: «Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие для детей с ТНР
Тема: «Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей)
Цели:
коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь по теме зимующие птицы;
- учить детей правильно образовывать имена прилагательные
с уменьшительно-ласкательным значением;
- учить детей составлять рассказ о птицах по представлению (из личного опыта);
коррекционно–развивающие:
- развивать произвольное внимание, логическое мышление,
- развивать фонематический слух;
коррекционнно – воспитательная:
- воспитывать у детей любовь к птицам и бережное отношение к ним.
Оборудование: конверт с загадками, картинки зимующих и перелётных птиц, сказочные герои – Петрушка, домовёнок - Кузя.
Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Они пришли посмотреть, как вы будете сегодня заниматься.
- Давайте сейчас с вами ребята, вспомним правила речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим.
(Дети приветствуют гостей и повторяют все вмести правило речи)
- Вводная часть.
(Стук, появляются сказочные герои и приносят письмо с загадками)
Логопед: Ой, ребята к нам кто- то ещё спешит. Давайте посмотрим, кто же это к нам опоздал.
Сказочные герои: Здравствуйте, дети и взрослые!
Это я – Петрушка и мой друг – домовёнок - Кузя. Извините нас, пожалуйста, что опоздали к вам на занятия.
Логопед: Ничего, проходите. А с чем ты к нам пожаловала?
Сказочные герои: Ой, чуть не забыли. Мы пришли к вам, не просто так. У нас конверт с загадками. Давайте их отгадаем.
Загадки:
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой!
Назови его скорей!!!
Кто там скачет …- (Воробей )
Над жуком короедом
Держит он всегда победу
По деревьям тук да тук
Кто для леса верный друг? (Дятел)
Эти птички с хохолком
И красивые притом!
На рябину прилетели
Птички эти……… (Свиристели)
Меня сизокрылым
Все с детства зовут
Как символа мира
И любят и ждут! (Голубь)
Спинкою зеленовата
Животиком – желтовата!
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица)
Как лиса среди зверей -
Эта птица всех хитрей!
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее …. (Ворона)
Всех я за день навещу!
Все, что знаю растрещу! (Сорока)
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной (Соловей)
Логопед: Ребята посмотрите внимательно на изображение. И скажите кто это?
Дети: Птицы!
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра называется «Кто здесь лишний»
Дидактическая игра «Кто здесь лишний»
Логопед: Кто же из вас самый внимательный. Посмотрите, на все картинки. И скажите, какая же птичка здесь лишняя.
(Дети отвечают: здесь лишняя птичка соловей, потому что это перелётная птица, а все остальные зимующие)
Логопед: А что значит зимующие и перелетные.
(Зимующие – это птицы, которые на зиму улетают в тёплые края. Перёлётные – это птицы, которые на зиму улетают в тёплые края).
Дидактическая игра «Назови ласково»
Логопед: Ребята, чтобы птички от нас не улетели, давайте назовём их ласково:
Воробей – воробушек
Синица – синичка
Снегирь – снегирёк
Ворона – воронёнок
Голубь – голубок
Сова – совенок
Глухарь – глухаренок
Куропатка - куропаточка
Чиж – чижик
Клест – клестенок
Свиристель - свиристелочка
Галка - галчонок
Дидактическая игра «Игра в слова»
Логопед: Хлопни в ладоши, услышав слово, подходящее воробью…, вороне…., синице…., дятлу….
Курлычит, маленький, бойкий, лесной, серая, ловкая, красногрудый, плавает и т.д.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Логопед: Воробей маленький, а ворона - …….(большая – ответы детей)
У синицы хвост короткий, а у сороки - …. (длинный)
Голубь тяжелый, а воробей - …. (легкий)
У синицы клюв тонкий, а у вороны –…. (толстый)
Дидактическая игра «Кто как разговаривает?»
(Провести линию к правильному ответу)
Ворона воркует
Голубь чирикает
Воробей каркает
Сорока тинькает
Дятел стрекочет
Синичка стучит
Дидактическая игра «Скажи одним словом»
У сороки белые бока, поэтому ее называют – (белобокой)
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют – (длиннохвостой)
У синицы грудка желтая, поэтому ее называют – (желтогрудкой)
У вороны черные крылья, поэтому ее называют – (чернокрылая)
- Пальчиковая гимнастика
Холодно и голодно птицам зимой. Как люди заботимся о птицах? (Люди заботятся о них и строят им кормушки)
И у нас с вами есть кормушка. Давайте посчитаем.
Сколько птиц в кормушке нашей.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей.
Шесть щеглов и голубей
Дятел в пёстрых пёрышках
Всем хватило зёрнышек.
(Поочерёдно загибают пальцы рук)
- Основная часть.
Логопед: Вы уже много знаете о различных птицах. Сегодня мы будем составлять рассказ о зимующих птицах по представлению. Рассмотрите внимательно картинки, с изображением зимующих птиц и ответьте на вопросы:
- Почему этих птиц назвали зимующими?
(Этих птиц называют зимующими, потому что они не улетают в тёплые края, а зимуют с нами)
- Чем питаются зимующие птицы?
(Зимующие птицы питаются рябиной, хлебом, снегом и т.д)
- Где зимой можно увидеть зимующих птиц?
(Зимующих птиц можно увидеть на веточках деревьях, на крыше дома, в кормушке и т.д.)
- Почему птицам зимой нужна помощь человека?
(Птицам нужна помощь человека, чтобы они не погибли)
- Как мы можем помочь зимой птицам.
Мы можем помочь птицам: защитить их от хищников, накормить их и т.д.)
Логопед: Молодцы!
А теперь все дружно встали, превратились в птиц:
- Физкультминутка.
Птички прыгают, летают
(Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны)
Птички прыгают, поют.
(Наклон вперёд, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам)
Чик – чирик, чик-чирик.
(Стоя прямо, совершать взмахи правой руки)
Птички крошки собирают
(Левой рукой)
Зёрнышки клюют
(Повороты головы вправо-влево)
Перышки почистили
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.
Логопед: А теперь нам нужно составить рассказ о зимующих птицах. Вы уже знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Поэтому давайте обсудим план нашего рассказа.
Устный план рассказа.
Логопед: Сначала нужно рассказать об особенностях жизни зимующих птиц.
После этого каждый из вас выберет изображение любой птички и расскажет о её внешнем виде и повадках.
Закончить нужно, рассказав о том, как люди могут помочь птицам зимой.
- Итог занятия.
(Логопед подводит итог занятия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...
Конспект ООД «Наша Родина – Россия. Моё село. Моя улица». Тема: «Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)
Тема: «Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)...
КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием плана-схемы описания птиц
Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного воспр...
Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа "Как мы играем зимой на участке" на основе личного опыта"
Конспект рассчитан на детей подготовительной группы...
Конспект занятия " Составление рассказа о зимующих птицах"
Обучающие задачи: * расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем...
Конспект Тема: Составление рассказа «Как мы играем зимой на участке» на основе личного опыта.(Подготовительная группа.)
Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних явлениях; Уточнить знания о зимних забавах; Обогащать словарь детей за счет слов-действий, слов-признаков, однокоренных слов....