Дидактическое пособие "Паровозик"
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Пособие для обучения (предъявления нового)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 508.18 КБ |
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 508.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №9 муниципального района Учалинский район
Республики Башкортостан
Утверждаю
Заведующий
МАДОУ Детский сад №9
МР Учалинский район РБ
_______ Х.М. Кадирова
Дидактическое пособие
В номинации «лучшее пособие для обучения (предъявления нового)»
«Паровозик»
В рамках РГМО учителей-логопедов и учителей – дефектологов
МР Учалинский район РБ
Подготовила: учитель – логопед Мустафина Л.А.
Дата проведения: 16.02.2018 г., 10.00 ч.
Актуальность
Исследованиями доказано, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющие отклонения в речевом развитии. Попадая на дошкольные логопункты, дети с задержкой в речевом развитии нуждаются, порой, в длительном логопедическом воздействии. В работе логопедам приходится многократно повторять один и тот же материал, это утомляет не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Играя, у детей формируются положительное отношение к обучению и усвоению материала. В результате, поставленные логопедом задачи, решаются гораздо быстрее.
Пояснительная записка к методической разработке
Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Паровозик». Игра рассчитана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Может использоваться логопедами на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Использование пособия зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Также советую использовать педагогам и родителям.
Цель:
- При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям.
Задачи:
- развитие фонематического слуха
- формирование звуко – буквенного анализа и синтеза
- развитие слоговой структуры слова
- автоматизация звука
Пособие представляет собой панно, состоящее из 4-х частей - паровоза и трёх вагонов разных цветов. На крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 1 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3),таблички с буквами для определения наличия звука в словах, таблички-схемы для определения положения звука в слове -начало, середина, конец.
В каждом вагоне под окнами расположен карман для предметных картинок. Размер картинок должен соответствовать размеру вагона – в каждый вагон вставляться не менее трёх картинок.
Картинки подбираются таким образом:
1. На один заданный звук
С - слон, собака, сова ;
З - змея, заяц, зебра;
Ш - шмель, шакал, шимпанзе;
Ж - жираф, жук, жаба;
Л - лось, лошадь, ласточка;
Р - робот, рак, рысь.
2. Картинки на односложные слова - жук, бык, тигр, лев;
на двухсложные слова – жираф, кошка, коза, баран;
на трёхсложные слова – носорог, кенгуру, кузнечик, крокодил.
3. На заданный звук, чтобы он находился в начале, в середине и в конце слова (по две-три картинки для каждой позиции). Например:
Л - ложка, лопата, лупа; палка, палатка, мыло; стол, пенал, стул.
Варианты игр, в которые можно поиграть с детьми:
1.«Друзья»
Цель: упражнять детей в определении наличия указанного звука в словах.
Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов буквы и, показывая ребёнку паровоз и картинки с изображениями животных, птиц и насекомых, говорит:
- Прибыл паровозик для зверей, птиц и насекомых. Он отправляется в путь. В нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом вагоне. В первом вагоне поедут животные, названия которых начинаются со звука С, во втором - со звука З. Ребёнок проговаривая вслух «рассаживает» пассажиров по местам с учётом наличия в словах нужного звука.
2. «Нади место пассажирам»
Цель: развивать умения детей определять количества слогов в слове.
Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками. Логопед предлагает ребенку превратиться в проводника и помочь пассажирам разместить их по вагонам в соответствии с билетами. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одной части (односложные слова, т.е. животные, названия которых можно разделить на две части, поедут во втором вагоне, на три части – в третьем. Ребёнок, отхлопывая слова, «рассаживает» пассажиров по вагонам.
3. «Найди место звука в слове»
Цель: развивать умение определять место заданного звука в слове, опираясь на громкое проговаривание.
Логопед вставляет в прорезь на паровозе букву (например, Р) и в прорези на крышах вагонов таблички-схемы, которые указывают на положение звука в слове - начало, середина, конец. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук находится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон, если заданный звук находится в середине, то помещают во второй вагон и т.д.
4. «Назови пассажиров»
Цель: автоматизация звука
Логопед заранее размещает картинки в вагончики. Детям предлагается назвать пассажиров.
5. «Найди лишнее»
Логопед размещает в вагоны пассажиров с заданным звуком, но одна картинка заданного звука не имеет. Ребенок должен превратиться в контролера и найти лишнюю картинку.
Можно придумать и множество других интересных игр - на всевозможные дифференциации (мягкие-твёрдые, звонкие-глухие согласные, живые-неживые, большие и маленькие предметы.). В работе с малышами пособие прекрасно можно использовать при усвоении счёта, цвета и размера, классификаций.
Ожидаемый результат:
При помощи данного пособия формируется интерес к занятиям и положительная мотивация у детей;
Повышается эффективность логопедического воздействия, так как пособие разработано с опорой на игровую деятельность, характерную для детей дошкольного возраста.
Использованная литература:
Г. С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи" Москва "Просвещение" 1983г.
