Дидактическое пособие "Паровозик"
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Пособие для обучения (предъявления нового)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №9 муниципального района Учалинский район

Республики Башкортостан

Утверждаю

Заведующий

МАДОУ Детский сад №9

МР Учалинский район РБ

_______ Х.М. Кадирова

Дидактическое пособие

В номинации «лучшее пособие для обучения (предъявления нового)»

«Паровозик»

В рамках РГМО учителей-логопедов и учителей – дефектологов

МР Учалинский район РБ

Подготовила: учитель – логопед Мустафина Л.А.

Дата проведения: 16.02.2018 г., 10.00 ч.

                                                 Актуальность

Исследованиями доказано, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющие отклонения в речевом развитии. Попадая на дошкольные логопункты, дети с задержкой в речевом развитии нуждаются, порой, в длительном логопедическом воздействии. В работе логопедам приходится многократно повторять один и тот же материал, это утомляет не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Играя, у детей формируются положительное отношение к обучению и усвоению материала. В результате, поставленные логопедом задачи, решаются гораздо быстрее.

Пояснительная записка к методической разработке

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Паровозик». Игра рассчитана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Может использоваться логопедами на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Использование пособия  зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Также советую использовать педагогам и родителям.

 Цель:

- При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям.

Задачи:

- развитие фонематического слуха

- формирование  звуко – буквенного  анализа и синтеза

- развитие слоговой структуры слова

- автоматизация звука

Пособие представляет собой панно, состоящее из 4-х частей - паровоза и трёх вагонов разных цветов. На крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 1 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3),таблички с буквами для определения наличия звука в словах, таблички-схемы для определения положения звука в слове -начало, середина, конец.

В каждом вагоне под окнами расположен карман для предметных картинок. Размер картинок должен соответствовать размеру вагона – в каждый вагон вставляться не менее трёх картинок.

Картинки подбираются таким образом:

     1. На один заданный звук

         С - слон, собака, сова ;

         З - змея, заяц, зебра;

         Ш - шмель, шакал, шимпанзе;

         Ж - жираф, жук, жаба;

         Л - лось, лошадь, ласточка;

         Р - робот, рак, рысь.

2. Картинки на односложные слова - жук, бык, тигр, лев;

на двухсложные слова – жираф, кошка, коза, баран;

на трёхсложные слова – носорог, кенгуру, кузнечик, крокодил.

3. На заданный звук, чтобы он находился в начале, в середине и в конце слова (по две-три картинки для каждой позиции). Например:

Л - ложка, лопата, лупа; палка, палатка, мыло; стол, пенал, стул.

Варианты игр, в которые можно поиграть с детьми:

     1.«Друзья» 

Цель: упражнять детей в определении наличия указанного звука в словах.

Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов буквы и, показывая ребёнку паровоз и картинки с изображениями животных, птиц и насекомых, говорит:

- Прибыл паровозик для зверей, птиц и насекомых. Он отправляется в путь. В нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом вагоне. В первом вагоне поедут животные, названия которых начинаются со звука С, во втором - со звука З.  Ребёнок проговаривая вслух «рассаживает» пассажиров по местам с учётом наличия в словах нужного звука.

2. «Нади место пассажирам»

Цель: развивать умения детей определять количества слогов в слове.

Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками. Логопед предлагает ребенку превратиться в проводника и помочь пассажирам разместить их по вагонам в соответствии с билетами. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одной части (односложные слова, т.е. животные, названия которых можно разделить на две части, поедут во втором вагоне, на три части – в третьем. Ребёнок, отхлопывая слова, «рассаживает» пассажиров по вагонам.

3.  «Найди место звука в слове» 

Цель: развивать умение определять место заданного звука в слове, опираясь на громкое проговаривание.

Логопед вставляет в прорезь на паровозе букву (например, Р) и в прорези на крышах вагонов таблички-схемы, которые указывают на положение звука в слове - начало, середина, конец. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук находится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон, если заданный звук находится в середине, то помещают во второй вагон и т.д.

4. «Назови пассажиров»

Цель: автоматизация звука

Логопед заранее размещает картинки в вагончики. Детям предлагается назвать пассажиров.

5. «Найди лишнее»

Логопед размещает в вагоны пассажиров с заданным звуком, но одна картинка заданного звука не имеет. Ребенок должен превратиться в контролера и найти лишнюю картинку.

     Можно придумать и множество других интересных игр - на всевозможные дифференциации (мягкие-твёрдые, звонкие-глухие согласные, живые-неживые, большие и маленькие предметы.). В работе с малышами пособие прекрасно можно использовать при усвоении счёта, цвета и размера, классификаций.

Ожидаемый результат:

При помощи данного пособия формируется интерес к занятиям и положительная мотивация у детей;

Повышается эффективность логопедического воздействия, так как пособие разработано с опорой на игровую деятельность, характерную для детей дошкольного возраста.

 Использованная литература:

Г. С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи" Москва "Просвещение" 1983г.

Т. Б. Уварова "Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками" Москва "Сфера" 2009г.

G:\Фотки для презентации\P1010463.JPG 

F:\DCIM\100OLYMP\P1010454.JPG 

 G:\Фотки для презентации\P1010465.JPG

F:\DCIM\100OLYMP\P1010451.JPG 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №9 муниципального района Учалинский район

Республики Башкортостан

Утверждаю

Заведующий

МАДОУ Детский сад №9

МР Учалинский район РБ

_______ Х.М. Кадирова

Дидактическое пособие

В номинации «лучшее пособие для обучения (предъявления нового)»

«Паровозик»

В рамках РГМО учителей-логопедов и учителей – дефектологов

МР Учалинский район РБ

Подготовила: учитель – логопед Мустафина Л.А.

Дата проведения: 16.02.2018 г., 10.00 ч.

                                                 Актуальность

Исследованиями доказано, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющие отклонения в речевом развитии. Попадая на дошкольные логопункты, дети с задержкой в речевом развитии нуждаются, порой, в длительном логопедическом воздействии. В работе логопедам приходится многократно повторять один и тот же материал, это утомляет не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Играя, у детей формируются положительное отношение к обучению и усвоению материала. В результате, поставленные логопедом задачи, решаются гораздо быстрее.

Пояснительная записка к методической разработке

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Паровозик». Игра рассчитана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Может использоваться логопедами на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Использование пособия  зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Также советую использовать педагогам и родителям.

 Цель:

- При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям.

Задачи:

- развитие фонематического слуха

- формирование  звуко – буквенного  анализа и синтеза

- развитие слоговой структуры слова

- автоматизация звука

Пособие представляет собой панно, состоящее из 4-х частей - паровоза и трёх вагонов разных цветов. На крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 1 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3),таблички с буквами для определения наличия звука в словах, таблички-схемы для определения положения звука в слове -начало, середина, конец.

В каждом вагоне под окнами расположен карман для предметных картинок. Размер картинок должен соответствовать размеру вагона – в каждый вагон вставляться не менее трёх картинок.

Картинки подбираются таким образом:

     1. На один заданный звук

         С - слон, собака, сова ;

         З - змея, заяц, зебра;

         Ш - шмель, шакал, шимпанзе;

         Ж - жираф, жук, жаба;

         Л - лось, лошадь, ласточка;

         Р - робот, рак, рысь.

2. Картинки на односложные слова - жук, бык, тигр, лев;

на двухсложные слова – жираф, кошка, коза, баран;

на трёхсложные слова – носорог, кенгуру, кузнечик, крокодил.

3. На заданный звук, чтобы он находился в начале, в середине и в конце слова (по две-три картинки для каждой позиции). Например:

Л - ложка, лопата, лупа; палка, палатка, мыло; стол, пенал, стул.

Варианты игр, в которые можно поиграть с детьми:

     1.«Друзья» 

Цель: упражнять детей в определении наличия указанного звука в словах.

Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов буквы и, показывая ребёнку паровоз и картинки с изображениями животных, птиц и насекомых, говорит:

- Прибыл паровозик для зверей, птиц и насекомых. Он отправляется в путь. В нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом вагоне. В первом вагоне поедут животные, названия которых начинаются со звука С, во втором - со звука З.  Ребёнок проговаривая вслух «рассаживает» пассажиров по местам с учётом наличия в словах нужного звука.

2. «Нади место пассажирам»

Цель: развивать умения детей определять количества слогов в слове.

Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками. Логопед предлагает ребенку превратиться в проводника и помочь пассажирам разместить их по вагонам в соответствии с билетами. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одной части (односложные слова, т.е. животные, названия которых можно разделить на две части, поедут во втором вагоне, на три части – в третьем. Ребёнок, отхлопывая слова, «рассаживает» пассажиров по вагонам.

3.  «Найди место звука в слове» 

Цель: развивать умение определять место заданного звука в слове, опираясь на громкое проговаривание.

Логопед вставляет в прорезь на паровозе букву (например, Р) и в прорези на крышах вагонов таблички-схемы, которые указывают на положение звука в слове - начало, середина, конец. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук находится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон, если заданный звук находится в середине, то помещают во второй вагон и т.д.

4. «Назови пассажиров»

Цель: автоматизация звука

Логопед заранее размещает картинки в вагончики. Детям предлагается назвать пассажиров.

5. «Найди лишнее»

Логопед размещает в вагоны пассажиров с заданным звуком, но одна картинка заданного звука не имеет. Ребенок должен превратиться в контролера и найти лишнюю картинку.

     Можно придумать и множество других интересных игр - на всевозможные дифференциации (мягкие-твёрдые, звонкие-глухие согласные, живые-неживые, большие и маленькие предметы.). В работе с малышами пособие прекрасно можно использовать при усвоении счёта, цвета и размера, классификаций.

Ожидаемый результат:

При помощи данного пособия формируется интерес к занятиям и положительная мотивация у детей;

Повышается эффективность логопедического воздействия, так как пособие разработано с опорой на игровую деятельность, характерную для детей дошкольного возраста.

 Использованная литература:

Г. С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи" Москва "Просвещение" 1983г.

Т. Б. Уварова "Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками" Москва "Сфера" 2009г.

G:\Фотки для презентации\P1010463.JPG 

F:\DCIM\100OLYMP\P1010454.JPG 

 G:\Фотки для презентации\P1010465.JPG

F:\DCIM\100OLYMP\P1010451.JPG 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....