Кинетический песок как средство коррекции нарушений речи
статья по логопедии (средняя группа)

Ковалева Анастасия Романовна

Каждый год число детей с нарушениями речи возрастает. Наряду с нарушением звукопроизношения у детей также недостаточно развито внимание, память, эмоционально-волевая и мотивационная сферы.

В ходе работы с детьми, имеющих различные нарушения речи, необходимо поддерживать интерес к занятиям, снимать эмоциональное и мышечное напряжение, возникающее в ходе коррекционной работы, находить новые эффективные средства, тем самым, сокращая сроки этапов коррекционного воздействия и направляя усилия на активизацию самостоятельной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинетический песок как средство коррекции нарушений речи

Каждый год число детей с нарушениями речи возрастает. Наряду с нарушением звукопроизношения у детей также недостаточно развито внимание, память, эмоционально-волевая и мотивационная сферы.

В ходе работы с детьми, имеющих различные нарушения речи, необходимо поддерживать интерес к занятиям, снимать эмоциональное и мышечное напряжение, возникающее в ходе коррекционной работы, находить новые эффективные средства, тем самым, сокращая сроки этапов коррекционного воздействия и направляя усилия на активизацию самостоятельной речи.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен в начале XX века швейцарским психологом и философом К. Г. Юнгом. Он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году [2].

В 2013 году в Швеции был создан новый пластический материал - «подвижный» («живой») песок. А. Старостину, кандидату медицинских наук, психотерапевту, автору множества методик работы с различными сыпучими материалами, появилось и стало стремительно развиваться новейшее направление в песочной терапии - плассотерапия (плассо - леплю, терапия - лечение, оздоровление), где основным инструментом терапевтического взаимодействия стал этот уникальный по своим свойствам материал - Kinetic Sand [2].

Дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки -  проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен - с одной стороны, с другой – «текуч». До него дотрагиваешься, песок «движется», «оживает»,  течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках.  Может использоваться как расслабляющее средство[2].

Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:

  1. развитие фонематических представлений;
  2. совершенствование грамматического строя речи;
  3. автоматизация поставленных звуков;
  4. обучение грамоте;
  5. развитие связной речи;
  6. формирование слоговой структуры речи;
  7. развитие мелкой моторики.

Игры с кинетическим песком, которые можно использовать в работе:

«Песочная фигура».

Ребенок рисует на песке фигуры, затем украшает их разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Тем самым закрепляем названия геометрических фигур. Как и фигуры украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

«Чьи следы?»

«Следы медведя» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Следы зайца» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях (как прыгает заяц). «Следы змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

«Отгадай загадку».

Ребенок отгадывает загадку, а отгадку-игрушку ищет в песке.

«Чего не стало?»

Ребенок закапывает игрушки в песок, и говорит, чего не стало. Таким образом, закрепляем использование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

«Игра в машинки».

Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. (Красная машина едет к зеленой машине. А синяя машина стоит между деревьями.)

«Подбери слова».

Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки) к игрушкам, которые найдет в песке. Например, лиса – хитрая, рыжая и т. д.

«Сосчитай».

Ребенок считает от 1 до 5 игрушку, которую найдет в песке. Например, один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов.

Будем мы зверей искать
И слова к ним подбирать.
Еж, лиса, медведь опять…
Их попробуй сосчитать.

По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Один-много», «Назови ласково», «Придумай загадку», «Назови одним словом», «Четвертый лишний» и др.

«Кто больше назовёт?»

Ребёнок подбирает глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Слова-родственники», «Назови овощи (фрукты)» и др.

«Шаги» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком по песку.

«Найди игрушки» - логопед закапывает в песок игрушки со звуком Л: лошадку, куклу, ложку, слона, так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку найти игрушки и назвать их. Спросить, какой звук слышится во всех словах. Предложить составить предложение с каждой игрушкой[3].

Предложите ребенку изобразить с помощью рук на песке, то, как передвигаются животные.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливают на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой, в разных направлениях.

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами рук, имитируя насекомых, можно погружать руки в песок.

Игра «Буквы» (Обучение алфавиту, 4-6 лет) [4].

«Спрячь ручки»

Цель: развитие фонематических представлений.

Оборудование: кинетический песок, музыкальные инструменты.

Ход: услышав заданный звук, ребенок прячет руки в песок.

«Два замка»

Цель: развитие фонематических представлений.

Оборудование: кинетический песок, предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход: под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

«Выложи узор»

Цель: развитие фонематических представлений.

Оборудование: кинетический песок, цветные камешки.

Ход: дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синих и зеленых) — в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Горочка»

Цель: автоматизация произносимых звуков.

Оборудование: кинетический песок, игрушки.

Ход: Набрать в руку песок и произносить звук [с], насыпая горку.

Вариант этого упражнения: выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек ту, в названии которой есть звук [с]. Набрав песок и произнося этот звук, засыпать игрушку.

«Я делал – я сделал»

Цель: развитие навыка в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю — закапывал, откапываю — откапывал).

Оборудование: кинетический песок, мелкие игрушки.

Ход: взрослый заранее прячет в песке плоскостные фигурки и предлагает ребенку откопать их, комментируя свои действия («Я откапываю игрушку. Я откопал игрушку. Это слоник»).

Затем взрослый предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия («Я закапываю... Я закопал...» и т. п.)[1].

СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Картотека игр с кинетическим песком для развития речи дошкольников – [Электронный ресурс]: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/302302-kartoteka-igr-s-kineticheskim-peskom-dlja-raz (Дата обращения: 16.03.2021)

  2. Кинетический песок как средство коррекции дизартрических расстройств – [Электронный ресурс]: https://pandia.ru/text/80/292/32428.php (Дата обращения: 18.03.2021)

  3. Кинетический песок как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста – [Электронный ресурс]: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-9802 (Дата обращения: 17.03.2021)

  4. Логопедические игры с кинетическим песком – [Электронный ресурс]: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/logopedicheskie_igryi_s_kineticheskim_peskom/ (Дата обращения: 15.03.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинетический песок ,как метод коррекции речи у детей с особенностями речевого развития(ТНР)

Статья , в которой описаны проблемы и пути коррекции речевого развития детей дошкольного возраста, методы и приемы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи( ТНР)  используя плассотерапию ....

Вокальные упражнения как средство коррекции нарушений речи

Вокльные упражнения как средство коррекции нарушения речи....

Педагогический опыт "Логоритмические упражнения как средство коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

Логоритмические игры развивают двигательные умения детей, их познавательные способности, дают возможность задействовать свое тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное...

Консультация для педагогов «Театральная деятельность как средство коррекции нарушений речи детей»

Театральная деятельность - это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества....

Логопедические сказки как средство коррекции нарушения речи.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка.Предлагаю опыт по использованию инновационной технологии ...