Т. Б. Уварова "Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками" Москва "Сфера" 2009г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №9 муниципального района Учалинский район
Республики Башкортостан
Утверждаю
Заведующий
МАДОУ Детский сад №9
МР Учалинский район РБ
_______ Х.М. Кадирова
Дидактическое пособие
В номинации «лучшее пособие для обучения (предъявления нового)»
«Паровозик»
В рамках РГМО учителей-логопедов и учителей – дефектологов
МР Учалинский район РБ
Подготовила: учитель – логопед Мустафина Л.А.
Дата проведения: 16.02.2018 г., 10.00 ч.
Актуальность
Исследованиями доказано, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющие отклонения в речевом развитии. Попадая на дошкольные логопункты, дети с задержкой в речевом развитии нуждаются, порой, в длительном логопедическом воздействии. В работе логопедам приходится многократно повторять один и тот же материал, это утомляет не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Играя, у детей формируются положительное отношение к обучению и усвоению материала. В результате, поставленные логопедом задачи, решаются гораздо быстрее.
Пояснительная записка к методической разработке
Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Паровозик». Игра рассчитана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Может использоваться логопедами на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Использование пособия зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Также советую использовать педагогам и родителям.
Цель:
- При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям.
Задачи:
- развитие фонематического слуха
- формирование звуко – буквенного анализа и синтеза
- развитие слоговой структуры слова
- автоматизация звука
Пособие представляет собой панно, состоящее из 4-х частей - паровоза и трёх вагонов разных цветов. На крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 1 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3),таблички с буквами для определения наличия звука в словах, таблички-схемы для определения положения звука в слове -начало, середина, конец.
В каждом вагоне под окнами расположен карман для предметных картинок. Размер картинок должен соответствовать размеру вагона – в каждый вагон вставляться не менее трёх картинок.
Картинки подбираются таким образом:
1. На один заданный звук
С - слон, собака, сова ;
З - змея, заяц, зебра;
Ш - шмель, шакал, шимпанзе;
Ж - жираф, жук, жаба;
Л - лось, лошадь, ласточка;
Р - робот, рак, рысь.
2. Картинки на односложные слова - жук, бык, тигр, лев;
на двухсложные слова – жираф, кошка, коза, баран;
на трёхсложные слова – носорог, кенгуру, кузнечик, крокодил.
3. На заданный звук, чтобы он находился в начале, в середине и в конце слова (по две-три картинки для каждой позиции). Например:
Л - ложка, лопата, лупа; палка, палатка, мыло; стол, пенал, стул.
Варианты игр, в которые можно поиграть с детьми:
1.«Друзья»
Цель: упражнять детей в определении наличия указанного звука в словах.
Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов буквы и, показывая ребёнку паровоз и картинки с изображениями животных, птиц и насекомых, говорит:
- Прибыл паровозик для зверей, птиц и насекомых. Он отправляется в путь. В нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом вагоне. В первом вагоне поедут животные, названия которых начинаются со звука С, во втором - со звука З. Ребёнок проговаривая вслух «рассаживает» пассажиров по местам с учётом наличия в словах нужного звука.
2. «Нади место пассажирам»
Цель: развивать умения детей определять количества слогов в слове.
Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками. Логопед предлагает ребенку превратиться в проводника и помочь пассажирам разместить их по вагонам в соответствии с билетами. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одной части (односложные слова, т.е. животные, названия которых можно разделить на две части, поедут во втором вагоне, на три части – в третьем. Ребёнок, отхлопывая слова, «рассаживает» пассажиров по вагонам.
3. «Найди место звука в слове»
Цель: развивать умение определять место заданного звука в слове, опираясь на громкое проговаривание.
Логопед вставляет в прорезь на паровозе букву (например, Р) и в прорези на крышах вагонов таблички-схемы, которые указывают на положение звука в слове - начало, середина, конец. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук находится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон, если заданный звук находится в середине, то помещают во второй вагон и т.д.
4. «Назови пассажиров»
Цель: автоматизация звука
Логопед заранее размещает картинки в вагончики. Детям предлагается назвать пассажиров.
5. «Найди лишнее»
Логопед размещает в вагоны пассажиров с заданным звуком, но одна картинка заданного звука не имеет. Ребенок должен превратиться в контролера и найти лишнюю картинку.
Можно придумать и множество других интересных игр - на всевозможные дифференциации (мягкие-твёрдые, звонкие-глухие согласные, живые-неживые, большие и маленькие предметы.). В работе с малышами пособие прекрасно можно использовать при усвоении счёта, цвета и размера, классификаций.
Ожидаемый результат:
При помощи данного пособия формируется интерес к занятиям и положительная мотивация у детей;
Повышается эффективность логопедического воздействия, так как пособие разработано с опорой на игровую деятельность, характерную для детей дошкольного возраста.
Использованная литература:
Г. С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи" Москва "Просвещение" 1983г.
Т. Б. Уварова "Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками" Москва "Сфера" 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры. Подготовка и проведение дидактических игр.
Памятка для воспитателей....
Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми
Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...
Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»
Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....