии и аденоидита. Зажимаем широкий Я между З и пытаемся произнести звуки [ы] либо [л]. Иногда получается сразу. Но порой приходится делать подготовку:
- «блинчик» - держа, широкий Я на свободной нижней губе - «блинчик на тарелочке», плавно сдвигаем его в рот, останавливая между зубов;
- «месим тесто»- шлепаем по Я губами « пя-пя-пя» и зубами « тя-тя-тя», потом « тя-тя-тя» либо «та-та-та» (что лучше получается) переводим в «ла-ла-ла» или «ля-ля-ля» соответственно, постукивая, прижимаем язык зубами и тянем «л-л-л-л-л» и «ль-ль-ль»
«Парус»
После того, как межзубное [л] закрепится, произношение станет стабильным, надо поднимать Я за З и переходить к способу постановки от «паруса».
При межзубном произношении [л] язык надо сразу поднимать вверх.
Подул ветерок, парус стал подниматься.
Способ тоже простой, но подходит только, если язык широкий и удерживается в верхней позиции. Я поднять вверх за З и гудеть[ л] или [ль]. Совершенно не подходит, если замена [л ] на [г] или [нг]. Чтоб «парус» был менее выпуклый, можно слегка подталкивать его ватной палочкой или зондом. Лучше всего сочетать «парус» и «пароход». Погудеть, затем сказать: «А теперь сделай то же самое, но с «парусом», помочь палочкой и следить, чтобы рот не закрывался, можно держать зонд «саночки» между боковыми зубами.
«С помощью механической поддержки»
Но вдруг мачта сломалась, парус не поднимается, давай поможем.
Если «парус» не получается и нет замены на заднеязычный [г], а получается «пароход», то просим малыша поднять Я за верхние З и гудеть как «пароход». Можно использовать зонд, ватную или хлебную палочку, ручку чайной ложки или зубной щетки, всё должно быть чистым и стерильным. Этот способ хорош при дизартрии, когда Я плохо управляем из-за нарушения иннервации, плохо удерживается или уходит в сторону.
« Болтушка» или «Индюк балаболит»
Этот способ хорошо подходит, когда замена [л] на [г], [нгн]. А также для маленьких детей в возрасте до 5 лет, так как звук [л] сложный для постановки и требует некоторых волевых усилий и сознательных, произвольных действий.
Быстро водим Я вперед - назад кончиком по верхней губе, губы в улыбке, рот открыт, звук «бл-бл-бл», постепенно замедляем движение, произнося « л-л-л» или «ль-ль-ль», затем задерживаем Я подольше за верхними З в положении «парус», язык гладит верхние передние зубы изнутри, произнося «л-л-л-л-л» или «ль-ль-ль», затем падает на губу в положении «блинчик», произнося [а] или [э]. Я должен падать на губу, а не уходить вглубь рта.
Проплывает кораблик, а на берегу индюк стоит. Приветствует его, «балаболит». Побежал индюк навстречу. Посмотрел кораблик на индюка и стал веслом загребать.
От мягкого [ль]
Стоят рядом индюк и индюшонок. Папа говорит: «л-л-л-л», а сын: «ль-ль-ль». «Хочу как ты, папа». Отец отвечает: «Хорошо, я тебя научу, но давай пригласим кораблик в гости, он наверно долго плыл. Погода плохая, он замерз. Давай его напоим чаем»
Налили чай в чашечку.
Угостили его сладкими трубочками.
Индюшонок рассказал, как месил тесто для трубочек - «пя-пя-пя» и «тя-тя-тя» и сворачивал его.
А кораблик показал, как он поднимает свой парус.
И покатал индюшонка на волнах вверх-вниз («Качели»).
Очень часто звук [ль] уже имеется у детей или ставится первым. Происходит замена в речи звука [л] на [ль]. Это бывает оттого, что у мягких звуков наблюдается палатализация, смычка неба не с кончиком Я, а со спинкой, Я при этом имеет неправильный тонус, а его кончик не выражен. Следовательно, надо делать массаж языка, чтоб он был более широкий, также упражнения:
Просим малыша прикусить легко кончик языка, «потрогать» его ватной палочкой, чтобы он понимал, каким местом нужно упираться в нёбо (и за зубы). Делаем «качели», чтобы ощущалась разница между выпуклым и вогнутым положением языка во рту.
Индюшонок помог поставить парус, постучал своим клювом «д-д-д-д»
«Папа, у меня не получается как у тебя. Я хочу показать кораблику, как гудеть».
Отец помог индюшонку, поддержал его крылом.
- Поставить палец в подбородочную ямку. Малыш произносит «ль-ль-ль», надо нащупать ямку снизу, слегка надавить, если нет отклонения Я в сторону от средней линии и проблем с прикусом, то рефлекторно получится твердая фонема.
- Ладонью давить на подбородок снизу. При произношении [ль] подпереть тыльной стороной ладони подбородок. Когда произношение [л] станет стабильным, ребёнок сам может держать свою руку.
От звука [а]
Подходит для детей старше 6 лет и взрослых.
Широко открыть рот и тянуть «а-а-а-а», затем быстро поднять язык и упереться за верхние зубы. Можно помочь шпателем, зондом или пальцем. Очень важно, чтоб воздушная струя шла на кончик языка, поэтому надо этот момент отработать, иначе получится носовой звук «нг».
Поможем кораблику прогудеть, чтобы мама и папа его услышали. Давайте будем вместе по команде поднимать парус, я скажу
« а-а-а-а», затем быстро поднимем его вверх. Нужна подпорка.
От «заборчика»
Иногда достаточно отработать положение губ в улыбке, не смыкая при «пароходе» или «парусе». Если смыкаются губы и слышится [в], то надо раздвигать губы пальцами, либо все время напоминать о «заборчике». Хорошо, если ребёнок все время смотрит на положение своих органов речи в зеркале, так как зрительный контроль помогает понять, при каком положении звук произносить легче и четче.
И обязательно нужно улыбаться. Хорошее настроение залог успеха. И вот наконец-то кораблику удалось загудеть. Его родители услышали и прогудели в ответ. Обрадовался маленький кораблик, помахал индюкам на прощание веслом, поблагодарил их за помощь и поплыл домой радостный и довольный.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект индивидуального логопедического занятия по подготовке к постановке и постановке звука [C].
В копилку логопеда....
Постановка звуков.Постановка звука «Ть»
Переднеязычные : Постановка звука «Ть» ...