Конспект занятия в логопедической группе по теме "Уголок природы в детском саду"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Тема : употребление имен существительных с предлогами, обогащение речи словами-антонимами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_log_gruppe_po_teme_ugolok_prirody_v_dets_sadu.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в логопедической группе по теме:
«Уголок природы в детском саду»
Тема: Употребление имен существительных с предлогами, обогащение речи словами-антонимами.
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об аквариумных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме (животное, рыба, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярии.
туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры; прозрачный, хищный, зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, обогащение речи словами-антонимами). Совершенствование навыков звукового анализа. Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Предметные картинки с изображением аквариумных рыбок.
Предварительная работа. Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Развитие ручной моторики, координации движений.]
Логопед. Сядет тот, кто скажет сколько рыбок изображено на картинке.
2. Рассматривание картины «Уголок природы в детском саду», беседа по ней. [Формирование представлений о комнатных растениях, аквариумных рыбах, расширение словаря по теме , обогащение речи словами-антонимами. Развитие диалогической речи.]
Логопед. Мы с вами познакомились с жизнью аквариумных рыбок. Недавно вы побывали в 1 логопедической группе, у них большой аквариум.. Каких аквариумных рыбок вы знаете?
Дети. Золотую рыбку, меченосца, гуппи, гурами, скалярию.
Логопед. Молодцы. Вот как много названий вспомнили!
Логопед помещает на доску картинки аквариумных рыбок.
Логопед. А вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют пресноводными. Может быть, вы знаете некоторых из них? ( логопед выставляет картинки пресноводных рыб)
Дети по очереди подходят к доске и показывают известных им рыб. Логопед показывает и называет всех остальных.
Логопед. Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Подойдите к доске и покажите части тела разных рыб.
Дети подходят к доске и показывают у разных рыб туловище, голову, хвост, плавники.
Логопед. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. У щуки длинная голова и длинное тело. А у леща?
Д е т и. У леща небольшая голова и широкое тело.
Логопед. У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша?
Д е т и. У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.
Логопед. У судака и ерша острые спинные плавники. А у сома?
Д е т и. У сома спинной плавник маленький и не острый.
Логопед. У щуки хвост большой. А у сома?
Д е т и. У сома хвост маленький.
Логопед. А еще посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?
Дети. Мелкая.
Логопед. А у сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?
Дети. Они нужны рыбам для того, чтобы дышать.
Логопед. А для чего рыбам плавники?
Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.
Логопед. Верно. Мы с вами говорили в прошлом году, что слова плавники и плавать из одной семейки. На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука — хищница. Она питается другими рыбами..
Сравнивание пресноводных и аквариумных руб.
3. Игра «Скажи наоборот»- употребление в речи антонимов.
Большой- маленький
Короткий- длинный
Толстый тонкий
Крупный- мелкий и т.д.
4. Рассказывание о пресноводных рыбах. [Развитие общих речевых навыков.]
Логопед оставляет альбом на доске.
Логопед. А теперь расскажите стихи о пресноводных рыбах, которые вы выучили дома. Старайтесь говорить четко, правильно произносите звуки, помните о выразительности.
В пруду или озере, больше нигде,
В тихой, спокойной стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась, —
Вот именно там обитает карась.
В. Нищев
С длинным телом серебристым,
Обитает в речке быстрой.
Многим рыбам — страшный враг.
Догадался? Нет? Судак.
В. Нищев
.
Ерш колючий, конопатый,
Некрасивый и горбатый.
Но ушила без ерша
Вряд ли будет хороша.
Н. Нищева
.
Щука — хищница речная,
Щука всех в реке пугает.
Разевает щука пасть —
Страшно щуке в пасть попасть.
Н. Нищева
5. Работа по книжке-раскраске. [Развитие тонкой моторики.] Логопед раздает детям книжки, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Еще раз рассмотрите сома и окуньков на картине. Дорисуйте справа от сома еще одного окунька, а потом правильно раскрасьте рыб.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу. Можно не заканчивать раскрашивание картинки на занятии и сделать это в вечернее время.
6. Анализ слова сом. [Совершенствование навыков звукового анализа.]
Логопед предлагает детям продолжить работу по книжке.
Логопед. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова сом. Сколько звуков в этом слове?
Дети. В этом слове три звука.
Логопед. Нарисуйте три кружка под изображением сома. Дети выполняют задание.
Логопед. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Д е ти. Это звук [с]. Он согласный твердый глухой.
Логопед. Каким цветом вы его обозначите?
Дети. Синим.
Дети раскрашивают первый кружок синим карандашом.
Логопед. Какой звук следует после него?
Дети. Звук [о[. Он гласный.
Логопед. Каким карандашом вы его раскрасите?
Дети. Красным.
Дети раскрашивают кружок красным карандашом.
Логопед. И какой звук последний в этом слове?
Дети. Твердый согласный звук [м].
Логопед. Каким цветом вы обозначите его?
Дети. Синим.
Дети раскрашивают третий кружок синим карандашом.
Логопед. Отлично. Закройте книжки.
Логопед убирает книжки и контейнер с карандашами.
7. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
Рыбка плавает в водице, | Сложить ладони вместе и показать, |
Рыбке весело играть. | как плавает рыбка. |
Рыбка, рыбка, озорница, | Погрозить пальчиком. |
Мы хотим тебя поймать. | Медленно сблизить ладони. |
Рыбка спинку изогнула. | Снова показать, как плывет рыбка. |
Крошку хлебную взяла. | Сделать хватательное движение |
двумя руками. | |
Рыбка хвостиком махнула, | Снова показать, как плывет рыбка. |
Рыбка быстро уплыла. | |
М. Клокова |
8. Окончание занятия. [Опенка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Путешествие в страну цветов" ознакомление с природой в детском саду во второй младшей группе
Тема:"Путешествие в страну Цветов"Цель:Познакомить детей с многообразием растений.Задачи:Обучающие:Форм...
Конспект занятия в средней группе «Правила поведения в помещении детского сада».
Закрепление у детей правил поведения, культуры общения и необходимости их соблюдения....
Конспект занятия по развитию речи по теме "Профессии в детском саду" в старшей логопедической группе
Активизация и актуализация словаря по теме «Детский сад. Профессии». Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза....
Конспект занятия в средней группе тема: «День космонавтики в детском саду»
Знакомство детей с историей возникновения праздника День космонавтикис использованием слайдов(Гагарин и космос)на занятии по физической культуре тренировочного характера....
Конспект занятия в логопедической группе по теме Уголок природы в детском саду
Уточнение произношения звука Х, воспитание длительного ротового выдоха. Упражнение детей в правильном произношении звука Х в словах и в умении выделять его в слове. Звуковой анализ слогов. Закрепить у...
Конспект занятия в средней группе «Правила поведения в помещении детского сада»
Конспект занятия в средней группе«Правила поведения в помещении детского сада»...
"В мире природы" конспект занятия в логопедической группе
Конспект интегрированного занятия с элементами драматизациис детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.«Путеше...