Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Карелина Ирина Владимировна

К пяти годам дошкольники с нормальным речевым развитием усваивают звукослоговой состав даже самых сложных слов  родного языка и практически не допускают нарушений звукослоговой структуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование навыков

слогового анализа и синтеза у старших дошкольников

К пяти годам дошкольники с нормальным речевым развитием усваивают звукослоговой состав даже самых сложных слов  родного языка и практически не допускают нарушений звукослоговой структуры. Дети с нарушениями речи в этом возрасте допускают различные ошибки  при воспроизведении слов особенно сложной звукослоговой структуры: сокращают (молоко – моко) или увеличивают (бинокль – бинокаль) количество слогов в слове, переставляют слоги местами (медведь – ведмедь), переставляют согласные звуки соседних слогов (дрова – двора) и т.п.

Нарушения звукослоговой структуры слов являются одним из диагностических показателей таких системных нарушений речи, как общее недоразвитие речи и алалия. Они являются более сложными в коррекции, чем нарушения звукопроизношения, сохраняются в речи ребёнка гораздо дольше, отражаются впоследствии в письменной речи при обучении в школе. Часто нарушениям звукослоговой структуры слов учителя – логопеды уделяют гораздо меньше внимания, чем следует, но именно эти нарушения влияют на формирование всех составляющих речевой системы ребёнка.

Работа по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов должна проводиться с позиций индивидуального подхода, постоянно, с использованием игровых и дидактических приёмов, разнообразного дидактического материала. Для обучения дошкольников  делению слов на слоги используются такие приёмы, как простукивание слогового рисунка слова деревянным молоточком по поверхности стола, прохлопывание, протопывание, прошагивание, выкладывание фишек, пуговиц, камешков, приклеивание прищепок к полоске – слову соответственно количеству слогов в слове и т.п.

Сначала дошкольников обучают делению на слоги двусложных слов, состоящих из открытых слогов (мама, кино), затем – трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (малина, радуга, камыши), затем детей знакомят с односложными словами (мак, шар), представляющими закрытый слог. На этом этапе у дошкольников формируют представление о слогообразующей роли гласных звуков: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков». Обязательно следует сформировать в это же время понятие об ударении, об ударном слоге.

На следующем этапе детей обучают слоговому анализу и синтезу двусложных слов с одним закрытым слогом (бидон, загон), двусложных слов со стечением согласных в середине слова (почка, ведро), двусложных слов, состоящих из двух закрытых слогов (бантик, фантик, башмак, кафтан), трёхсложных слов с одним закрытым слогом (помидор, Колобок).

На третьем этапе дошкольников сначала тренируют  в делении на слоги трёхсложных слов с одним стечением согласных в разных позициях (лыжница, тарелка, молотки, шиповник, бурундук) потом – с двумя стечениями согласных (клубника, мартышка). Кроме того, на этом же этапе детей знакомят со звукослогой структурой односложных слов со стечением согласных  в разных позициях (кран, болт), учат делить на слоги двусложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом (штора, тропа), двусложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом (кролик, стакан), двусложные слова с двумя стечениями в начале и середине слова и открытым слогом (штопка, станки), четырёхсложные слова из открытых слогов (кукуруза, мамалыга). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Данные игры способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов, развитию психических процессов, совершентсованию эмоционально-волевой сферы, развитию самооценки и самоанализа....

Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников.

Представленный материал содержит информацию по выявлению предпосылок дисграфии на почве несфрмированности фонематического анализа и синтеза, а также пути ее профилактики....

Лэпбук по проведению звукового анализа и синтеза слов старшими дошкольниками

Данное учебное пособие поможет детям 5-7 лет наглядно и понятно проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов....

Опыт работы на тему"Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников»

    Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей старших и подготовительных групп, учителям –...

Презентация "Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для успешного обучения в школе детям необходимо овладеть  навыками простого анализа и синтеза.Для этого необходимосформировать у дошкольников фонематическое восприятие.Вся система логопедической ...

Статья. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников....

«Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников».

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры....