«Использование системного оператора ТРИЗ в развитии связной речи детей с ОНР»
статья по логопедии (подготовительная группа)
Статья «Использование системного оператора ТРИЗ в развитии связной речи детей с ОНР». Учитель-логопед Сивова М.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
« Использование системного оператора ТРИЗ в развитии связной речи детей с ОНР ».
Учитель-логопед Сивова М.П.
Одна из целей логопедического воздействия при ОНР – обучение детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Развитие связной речи у детей с ОНР является одной из главных задач коррекционного воздействия. В группе детей с данными проявлениями речевого дизонтогенеза можно выделить следующие особенности связной речи:
- В высказываниях детей наблюдаются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
- Использование простых малоинформативных предложений;
- Трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Работа по развитию связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с общим недоразвитием речи - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является системный оператор ТРИЗ.
ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Руководствуясь задачами, поставленными передо мной как перед учителем-логопедом, я остановила свой выбор на системном операторе ТРИЗ. Цель использования в работе с детьми системного оператора состояла в активизации познавательной активности детей и развитии умения составлять описательные рассказы.
Данный метод позволяет ребёнку увидеть изучаемый объект в системе его внутренних и внешних взаимосвязей. У детей расширяется кругозор, устанавливаются причинно-следственные связи, уточняются временные отношения, развивается творческая инициатива. Это делает их рассказы более чёткими, полными и последовательными.
Реализация этой методики заключается в составлении рассказа на основе графически нарисованной схемы. Причём, чтобы сформировать внутренний алгоритм рассказа все элементы схемы располагаются определённым образом в ячейках таблицы - экранах. В доступной форме детям объясняется, что любой предмет или явление является частью чего-либо, сам состоит из определённых элементов, обладает признаками и функциями. Кроме того, мы рассматриваем объект в его прошлом, настоящем и будущем. Обычно я начинаю с обозначения самого объекта (средний уровень), затем перехожу к ближайшему окружению, частью которого он является (верхний уровень – родовое понятие или место расположения), рассматриваем части, свойства самого объекта (нижний уровень). Левая сторона – прошлое, правая – будущее, середина – настоящее. Так мы путешествуем из прошлого в будущее. Вся работа проводится в тесной связи с воспитателями и родителями. Воспитатели на организованных занятиях отрабатывали как активный, так и пассивный словарь. На логопедических занятиях дети учатся составлять рассказы. В начале знакомства с данным методом детям предлагается заполненная изображениями таблица. На занятиях в группе ребята знакомятся с её содержанием и составляют рассказ. Дома его нужно повторить и при необходимости дополнить. Для активизации мыслительной деятельности, обогащения речи детей средствами выразительности, создания настроя и мотивации я использую в работе загадки. Прежде чем обозначается объект для изучения, дети должны его отгадать. По мере освоения данного вида деятельности ребятам предлагается самостоятельно придумать, как будет выглядеть объект в будущем или каким он был в прошлом. Иногда я экранирую ту или иную ячейку, чтобы повысить уровень самостоятельности и развивать планирующую функцию речевых высказываний. Приветствуются и поощряются творческие ответы, употребление полных распространённых предложений. Таким образом, у детей формируется определённый алгоритм мыслительной деятельности, который переносится на внутренний план. Освоив эту последовательность изложения, ребёнок сможет самостоятельно пользоваться внутренним планом для составления рассказа и наполнять его новым содержанием. Параллельно проводится работа по развитию чёткости звукопроизношения детей, уточнению звуко-слоговой структуры слова, формированию лексики и грамматического строя речи.
В работе с детьми 5-6 лет, на мой взгляд, рациональнее использовать лишь пять ячеек-экранов (не рассматривать над- и- подсистемы в прошлом и будущем). Это обусловлено возрастными особенностями ребят. В подготовительной группе работа начинается тоже с пяти экранов, если уровень подготовленности детей позволяет, постепенно переходим к девяти экранам. Девять экранов успешно применяется в индивидуальной работе с детьми, проявляющими интерес и желание узнать больше нового.
Особо хочется остановиться на наглядных пособиях для работы с детьми в рамках системного оператора ТРИЗ. Для старшей и подготовительной группы мной были разработаны таблицы со схематическими зарисовками из пяти и девяти экранов по лексическим темам, которые изучаются в течение года. Подготовлен демонстрационный материал для <<Уголка логопеда>> и домашние рекомендаций для повторения речевого материала с таблицами. Был изготовлен <<Волшебный экран>> - пособие с девятью кармашками и к нему набор карточек со схематичными или картинными изображениями. В работе также использовались незаполненные таблицы для детей, у которых уже сформировался внутренний алгоритм рассказа. Игра <<Путешествие магнита>> заключалась в передвижении магнита ребёнком по пустым ячейкам таблицы, которое сопровождалось высказываниями детей. Одной из форм работы было создание книжек с зарисовками детей и записанными за ними рассказами родителями.
Анализ, проведенный в конце обучения, показал, что речь детей стала выразительнее за счет эпитетов, синонимов, антонимов, сравнений, метафор, что привело к улучшению уровня связной речи. Ребята начали использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, раньше – позже, до того - после того, в прошлом – в будущем, со временем…). С помощью данного метода у детей повысился уровень самостоятельности и планирующей функции при составлении рассказов. Они стали более подробными и логичными. В речи детей стали активнее применяться сложные предложно-падежные конструкции, полные распространённые предложения. Значительно сократилась необходимость помощи в виде наводящих вопросов. В ходе проведённой работы повысился интерес детей к составлению рассказов, связная речь воспитанников логопедической группы стала выразительнее и последовательнее. Таким образом, можно отметить, что применение системного оператора ТРИЗ является эффективным методом развития связной речи детей с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
«Использование инновационных методов ТРИЗ в развитии связной речи детей»
Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и ...
Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....
Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...