Рабочая программа по исправлению речевых нарушений в условиях логопункта (2017-2018уч.год)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Урасимова Фарида Таклифовна

Программа составлена для работы на логопункте  с дошкольниками 5-7лет с учётом современных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_progr.docx75.77 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                              «Детский сад №19 «Радость»

                                              Рабочая программа

                                 по исправлению речевых нарушений

у детей старшего дошкольного возраста

в условиях логопедического пункта

на 2017 - 2018 учебный год

                                                                                            Составила:

                                                                                                учитель-логопед

                                                                                                  Урасимова Ф.Т.

                                                    Урай   2017г.

Разделы

Содержание

Стр.

I. Целевой

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цели, задачи и принципы программы

1.3.

Характеристика контингента воспитанников

1.4.

Развитие речи в норме

1.5.

 Характеристика детей с фонетико-фонематическим                  недоразвитием речи, с фонетическим недоразвитием речи. 

1.6.

Целевые ориентиры (планируемые результаты)

1.7.

Промежуточные результаты по образовательной области «Речевое развитие»

II. Содержательный

2.1.

Содержание и организация образовательной    коррекционно-логопедической деятельности в условиях логопункта ДОУ

2.2.

Направления и этапы коррекционной работы учителя-логопеда

2.3.

Методика исправления неправильно произносимых звуков

2.4.

Традиционные методы и инновационные технологии

в арсенале учителя-логопеда

III. Организационный

3.1

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ

и родителями

3.2

Мониторинг речевого развития детей                

3.3

Особенности организации предметно-развивающей

пространственной среды логопедического кабинета

Литература


                                                     I. Целевой раздел

                                            1.1. Пояснительная записка

         К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. В связи с этим перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, ставится задача сформировать общую готовность детей к школе. Важной стороной готовности к школе является именно речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи. Постановка и исследование проблемы речевой готовности обусловлены глубокими изменениями в жизни российского общества, переосмыслением существующей системы образования и современными требованиями к специалистам. Современные требования ФГОС к программам начального обучения стали очень высоки. Быстроменяющиеся условия жизни, нарастающая скорость социально-экономических изменений, расширяющиеся границы информационного общества требуют разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики.

         Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Около 40% российских детей в возрасте пяти лет (когда фонетическая сторона речи должна быть сформирована) по-прежнему неверно произносят звуки родного языка (Т.Б.Филичева, 2002). Причём число дошкольников, имеющих фонетические нарушения, возрастает. Нарушение звукопроизношения – самая распространенная из всех речевых аномалий (Т.А.Ткаченко, 2014).  Неправильное произношение для ребёнка в большинстве случаев является не только косметическим дефектом, но и серьёзным препятствием в овладении чтением и письмом.  Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов. Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формирования равных стартовых возможностей дошкольников.

         Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и для детей в норме, ведущее значение в плане общего психического развития. Несформированное звукопроизношение у детей затрудняет  успешное овладение  учебным материалом в школе, игровому взаимодействию со сверстниками в дошкольном учреждении, социализации в обществе. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны их возможностям и индивидуальным особенностям.  Одно из ключевых мест в системе освоения речевой культуры детьми дошкольного возраста занимает учитель-логопед. ФГОС ДО требует от педагогов использования инновационных технологий. Эти инновации принадлежат к числу эффективных средств коррекционно - развивающей работы и помогают достигнуть максимально успешных результатов в преодолении речевой патологии у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей, содействуют достижению максимально возможных успехов в преодолении,  служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.  На сегодняшний день актуальной остаётся проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы в условиях логопедического пункта ДОУ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении единых целей и задач.

         Все выше изложенное легло в основу разработки данной рабочей программы. Настоящая рабочая программа учителя-логопеда Ф.Т.Урасимовой составлена на основе Примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №19 «Радость» для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.

            Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Закон "Об образовании в РФ» от 29.12.2012ФЗ
  • Примерная Основная Образовательная Программа;
  • Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОУ). 

       В основе создания этой рабочей программы использованы опыт работы отечественных педагогов-практиков и современные разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии, представленные в библиографии (см.ниже). В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи с применением перспективных на сегодняшний день технологий. Применение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, преодолеть трудности, ведущие к школьной дезадаптации.

                             1.2. Цели, задачи и принципы программы 

           Цель программы — сформировать полноценную фонетическую систему языка (звукопроизношение, как одно из необходимых средств подготовки к успешному овладению письмом и чтением); развивать фонематические процессы, скорректировать и автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки у дошкольников с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

           Задачи:

 -        выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи, определить уровень и характер нарушений, разработать рекомендации и консультации для родителей (воспитателей) по дальнейшему коррекционно-образовательному маршруту (индивидуальному плану) ребёнка;

-        скорректировать нарушения звуковосприятия и звукопроизношения у дошкольников с ФНР и ФФНР;

    -     активизировать педагогический потенциал воспитателей, родителей    

    и вовлечь их в коррекционно–педагогический процесс.  

           Содержание данной программы, достижение поставленной цели и решение задач осуществляется и опирается на следующие основные принципы:

-        принцип системности — опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии;

-        принцип комплексности — речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер;

-        принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;

-        принцип развивающего подхода — основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

-        принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

 -        принцип сознательности и активности детей, означающий, что учитель-логопед должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

-        принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;

-        принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

 -        принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

 -        принцип обходного пути — используется в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

            В соответствии с указанными целями, задачами и принципами учитель-    

    логопед составляет Годовой план работы (приложение)

         Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда ДОУ на логопункте, при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Данная модель организации работы на логопункте по исправлению речевых нарушений детей органично вписывается в систему МБДОУ, а также достаточно результативна.

                                                            

                       1.3.  Характеристика контингента воспитанников.

            Контингент современных детей отличается друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата: некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука, а другие наоборот, хуже владеют своим речевым аппаратом, им нужна длительная тренировка для того, чтобы выполнить необходимое артикуляционное движение.

       В МБДОУ «Детский сад №19 «Радость» функционируют четыре группы  дошкольников в возрасте 5-7лет (две подготовительные  группы, две старшие группы) общей численностью примерно 100 человек (15человек из подготовительных групп, 40 детей из старших групп) В результате проведённой в сентябре 2017г. диагностики речевого уровня  получены следующие показатели:

Результат первичной диагностики детей 5-7лет:

Участники диагностики

Всего детей

Выявлено детей с нарушениями звукопроизношения

Выявлено детей с нормальным звукопроизношением

Старшие группы

Подготовительные группы

...человек страдает речевыми нарушениями и … человек имеют нормальное речевое развитие.

 Количество детей 5-7лет с речевыми нарушениями:

Всего выявлено в 2016году

 ребёнка

Всего выявлено в 2017году

Количество детей с речевыми нарушениями остаётся по-прежнему высоким.

На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонетическое недоразвитие речи. 

          При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание, дизартрия) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации  логопеда в детской поликлинике, психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта. 

     Целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, объединением усилий специалистов и родителей дошкольников.

                                        1.4. Развитие речи детей в норме. 

         Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года (в период дофонемного развития) ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова им не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в определённом порядке.

         Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее, на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-«заместителей» (субститутов). При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни дети, при благоприятных условиях воспитания, усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих, сонорных и свистящих звуков. Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и  речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой. На протяжении периода от 4 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируются фонематические процессы. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4–6 годам достигает 3000–4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов должны составлять рассказ, пересказывать сказку, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. В этот период значительно улучшается и формируется фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4–5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.

           В то же время речь детей может отличаться недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематических процессов, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

             Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения у детей являются следующие: согласные звуки произносятся смягченно; не произносятся шипящие фонемы «ш, ж, ч, щ» или заменяются обычно свистящими; не произносится звук «р» или заменяется другими звуками «л, л', в, й»; звук «л» не произносится или чаще всего смягчается; могут отсутствовать или заменяться звуки раннего онтогенеза «г, к, х».

                1.5.  Характеристика детей с фонетико-фонематическим                    

                   недоразвитием речи, с фонетическим недоразвитием                    

                                                      речи.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием    

 речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

-заменой звуков более простыми по артикуляции;

-трудностями различения звуков;

-особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

                     

                           1.6. Целевые ориентиры (планируемые результаты)

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.      Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой МБ ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры  выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. 

                                1.7. Промежуточные результаты по

                       образовательной области «Речевое развитие»

Ребенок 5-6 лет, посещающий логопедический пункт ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцирует все изученные звуки;

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

  • Развитие компонентов ЛГСР  (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

- правильно употребляет соответствующие термины.

Ребенок 6-7лет, выпущенный из  логопедического пункта ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:

  • Нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все звуки русского языка  в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцирует все  звуки;

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

  • Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи,  связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы  речи, правильно использует в своей речи;

- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- способен проводить звуковой анализ слов;

          - понимает смыслоразличительную роль фонемы.

Ожидаемые результаты

В итоге логопедической работы дети должны:

  1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  2. Четко дифференцировать все изученные звуки;
  3. Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  4. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  5. Различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  6. Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов;
  7. Соответствие показателей речевого развития возрастной норме.

                                     

                                    2. Содержательный раздел

                       

                     2.1. Содержание и организация образовательной    

         коррекционно-логопедической деятельности в условиях            

                                          логопункта ДОУ

           Содержание коррекционной работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с ФНР и ФФНР, освоение ими основной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителей и педагогов.

         Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ФНР  у детей, зачисленных на логопункт ДОУ,  обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.                                                        

         В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками  является игровая деятельность. Она становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, формирования личности ребёнка. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной  из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи. Большой интерес к занятию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые развивающие сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, т. к. дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

          Учебный год в дошкольных образовательных учреждениях охватывает период с конца сентября  до конца мая и  на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:                                                          

 1 период – сентябрь – ноябрь;

2 период – декабрь – февраль,

3 период – март – май.

         В первые три недели учебного года учитель-логопед:

-        проводит логопедическое обследование детей 5–7-лет (остальные дети обследуются в течение года);

-        составляет список детей на учебный год и комплектует группы и подгруппы;

-        оформляет всю необходимую документацию на детей, заполняет речевую карту на каждого ребёнка;

 -        оформляет текущую документацию учителя-логопеда;

 -        информирует родителей о системе предстоящей логопедической работе;

-        консультирует родителей на общих родительских собраниях и в индивидуальных беседах.

           Повторное итоговое логопедическое обследование (диагностика) проводится в конце учебного года (конец апреля-май), промежуточное логопедическое обследование проводится у детей «группы риска» (декабрь – январь). Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка. Количество детей, зачисленных в группу, на ставку составляет не менее 25 детей в год.           

                   Логопедическая индивидуальная и подгрупповая работа начинается с конца сентября. По договоренности с администрацией ДОУ  и воспитателями групп логопед может брать детей из группы со всех  занятий, кроме музыкальных, физкультурных и прогулок.  Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в дошкольном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 3–6 месяцев до 1–2 лет. Как правило, дети с диагнозом ФНР берутся в работу сроком до 6 месяцев, дети с диагнозом ФФНР до 1 года. По мере исправления недостатков речи учитель-логопед выводит детей из списка и заменяет их другими. Показателем работы учителя-логопеда — является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

           Данная коррекционная программа разработана для реализации её в условиях детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий учреждения  не предусмотрено специального времени для проведения индивидуальной и подгрупповой деятельности учителя-логопеда на логопункте. Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы.                                                                              

            Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2–3 раза в неделю (частота проведения логопедических занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей). Для занятий в подгруппах  объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Следует отметить, что порядок изучения звуков и количество занятий, отведенные на эту работу, могут меняться по усмотрению учителя - логопеда. 

                Формы работы на логопункте: индивидуальные и подгрупповые    занятия. Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма  деятельности  дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения. Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с индивидуальным планом на каждого ребенка, зачисленного на логопункт по расписанию, составленному логопедом.

                           Индивидуальные логопедические занятия. 

Индивидуальные занятия, цель которых, подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при ФНР, ФФНР. На этих занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством своей речи, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).

 Задачи и содержание индивидуальных занятий.

-         Развитие артикуляционной моторики.

-         Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.

-         Развитие речевого дыхания и голосообразования.

 -         Постановка отсутствующих или искажённых звуков.

 -         Автоматизация и дифференциация звуков.

Частота проведения индивидуальных занятий и их продолжительность определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, этапа работы. ФНР — 1–2 раза в неделю; ФФНР — 2–3 раза в неделю, продолжительность индивидуальных занятий согласно СанПин варьируется от 10 до 20 минут у детей 6-го года жизни и от 10 до 30 минут у детей 7-го года жизни.

Структура индивидуального логопедического занятия.

-     Статичные и динамичные артикуляционные упражнении, упражнения для развития мимических мышц.

-     Пальчиковая гимнастика (возможно в сопровождении стихотворных текстов).

 -     Упражнения по развитию речевого дыхания.

-      Упражнения по формированию речевого голоса.

 -     Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

 -     Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

-       Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

 -      Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

-       Формирование лексико-грамматических представлений.

 -       Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

   

                                  Подгрупповые логопедические занятия

               Для занятий в подгруппах (микрогруппах) объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Учитель-логопед может организовать как простой диалог для тренировки произносительных навыков, так и упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения (как правило, от 2 до 6 чел.). Подгрупповые занятия проводятся 1раз в неделю для каждой подгруппы.

Основная цель подгрупповых занятий — закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях.

Структура подгруппового логопедического занятия.

 -       Закрепление навыков произношения изученных звуков.

-        Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.

-        Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов.

-        Расширение лексического запаса в процессе автоматизации звуков.

 -       Закрепление грамматических категорий.

 -        Развитие связной речи.

Состав детей в подгруппах в течение месяца периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка, нерегулярным посещением занятий и т. п.

       Нужно отметить, что для эффективности коррекционной работы чрезвычайно важна роль:

-        регулярных занятий;

-        участия родителей и воспитателей в коррекционном процессе;

На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это — важные предпосылки будущей деятельности, т. е. самостоятельно учиться, приобретать знания. Дети постепенно учатся контролировать свои действия в соответствии с образцом, приобретают умения правильно оценивать результаты своей работы и самостоятельно исправлять допущенные ошибки, у них формируется чувство ответственности.

                        2.2.  Направления и этапы коррекционной работы

                                               учителя-логопеда

          Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

       Направления индивидуальной коррекционно – развивающей работы

                   учителя-логопеда на логопункте

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

В начале учебного года по результатам речевого обследования составляется перспективный план работы по постановке звуков (приложение …) и индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка (приложение …). Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы коррекционной работы по месяцам и, следовательно, осуществляя подобный контроль, можно более эффективно проводить коррекцию.         

         Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс. При коррекции фонетических, фонематических и фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников работа проходит по разделам, которые могут использоваться отдельно, одновременно или дополнять друг друга на определённом этапе работы:

-       Совершенствование функций артикуляционного аппарата, путём выполнения специальных комплексов артикуляционной гимнастики, развитие речевого дыхания.

 -     Развитие мелкой моторики.

 -     Развитие фонематических процессов.

-      Коррекция, формирование и развитие навыков правильного звукопроизношения.

 -      Коррекция слоговой структуры слова.

-       Работа над просодикой.

-       Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков, воспитание самоконтроля за речью, формирование практических умений и навыков пользования правильной, грамотной связной речью.

             Вся логопедическая работа делится на несколько этапов. Каждый этап работы имеет свои цели, задачи.

I. Подготовительный этап — (подготовка психологической базы речи; знакомство с артикуляционным аппаратом; подготовка периферического отдела артикуляционного аппарата к постановке звуков, уточнение произношения звуков; развитие мелкой моторики рук, артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики), (1–5 занятий).

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

Задачи:    укрепить мышцы артикуляционного аппарата (снять гипотонус или гипертонус, удалить тремор языка, улучшить иннервацию мышц и т. п.); выработать чёткие и скоординированные движения органов речевого аппарата; обучить детей короткому, бесшумному вдоху и спокойному, плавному выдоху; выработать целенаправленную сильную или слабую воздушную струю; развивать мелкую моторику рук; развивать фонематический слух; отрабатывать опорные звуки.

       На первом (подготовительном) этапе готовятся органы артикуляции к постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработке опорных звуков. Основным приёмом является артикуляционная гимнастика. Целесообразно развивать у ребенка слуховой самоконтроль (привлечение внимания ребенка к неправильному произношению звука и предлагается сравнить его с правильным). На первых порах полезно утрированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче приобрести навыки слухового контроля.

II. Постановка звука — непосредственно постановка звука разными способами: по подражанию; механический; смешанный, с опорой на сохранный фонематический слух, работа перед зеркалом, (2–15 занятий).

Цель:  добиться правильного звучания изолированного звука.

Задачи:  объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата; создать артикуляционную базу звука, с добавлением воздушной струи и голоса; развивать мелкую моторику рук; развивать фонематический слух.

        На этом этапе используются все возможные приёмы, чтобы добиться правильного звучания того или иного звука: подражание артикуляции, описание правильной артикуляции в доступной для ребёнка форме, постановку звуков с опорой на артикуляцию других, имеющихся в речи ребёнка, звуков, использование шпателей, зондов. При постановке звуков используется зрительно-моторно-кинестетический метод с одновременной опорой на речеслуховой анализатор.

При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами. 

1-й способ — основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вербальными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий. В тех случаях, когда не удается получить нужную артикуляцию по подражанию целиком, приходится сначала довольствоваться воспроизведением отдельных ее элементов. Иногда малоподвижность или недостаточная управляемость речевых органов вынуждает прибегать к целой системе подготовительных артикуляционных упражнений, к своеобразной артикуляционной гимнастике.

2-й способ — состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая сходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с определенным положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции.

3-й способ — смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений. При постановке звуков широко используется опора на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней. По мере автоматизации навыков правильного произношения звука необходимость в зрительном контроле отпадает. Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

III. Автоматизация поставленного звука — проводится в определённой последовательности (опираясь на принцип «от простого к сложному») путём отраженного проговаривания различного дидактического материала; параллельно идёт работа над развитием фонематических процессов, коррекцией слоговой структуры слова.

 Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

 

а) Автоматизация звука изолированно и в слогах: прямых, обратных, закрытых, открытых, со стечением согласных (4–5 занятий). 

Задачи: постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги; развивать мелкую моторику рук; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и синтеза слов.

б) Автоматизация звука в словах разного вида и разной слоговой структуры (18–20 занятий).

Задачи: вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука в начале, конце и середине слова; развивать фонематические процессы; формировать навыки звукового анализа и синтеза в словах; работать над слоговой структурой слова; активизировать словарь; формировать грамматический строй речи

в) Автоматизация звука во фразе, в простом предложении (8–10 занятий).

Задачи: закреплять навык правильного произношения звука в словах фраз и предложений; развивать фонематические процессы, память, мышление, воображение; работать над слоговой структурой слов во фразах и предложениях; формировать грамматический строй речи.

г) Автоматизация звука в связной речи (8–15 занятий).

Задачи: продолжать закреплять навык правильного произношения поставленного звука в предложениях; закреплять навык правильного произношения поставленного звука в стихотворениях, чистоговорках, скороговорках, потешках; развивать фонематические процессы, память, мышление, воображение; работать над слоговой структурой слов в предложениях; развивать чувство языка.

          На третьем этапе поставленный звук вводится в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводиться в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе подбирается речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки и звуки, которые ещё у ребёнка не поставлены.

IV. Дифференциация поставленного звука — различение дефектно произносимого звука среди других, схожих по звучанию и артикуляции звуков. Параллельно идёт работа над развитием фонематических процессов, коррекцией слоговой структуры слова, работа над дикцией, просодикой и интонацией (8–15 занятий).

Цель:  учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Задачи: дифференцировать смешиваемые звуки по артикуляторным и акустическим признакам; учить детей различать звуки изолированно в слогах, словах, фразах, предложениях, стихотворениях, чистоговорках, скороговорках, потешках, рассказах и в сасостоятельной речи; развивать память, мышление, воображение, работать над слоговой структурой слов в предложениях; развивать чувство языка. Четвёртый этап связан с обучением ребёнка различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. Последовательность работы та же, что и при автоматизации звука.

V. Итоговый этап — формируется самостоятельная грамотная, выразительная речь; воспитывается самоконтроль за собственной речью; развиваются практические умения и навыки использования связной речи (на базе скорректированных звуков), (6–10 занятий).

Цель: сформировать самостоятельную грамотную, выразительную речь.

 Задачи: воспитывать самоконтроль за собственной речью; развивать практические умения и навыки использования связной речи (на базе скорректированных звуков); развивать память, мышление, воображение.

                                             2.3. Методика исправления                                                                

                                   неправильно произносимых звуков.

         Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учётом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи. Так, в тех случаях, когда у ребёнка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, соноры, последовательность в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, соноры). Возможна параллельная работа над двумя звуками. Однако при этом соблюдаются следующие требования. Прежде всего, нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладам речевых органов. Так, например, нецелесообразно одновременно работать над исправлением бокового произнесения звука «с» и постановкой звука «л». В данном случае для правильной артикуляции фонемы «с» нужно добиваться широкого уклада языка с желобком посередине, а для «л» — совершенно противоположного (язык узкий — «жалом», желобок отсутствует, а воздух проходит по боковым щелям между языком и коренными зубами). Параллельная работа над этими звуками может привести к взаимному торможению движений, необходимых для их произнесения.

            Следующее требование состоит в том, что нельзя одновременно работать над так называемыми «трудными» звуками, т. е. теми, произнесение которых вызывает у ребенка наибольшую затрату энергии. Так, например, одновременная работа над звукам «р» и «ш», требующими большого напряжения дыхательных органов, может привести к быстрому утомлению вплоть до головокружения. Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками, например над «ш», затем усложняют артикуляцию, прибавляя к ней голос, и получают звук «ж». Определяется порядок работы над дефектным произношением ребенка, учитывая индивидуальные особенности логопата, в первую очередь податливость тех или иных дефектов к устранению.

              Особое внимание уделяется организации самих занятий. С самого начала учебного года у детей воспитываются организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью детям дается возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности обучения. Важно на протяжении всего занятия поддерживать мотивацию общения. Этому способствует четкая и логическая система подбора вопросов, умелый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а так же предварительная подборка материала для занятий с помощью родителей.

               При определении структуры занятий необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости. Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к занятиям, поэтому проводить их надо в увлекательной игровой форме. Задания должны быть доступными детям и располагаться в порядке нарастающей сложности. Большое значение имеет этичное поведение логопеда, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что в исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит, прежде всего, от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих.

          Постоянно обращается внимание на соматически ослабленных детей, которые быстро устают и их работоспособность падает. Поэтому в середине занятий проводятся динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением.

 

               2.4. Традиционные методы и инновационные технологии

                                           в арсенале учителя-логопеда 

                Оптимизировать время работы с каждым ребенком помогает включение в базовые логопедические методики элементов инновационных технологий. Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным, особенно в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения, в ситуации, когда время коррекционного воздействия ограничено двумя занятиями в неделю. 

 Базовые методы

1. Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности; опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);

2. Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал);

 3. Практические (дидактические игры и упражнения; игры-драматизации и инсценировки; хороводные игры и элементы логоритмики).

       Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы  используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.

                                    Инновационные технологии

1. Информационно-коммуникативные

Цель - повышение интереса детей и родителей к изучаемому материалу и качеству коррекционной работы.                                                                   Данная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения.

 2.  Здоровьесберегающие:

-пальчиковая гимнастика;

-двигательная гимнастика;

 -артикуляционная гимнастика;

-дыхательная гимнастика.

Цель - способствовать развитию мышц артикуляционного аппарата, развивать координацию движений, вырабатывать правильное дыхание. Данная технология повышает эффективность образовательного процесса за счёт её применения. 
3. Телесноориентированные техники:

- биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

- упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению;

-  кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий: систематичность выполнения; постепенное увеличение темпа и сложности; точность выполнения движений и приемов.

В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.

Цель - способствовать развитию и совершенствованию произвольных движений (одеваться, ходить, играть, говорить), контролю своих телесных проявлений на развитие характера ребенка, речи. Данная технология учит ребенка самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

4. Логопедический массаж:

- классический ручной;

- точечный.

Цель - укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляция мышечных ощущений. Данная технология направлена на коррекцию речевых нарушений, нормализацию мышечного тонуса.

5. Мнемотехника (на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), весь текст зарисовывается схематично, глядя схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию).

Цель - способствовать увеличению объема памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Данная технология помогает в развитии связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

6. СУ-ДЖОК терапия:

- массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или 
стеклянными разноцветными шариками;

- прищепочный массаж;

- массаж орехами, каштанами;

- массаж шестигранными карандашами;

- массаж чётками;

- массаж зондами, зондозаменителями.

 Цель - активизировать мыслительную деятельность, стимулировать речевую область в коре головного мозга, нормализация мышечный тонус. Данная технология помогает скорректировать речевые нарушения, оказывает положительный эмоциональный настрой, благоприятно влияет на мелкую моторику пальцев, тем самым способствуя развитию речи.

7. Игровая технология:

- физминутки;

- разминки.

Цель - способствовать успешной социализации, формированию социально- активной личности, самореализации. Данная технология стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы.

            Таким образом, использование инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе позволяет учителю — логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.

                                  III. Организационный раздел

                      3.1. Взаимодействие учителя-логопеда

                            с педагогами ДОУ и родителями

         Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Взаимодействие  с  воспитателями  логопед  осуществляет  в  разных  формах.  Это совместное  составление  перспективного  планирования  работы  на  текущий  период  во  всех образовательных  областях;  обсуждение  и  выбор  форм,  методов  и  приемов  коррекционно-развивающей  работы;  оснащение  развивающего  предметного  пространства  в  групповом помещении; взаимопосещение  и участие в интегрированной образовательной  деятельности; совместное  осуществление  образовательной  деятельности  в  ходе  режимных  моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям

          В календарных планах воспитателей в начале каждого  месяца  логопед  указывает  лексические  темы  на  месяц,  примерный лексикон  по  каждой  изучаемой  теме,  основные  цели  и  задачи  коррекционной  работы; перечисляет  фамилии  детей,  коррекции  развития  которых  воспитатели  в  данный  отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа;

— рекомендации по  подбору  художественной  литературы  и  иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки  служат для логопедизации совместной  деятельности воспитателя с детьми  и содержат  материалы  по  развитию лексики,  грамматики, фонетики, связной  речи,  упражнения  по  закреплению  или  дифференциации  поставленных  звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций,  связной речи  и коммуникативных навыков,  то есть для повторения  и  закрепления  материала,  отработанного  с  детьми  логопедом.  Обычно планируется 2 пятиминутки в  неделю,  и  они  обязательно  должны  быть  выдержаны  в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в  некоторых  случаях  и  предоставляет  материалы  и  пособия  для  их проведения.            Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление   контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных  на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

Подвижные  игры,  упражнения,  пальчиковая  гимнастика  служат  для  развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в  качестве  физкультминуток  в  организованной  образовательной  деятельности,  подвижных игр  на  прогулке  или  в  свободное  время  во  второй  половине  дня.  Они  тоже  обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

            Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом – очень актуальны.

         При составлении индивидуальных перспективных планов учитель-логопед учитывает результаты диагностики, проводимые педагогом – психологом. Совместно с ним строится дальнейшая коррекционная работа по развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).

          Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна  взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. Слушая музыку, ребенок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов. Учитель-логопед участвует в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей.

           Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт. Примерный план взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлен в приложении № 5.

           С узкими специалистами обсуждаются достижения детей на соответствующих занятиях (музыкальном, физкультурном) согласно этапам работы логопеда с этими детьми. Педагоги делятся с логопедом своими наблюдениями за речью детей, зачисленных на логопедический пункт, на соответствующих занятиях. Вносятся изменения в индивидуальную программу развития детей на следующий этап коррекционной работы. Благодаря такой тесной работе логопеда и всех педагогов детского сада достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.

 При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:

Логопед:

- диагностика, постановка и автоматизация звуков;

- развитие фонематического слуха;

 - речевое и языковое развитие.

 Психолог:

- психодиагностика;

- выявление компенсаторных возможностей;

- тренинговые упражнения.

Воспитатель:

- автоматизация звуков;

- развитие фонематического слуха;

- расширение словаря;

- развитие связной речи.

Музыкальный руководитель:

  • элементы логоритмики;
  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • развитие координации движений;
  • музыкотерапия;
  • развитие общей моторики.

 Инструктор по физической культуре:

  • развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
  • интеграция речевой и двигательной функции;

-   развитие основных видов движения.

 Родители:

  • выполнение рекомендаций всех специалистов;

-   закрепление навыков и расширение знаний.

            Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: собраний, групповых и индивидуальных консультаций, бесед, круглых столов, создание информационных стендов. Модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях логопедического пункта представлена в приложении …. Традиционные формы работы с родителями дополняются интерактивными формами, в том числе такими, как родительская гостиная, индивидуальные практикумы по обучению родителей несложным артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребенком дома в игровой форме.

              Рекомендации родителям по организации домашней работы предоставляются для того, чтобы скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. После проведения логопедического обследования логопед  подробно информирует родителей (законных представителей) о речевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель-логопед знакомит с индивидуальным планом по исправлению недостатков речи у ребёнка и акцентирует внимание родителей на необходимость совместной, согласованной работы семьи и педагогов дошкольного учреждения.

Программа предусматривает:

- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

     - игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

- систематические занятия с ребёнком  дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по  автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,  формирование интереса ребёнка  к собственной речи  и желания научиться говорить правильно.

 Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки. 

              

                       3.2. Мониторинг речевого развития детей

Учитель-логопед в условиях логопункта осуществляет диагностику по следующим направлениям:

      1) работа со всеми воспитанниками (в рамках службы сопровождения МБДОУ «Детский сад №19 «Радость»).

Обследуются дети по мере возникновения потребности   по запросу участников педагогических отношений (администрация, специалисты, воспитатели, родители (законные представители).

2) мониторинг речевого развития детей, посещающих логопункт.

 Обследуются дети, посещающие логопункт с  целью выявления динамики речевого развития. По результатам первичной диагностики дети с речевыми нарушениями зачисляются на логопункт решением ПМПк. По результатам итогового обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников, занимающихся на логопункте. 

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 24 сентября  и с 18 по 29 мая. Результаты обследования заносятся в речевую карту (приложение №8).

Цель обследования:

  1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.

        2. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.

        3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

  1. Фонематическое восприятие
  2. Артикуляционная моторика
  3. Звукопроизношение
  4. Сформированность звуко-слоговой структуры
  5. Навыки языкового анализа
  6. Грамматический строй речи
  7. Навыки словообразования
  8. Связная речь

Используемые методики: 

  1. Альбом для логопеда  О.Б. Иншаковой.
  2. Тестовая методика «Диагностика устной речи» (адаптированная для детей дошкольного возраста)  Т.А.Фотековой. (приложение № 6)

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга:

Приёмы диагностического изучения:

  • сбор анамнестических данных
  • беседы с родителями
  • наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
  • беседа с детьми
  • беседа с воспитателями 

Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту:

Диагностическая карта речевого развития дошкольников, занимающихся на                  

          логопункте МБДОУ «Детский сад  № 19 «Радость»

___________ месяц 20___ -20 ___учебный год                учитель-логопед:

Фамилия, имя ребёнка

Возраст на 01.09.

Фонематическое восприятие

Артикуляционная моторика

Звукопроизношение

Сформированность звуко-слоговой структуры

Навыки языкового анализа

Грамматический строй речи

Навыки словообразования

Связная речь

Всего баллов

Уровень

1

2

3

4

5

Итого

Уровень речевого развития определяется суммой баллов:

Уровень развития

Количество баллов

Высокий

41 – 45 баллов

Выше среднего

32 – 40 баллов

Средний

23 – 31 балл

Низкий

14 – 22 балла

Низший

9 – 13 баллов

В графе «итого» подсчитывается коэффициент выполнения:

коэффициент = сумма баллов / количество детей.

                  3.3. Особенности организации предметно-развивающей

                    пространственной среды логопедического кабинета.                                 

        Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете логопеда в соответствии с программой должны обеспечивать:

 - экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой для дыхательных упражнений и развития моторики рук);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

          Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете  логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии;  позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его руководством.

       Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зона индивидуальной коррекции речи;
  2. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения;
  3. Рабочая зона логопеда.
  4. Зона «Волшебный ветерок».
  5. Информационная зона для педагогов и родителей.

Перечень наглядно – дидактических материалов:

Обследование речевого и общего развития детей.

1.Материал по обследованию интеллекта:

- счетный материалы;

- разрезные картинки;

- исключение 4-го лишнего предмета;

- картинки и тексты со скрытым смыслом;

- картинки- шутки (что нарисовано неправильно);

- предметы для группирования их по цвету, форме, общей принадлежности к данной группе.

2.Материал для обследования всех компонентов языка:

          - фонетики;

- лексики;

- грамматики;

- связной речи.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи:

- артикуляционные упражнения;

- набор пособий для работы над речевым дыханием;

- предметные картинки на все изучаемые звуки;

- альбомы на автоматизацию поставленных звуков;

- игры на автоматизацию поставленных звуков;

- пособия для формирования слоговой структуры слова.

Формирование фонематического восприятия  и звукового анализа:

- символы звуков;

- сигнальные кружки на дифференциацию звуков;

- схемы на звуко-слоговой анализ слов;

- предметные картинки на дифференциацию звуков;

- пособия для определения позиции звука в слове.

Формирование лексической стороны речи:

Предметные картинки по темам:

- овощи;

- фрукты;

- игрушки;

- мебель;

- одежда;

- обувь;

- домашние животные и птицы;

- дикие животные и птицы;

- цветы;

- деревья;

- насекомые;

- профессия;

- посуда;

- транспорт;

- водный мир.

Предметные картинки на подбор антонимов.

Картинки для расширения глагольного словаря.

Формирование грамматического строя речи:

Пособия:

- на все падежные формы существительных единственного и множественного числа;

- на все предложные конструкции;

- на все согласования;

- для формирования фразы.

Совершенствование навыков связной речи:

- серии сюжетных картинок;

- сюжетные картинки;

- наборы предметных картинок для сравнительных и описательных рассказов;

- наборы текстов для пересказов и пособия облегчающие этот процесс.

Обучение грамоте:

- навесная азбука;

- схемы анализа предложений;

- наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

Литература

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: метод.пособие. /А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  2. Васильева С.В. Логопедические игры для дошкольников – М.: Школа – Пресс,1999.
  3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВАЛДОС, 2000. – 280 с.
  4. Киреева О.Н. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. ФГОС. Детство-Пресс, 2016.
  5. Крупенчук О.И. Научите меня правильно говорить! Пособие по логопедии для  детей и родителей. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003. – 208 с.
  6. Мелкозёрова Е. В. Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структуре специализированных групп // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 479-490.
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 224 с.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 .- 112 с.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.
  10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждений компенсирующего вида. — М.: Школьная пресса, 2003.
  11.  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 2008.
  12.  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвитие речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.

 Филичева Т. Б.,Каше Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи — М.:Просвещение,1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений «РечеЦвет» в условиях дополнительного образования на базе логопунтка

Данная программа по исправлению речевых нарушений может использоваться на логопункте в рамках дополнительных платных услуг....

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений «РечеЦвет» в условиях дополнительного образования на базе логопункта

Данная программа по исправлению речевых нарушений может использоваться на логопункте в рамках дополнительных платных услуг....

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (в соответствии с ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ ...

Коррекционная программа по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция нарушений речи» специально разработана для детей, имеющих отклонения в речевом развитии, в том числе с тяжелыми нару...