"Мнемотаблицы в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
"Мнемотаблицы в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Мнемотаблицы в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР" | 105.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранск Департамент по социальной политике Управление образования МУ «Информационно-методический центр»
Тема: «Мнемотаблица, как один из приемов формирования связного высказывания у детей с речевыми нарушениями»
Выступление на семинаре – практикуме для учителей-логопедов.
Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 104» Беляева Н.А.
Саранск 2021
1слайд
Тема моего выступления: « Мнемотаблица, как один из приемов формирования связного высказывания у детей с речевыми нарушениями»
Применяя мнемотаблицы на практике, я всё больше убеждаюсь в их положительном влияния на речевое развитие детей с ОНР.
Почему мнемотехника?
У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Поэтому, поиски различных приёмов и методик в логопедической практике не утратили своей актуальности. Одним из таких приемов и является – мнемотехника.
Это интересная по своей структуре технология, уходит корнями в далекое прошлое. Само название, в переводе с греческого, обозначает искусство запоминания. Существует легенда, что этот термин придумал Пифагор Самосский, живший в 6в. до н. э., в честь богини Мнемозины – богини памяти.
2 слайд
К.Д.Ушинский говорил:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.»
3 слайд
Мнемотехника подразумевает систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Задачи мнемотехники:
- Способствовать развитию внимания, памяти, логики, образного мышления, связной речи.
- Формировать умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать.
3. Расширять и обогащать словарный запас детей.
4. Формировать умение связно мыслить, составлять рассказы, преобразовывать символы в образы.
5. Формировать навыки правильного графического изображения.
4 слайд
Мнемотехника может быть представлена в виде мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи.
Мнемотаблицы используются: для обогащения словарного запаса, пересказа художественной литературы (сказок),
отгадывания и загадывания загадок,
заучивания стихов,
для обучения составлению рассказов.
Поделюсь своим опытом работы по каждому направлению.
5 слайд
Заучивание стихотворения А. Алферова с помощью мнемотаблицы.
6 слайд
Картинки выставляются по одной на каждую строчку. Проговаривается и заучивается текст каждой строчки. В итоге дети должны рассказать всё стихотворение полностью.
7 слайд
А. Алферов
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна...
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
8 слайд
По таким готовым схемам дети очень легко и быстро запоминают стихи.
9 слайд
Самыми первыми мнемотаблицами в моей практике были таблицы по составлению рассказов описаний. Практически при изучении любой лексической темы можно использовать мнемотаблицы : от игрушек до профессий. Актуальны и широко используются мнемотаблицы при описании времен года.
10 слайд
Схемы я использую и в групповой работе, и в индивидуальной.
11 слайд
С помощью мнемотаблиц дети легко составляют описательные рассказы. ( Описание на фото.)
12 слайд
Дети с ОНР часто отстают в развитии словесно - логического мышления. Пересказ сказок по схемам- мнемотаблицам является хорошей базой для его развития. Детям очень нравится пересказывать сказки по схемам. Они хорошо запоминают героев, последовательность действий, понимают сюжет и мораль сказки, быстрее и точнее запоминают сказку.
13 слайд
Составление и отгадывание загадок по схемам также вызывает у детей повышенный интерес и устойчивое внимание, что очень необходимо в работе с детьми с нарушение речи. Засекреченность помогает удерживать внимание детей и желание говорить. Таблицы для составления загадок можно зарисовывать самостоятельно или использовать картинки для описательных рассказов.
14 слайд
Мнемотаблицы можно также эффективно использовать и для обогащения словарного запаса, и формирования правильных грамматических форм. Наглядность всегда даёт хороший, положительный результат по развитию речи в дошкольном возрасте. На слайде мнемотаблица для закрепления понятия родственных слов, согласование числительного с существительным, образование множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
15 слайд
Мнемотехника помогает реализовывать и задачи подготовки к грамоте. Ознакомление с буквами и звуками и их закрепление можно также отрабатывать с использованием мнемотаблиц.
16 слайд
Работа с мнемотаблицами по обучению грамоте состоит из нескольких этапов:
- Разбор изображения.
- Преобразование абстрактных символов в образы.
- Отработка запоминания, то есть, пересказ, либо составление рассказа по заданной схеме.
- Зарисовка мнемотаблиц детьми.
- Рассказывание по мнемотаблицам, нарисованными детьми
Мнемотаблицы при обучении детей грамоте, можно использовать в нескольких вариантах:
17 слайд
Цели для всех вариантов общие:
- Познакомить (или закрепить) графическое изображение буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развивать зрительное внимание и память
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие связной речи
- Развитие графо-моторных навыков
18 слайд
I. вариант “Запомни и заполни”
Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить. Одновременно я рассказываю, что там нарисовано и почему.
В центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, звуки [п] и [пь] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т.к. это слово начинается с твердого звука [п]. В правом верхнем углу ( над зелёным кругом) нарисована пила, т.к. это слово начинается с мягкого звука [пь]. Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой ( голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т.к. буква П похожа на прямоугольник.
19 слайд
Убираю таблицу и предлагаю детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После того, как дети заполнили таблицу им предлагаю рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.
20 слайд
II вариант “Заполни сам”
После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали. Здесь дети могут самостоятельно менять расположение символов и картинок, рисовать свои картинки на звуки или записывать слова на определенный звук.
21 слайд
III вариант “Найди ошибку”
Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.
22 слайд
IV вариант “Подбери букву”
Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть. Таблица может быть заполнена не до конца, и дети самостоятельно дорисовывают недостающие символы.
Используя мнемотаблицы на занятиях по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, были достигнуты следующие результаты:
- Уменьшилось количество ошибок при написании букв имеющих свойство зеркальности
- Дети стали лучше усваивать такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
- У детей улучшилось внимание, память, логическое мышление, графо – моторные навыки
- Повысился интерес к занятиям
23 слайд
Мнемотехника многофункциональна, ее можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности.
Сюжетное содержание мнемотаблицы должно соответствовать возрасту детей. По мере овладения навыками работы, содержание усложняется, но при этом не следует перегружать ребенка. Семантическое содержание должно быть эквивалентным программе, и максимально интересным для детского воображения. Эта технология очень привлекательна для дошкольников. «Засекреченные» послания вызывают живой интерес, формируют познавательные действия, полностью соответствуя базовым ценностям российского дошкольного образования, направленные на личностно - развивающий характер взаимодействия детей и взрослых.
Познакомив с предлагаемой технологией родителей, проведя несколько совместных мероприятий, педагог сможет получить достойных соратников, а нередко и единомышленников, в увлекательном мире познания речевого многообразия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...
Применение новых логопедических технологий в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР(синквейн)
Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детям с хорошими диагностическими показателями требуется бол...
Презентация по теме: "Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста"
Данная презентация предназначена для родителей дошкольников. Из презентации можно узнать об основных понятиях мнемотехники, этапах и результатах работы по развитию речи детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста».
Данная консультация предназначена для родителей дошкольников. Из консультации можно узнать об основных понятиях, этапах и результатах работы по развитию речи с использованием мнемотехники....
Планирование коррекционной работы по развитию речи детей вне занятий
Понедельный план работы по развитию речи детей вне занятий в старшем дошкольном возрасте...
Логопедическая ритмика как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста
Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста...