Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению служит нормальное развитие речи, особенное значение имеет правильное и четкое произношение звуков, слов и предложений.
Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие. Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению служит нормальное развитие речи, особенное значение имеет правильное и четкое произношение звуков, слов и предложений.
Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне речи. Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).
Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.
Для их коммуникативного развития характерно отсутствие или позднее появление спонтанного лепета в ответ на говорение взрослого. Отмечается значительное запаздывание появления первых слов; весьма замедленно, затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью: переход от произнесения отдельных слов к построению двухсловного предложения растягивается на долгое время.
У детей с общим недоразвитием речи чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в коммуникативном творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в коммуникативности имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность коммуникативного общения.
Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с общим недоразвитием речи фактически лишены возможности словесной коммуникации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.
В возрасте 5 -7 лет дети с общим недоразвитием речи с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми.
Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти-шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.
Известно, что условия обучения ребенка с общим недоразвитием речи определяются особенностями его речевого развития. Но всем им требуются специальные занятия по накоплению словаря и овладению навыками связной речи. Расширение словарного запаса может происходить либо путем объяснения логопедом значения новых слов, либо с помощью конкретной ситуации и доступного смыслового контекста, раскрывающих значение слова. Понимание значения слова во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его значимые единицы (приставки, корни, суффиксы, определять родственные слова. Детям с общим недоразвитием речи, как правило, это удается с трудом, что препятствует самостоятельному расширению ими словаря. Поэтому особое значение приобретают занятия по овладению умением различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их роль.
Процесс звукового анализа предполагает:
- умение выделять устойчивые смыслоразличительные единицы - фонемы из звукового потока слова на основе их слухопроизносительной дифференциации;
- овладение учебным (умственным) действием последовательно, по порядку выделять все звуки в составе слова.
Таким образом, формирование звукового анализа осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.
Коррекция звукопроизношения ведется общепринятыми в логопедии приемами. Работа по развитию фонематического восприятия включает следующие основные этапы: активизация слухового внимания; развитие внимания к отдельным звукам речи в речевом потоке и в составе отдельных слов; узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа.
Содержание работы по формированию слоговой структуры слов определяется анализом имеющихся у детей нарушений. В упражнениях используются только сохранные звуки. Данная работа предусматривает коррекцию нарушений количества и последовательности слогов в слове. Особое внимание уделяется работе над структурой отдельного слога со стечением согласных и над усвоением слов со стечениями. Важность этой работы обусловлена тем, что такого рода ошибки носят стойкий характер.
Содержание работы делится на два этапа:
- подготовительный: проговаривание слоговых рядов, слов, предложений заданной структуры; различение слов по слоговому составу, различение слоговых рядов.
- основной: преодоление нарушений в произношении стечений согласных звуков, введение их в слова различной слоговой структуры, предложения.
При анализе слова можно использовать вспомогательные средства - полоски цветной бумаги, цветные карандаши (длинная полоска или линия - целое слово, полоска покороче - слоги, квадратики или точки - звуки). Вспомогательные средства, как зрительная опора, используются по следам устного анализа.
Такой комплексный подход повышает эффективность логопедического воздействия, служит совершенствованием речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи.
В процессе коррекционной работы по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи был составлен план по следующим направлениям:
1. Работа над речевым дыханием. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
2. Работа на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Опыт показывает, что дети с общим недоразвитием речи нередко имеют отклонения в общей, мелкой, артикуляционной моторике. Дети недостаточно четко координируют движения.
3. Развитие зрительно – пространственной ориентировки. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определении направлений в пространстве. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звукового анализа и синтеза слов.
4. Работа над культурой произношения. Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а так же умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм, тембр речи). Развивая у детей правильную, хорошую звучащую речь, необходимо развитие речевого аппарата и воспитание фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
5. Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: первое направление - развитие фонематического восприятия. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже
– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
Второе направление - развитие фонематического анализа (и синтеза). Реализация данного плана осуществлялась систематически, последовательно, целенаправленно через серию логопедических занятий с использованием обучающих игр, упражнений, заданий, направленных на развитие фонематических процессов на всех этапах логопедической работы.
6. Индивидуальный подход к личности ребенка с его проблемами развития.
7. Комплексный подход в коррекционной работе со всеми специалистами детского учреждения.
Таким образом, реализация данного плана должна осуществляться систематически, последовательно, целенаправленно через серию логопедических занятий с использованием обучающих игр, упражнений, заданий, направленных на развитие фонематических процессов на всех этапах логопедической работы по развитию звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Список литературы
1. Абелева, И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека [Текст]: / И. Ю. Абелева. - М. : Логос, 2004.- С. 304.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1997. – 400 с.
3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1999. – 160 с.
4. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии [Текст]: коммуникативная дифференциация личности / Д. И. Бойков. - СПб. : КАРО, 2007. - 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вниман...
Буклет для родителей "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"
Обучение дошкольников грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о к...
Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...
Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый у...
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».
Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...
Презентация "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста....
" Особенности формирования грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Формирование грамматического строя у дошкольников...