Использование малоподвижных игр в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта при ДОУ.
статья по логопедии (старшая группа) по теме
В настоящее время обязательным условием организации образовательной деятельности в ДОУ выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом сказано в Федеральных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В этой связи актуальна интеграция области «коммуникации» и физкультурно-оздоро-вительных мероприятий в ДОУ с логопунктом, где коррекция речевых нарушений осуществляется не в отдельно взятой речевой группе, а в многокомплектном дошкольном учреждении, где необходимо охватить коррекционной речевой работой большое количество детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fizo_2013.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование малоподвижных игр в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта при ДОУ.
В настоящее время обязательным условием организации образовательной деятельности в ДОУ выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом сказано в Федеральных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В этой связи актуальна интеграция области «коммуникации» и физкультурно-оздоро-вительных мероприятий в ДОУ с логопунктом, где коррекция речевых нарушений осуществляется не в отдельно взятой речевой группе, а в многокомплектном дошкольном учреждении, где необходимо охватить коррекционной речевой работой большое количество детей.
Одним из эффективных приёмов в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Эти упражнения можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах. При этом решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение не только речевых недостатков, развиваются эмоциональная, интеллектуальная и моторная сферы. Таким образом, при использовании упражнений и игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:
- становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
- развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
- воспитание чувства ритма и темпа;
- формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- активизация всех речевых процессов;
Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекцион-ная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, пове-денческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
Целесообразно использовать задания из пяти основных направлений работы:
- НОРМАЛИЗАЦИЯ РОТОВОГО ВЫДОХА.
Это задание выполняется при закреплении всех видов ходьбы и бега. Дети выполняют имитации такие как: «движение сильного и слабого ветра», «Прогоним тучку», «сдуем одуванчик», «задуем свечку», «нюхаем цветы».
Артикуляция гласных звуков, работа над темпом речи: «маленькие вагончики поехали – у-у-у-у» - тоненьким голосом; «большие вагончики поехали – у-у-у» - низким голосом; бег в среднем темпе; «лошади медленно идут – и - и – и» - отрывисто, «побежали лошадки – и – и –и –и протяжно.
Игровое упражнение «потерялись в лесу». Дети идут на носках и произносят «ау, ау, ау» то громко, то тихо.
Игровое упражнение «карлики и великаны» - закрепление ходьбы в полуприседе и беге на носках; «карлики и великаны заболели» - высоким и низким голосом стонут «о - о - о».
- ВЫРАБОТКА ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ С ОДНОВРЕМЕННОЙ ТРЕНИРОВКОЙ ДЫХАНИЯ.
Произношение гласных медленно, шепотом и громко с одновременной ходьбой: сначала в замедленном темпе, затем с высоким подниманием колен и различными движениями рук:
а-о-у-ы-э Гласный ряд.
А-э, о-у, э-и Две гласные на одном выдохе.
А-э-о, о-у-и, о-у-а Три гласные на выдохе.
Произношение слогов и слов на выдохе в медленном и ускоренном темпе.
- ВЫРАБОТКА СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, УМЕНИЯ СОГЛАСОВЫВАТЬ СЛОВА С ДВИЖЕНИЯМИ, РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ.
При обучении ориентировке в пространстве закрепляются такие понятия: «вперёд-назад», «высоко-низко», «вправо-влево». Во время выполнения строевых упражнений дети дают хоровые ответы и индивидуальные. Для закрепления этих понятий используются четверостишья, потешки.
Например:
А теперь ребята встать, Ходьба на носках.
Руки в стороны поднять, Руки в стороны, вверх.
Наклониться вправо, влево Ходьба с наклонами.
И вперёд идти опять. Ходьба широким шагом.
Для выполнения коррекционных задач очень важно использовать подвижные игры. Например: «Угадай чей голос», «Улиточка», «Лягушечки» - для развития слухового внимания; «Жмурки с голосом», «Часовой» - для обучения ориентированию в пространстве; «Скок-поскок», «Вороны» - для развития умения согласовывать слова с движениями.
Можно использовать сюжетные игры или игры-инсценировки. Нормализуя моторную функцию ребёнка, игра помогает решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи, поощряет творческую активность детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Согласование речи с движением широко используется в подвижных играх.
Например:
Ветерок, нас не пугай, Грозят пальчиком правой руки,
Левая – на поясе.
Лучше с нами поиграй. Хлопают в ладоши.
Тучки с неба прогони, Поднимают руки вверх,
Машут руками.
С земли лужи убери. Наклоняются вперёд,
Машут руками вперёд – назад.
Начался листопад, Кружатся на месте.
Листья по ветру летят.
Раз листочек, два листочек Легкий бег по кругу друг за другом.
Покатились вдоль обочин.
Дунул раз, дунул два Разбегаются по площадке
Врассыпную.
Разлетелись, кто куда Присаживаются на
Корточки,
Руками обнимая колени.
- НОРМАЛИЗАЦИЯ РИТМИКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
Упражнение:. При ходьбе на носках дети произносят следующие слоги на каждый шаг: «ма-мо-му»; при ходьбе спиной вперёд – «па-по-пу»; при ходьбе «змейкой» дети произносят ряд слогов, делая при этом ударение на разные слоги: «на-на-на» (на ударный слог - хлопок).
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Речевой материал с использованием малоподвижных игр по лексическим темам.
Старший дошкольный возраст
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Речевой материал | Движения |
сентябрь | 3-я | Осень | Капля первая упала — нал! | Легкий бег по площадке. Встать, голову вверх. Приседания, руки на пояс. Ладошками провести по лицу. Поднять правую ногу, опустить. Повороты туловища вправо- влево. |
«Осень» Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. | И.п. — о.с. | |||
4-я | Овощи | «Урожай» В огород пойдем, | Дети идут по кругу, взявшись за руки.
| |
«Капуста» Тук! Тук! Тук! Тук! | Ритмичные удары ребром ладоней по коленям. Хватательные движения двумя руками. Указательный и средний пальцы трутся о большой. Удары обеими руками по коленям. Отряхивают руки. | |||
1-я | Фрукты | «Садовник» Мы вчера в саду гуляли, Мы смородину сажали. | Дети идут по кругу, взявшись за руки. На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке. | |
Октябрь | 2-я | Сад – огород | «На огороде» | Ходьба на площадке. Присесть. Руки вверх, соединит их над головой. |
«Наш огород» Мы лопатки взяли, | дети имитируют действия лопатой. Имитируют Имитируют Имитируют Имитируют движения собирания овощей с грядок. Встают в хоровод и, произнося текст, идут, менял направление движения (вправо-влево).
| |||
3-я | Лес | «Листья» | Дети кружится на цыпочках, руки в стороны. Приседают. | |
Пантомима «Прогулка в лес» Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу. | Ходьба с высоким подниманием коленей.
Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури. Дети имитируют собирание грибов. | |||
4-я | Грибы и ягоды | «По ягоды» Там, где чаща дикая | Дети маршируют, руки на пояс. Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая коленей. Поднимаются, вдох-выдох. Ходьба с высоким подниманием коленей, дети имитируют ходьбу животных.
| |
«За грибами» Все зверушки на опушке | Дети идут в хороводе.
| |||
Ноябрь | 1-я | Перелетные птицы | «Дроздок» Скок, скок, поскок. Молодой дроздок | Дети читают стих и выполняют имитационные движения. |
Как головою между листвою | Движения головой вверх-вниз. Наклон вперед, руки назад. Руки в стороны, плавные движения вверх-вниз. | |||
2-я | Зимующие птицы | П/и «Снегири» Вот на ветках, посмотри, | По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы. Частое потряхивание руками. Один хлопок по бокам. По 2 поворота головы в стороны. | |
«Воробьишка» Воробьишка по дорожке | Прыжки на правой (левой) ноге, взмахи руками. | |||
3-я | Части тела | У нас славная осанка, | Ил. — о.с.
Ходьба на внешней стороне столы | |
Все выходят по порядку | Ходьба на месте. Руки вперед, вверх, в стороны. Вернуться в и.п. | |||
4-я | Посуда | «Чайник» | Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат Топают. Делают призывные движения рукой | |
Декабрь | 1-я | Продукты питания | «Машина каша» Маша каши наварила, | Ходьба по кругу друг за другом.
|
В день веселый в воскресенье | Дети под речевое сопровождение выполняют подражательные движения: «прищипывание» теста пальцами; круговые движения руками впереди себя; пальцы обеих рук сжать’ в кулачки, движения кулачков к себе и от себя. | |||
2-я | Одежда. Обувь. Головные уборы. | У Джона превосходный плащ, | По 4 хлопка руками по бокам туловища. Наклон вперед. Выпрямиться, поднять руки вверх. Опустить руки вниз. Поднять руки вверх. Развести руки в стороны. | |
«Ботинки» Всюду, всюду мы вдвоем | Ходьба по площадке. Бег по площадке в медленном темпе.
| |||
3-я | Зима. | «Санки» Санки быстро мчатся, | Бег в парах, взявшись за руки. | |
«Зимние забавы» Мы бежим с тобой на лыжах, | Дети изображают ходьбу лыжах. | |||
4-я | Новый год. Праздник новогодней ёлки | «С Новым годом!» Здравствуй, дедушка Мороз! | Дети стоят лицом в круг, кланяются. На вдохе снова поднимают. | |
«Подарки» Дед Мороз принес подарки: | Дети идут по кругу, загибая пальцы на правой руке, затем на левой. Встают на четвереньки, изображая щенка. | |||
Январь | 3-я | Домашние животные и их детеныши | Эй, лошадки, все за мной! Поспешим на водопой! | Руки вперед, пружинистые движения ног. Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед. Притопывание ногой. |
П/и «Стадо» Мы вчера играли в стадо И рычать нам было надо. | Дета идут по кругу, взявшись за руки.
| |||
4-я | Дикие животные наших лесов | «Хомячок» Хомка-хомка, хомячок, | Дети имитируют все движения хомяка | |
Я как белка в колесе | Ребенок совершает прыжки на месте под счет «Пять!» - прыгает 5 раз. | |||
Февраль | 1-я | Дикие животные жарких и холодных стран | «Львята» В зоопарке ходят львята | Ходьба на носках по площади. |
«Пингвины» В краю, где снег и льдины, Где ветер дует зло. Обнимутся пингвины, Н станет им тепло. | Имитируют движения пингвинов. | |||
2-я | Рыбы | «Летучая рыба» Я летучая, прыгучая, | Дети двигаются подскоками по кругу. | |
«Акула» Приплывали две севрюги, | Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги. Выгибают ладони тыльной стороной вверх. Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу. Делают толчок ладонями от груди. | |||
3-я | Наш город | Ох-ох, что за гром? Муха строит новый дом. | Руки — к щекам, наклоны в стороны. Движения руками, имитирующие работу с молотком. Шаги с наклонами в стороны | |
4-я | Наша улица | На двери висит замок. | Руки сцеплены в «замке». | |
Март | 1-я | Дом и его части | На полянке дом стоит. Ну, а к дому путь закрыт. | Пальцы рук изображают крышу дома. Пальцы рук изображают ворота. |
2-я | Мебель | «Наша квартира» В нашей комнате — столовой — Есть отличный стол дубовый, | Ходьба на носках по площадке с проговариванием текста (с изменением направления движения, изменяя темп). | |
3-я | Моя семья | В комнату вошел мой папа, Мама в шкаф убрала шляпу. В конуру залез наш пес, Петя в дом арбуз принес. | Ходьба на месте. Подняться на носки, руки вверх. Присесть с опорой на колени и ладони. Руки через стороны вперед полукругом. | |
«Я вырасту» Сперва я буду маленький, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большой, До лампы дотянусь. Я по узкой доске, Качаясь, иду. По широкой доске Я прямо пойду. | Дети читают стихи и выполняют соответствующие движения. И.п.- о.с. Присесть, обнять руками колени. Выпрямиться, потянуться. Вернуться в и.п. Ходьба по прямой, приставляя пятку одной ноги к носку другой. Свободная ходьба. | |||
4-я | Профессии | «Крановщик» Ходит, ходит кран стальной | Дети выполняют имитационные движения под речевку. | |
«Кровельщик» То не град, то не гром —. | Дети выполняют имитационные движения под речевку. | |||
Апрель | 1-я | Хлеб | Петя – булочкин, Испеки ситничек, Булку и ватрушку, Саечку и плюшку | Надуть щеки, руки в стороны, кисти рук вниз. |
2-я | Транспорт | «Самолет» Вот мотор включился, | Вращательные движения руками перед собой. Поочередное поднимание коленей. Покачивание руками, разве денными в стороны. Прыжок вверх, руки в стороны. Приседание, руки в стороны. | |
«На шоссе» | Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль. Поворачиваются бегут по кругу в ратную сторону Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут мёд ленно по кругу. Встают на цыпочки машут руками, крыльями, бегут по кругу. | |||
3-я | Весна | П/и «Весна приходит» Воробей с березы |
| |
«Весна» Солнышко, солнышко, |
Бегут по кругу. | |||
4-я | Насекомые | Вот какая стрекоза | Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз. | |
«Бабочка» Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьется. | Дети имитируют | |||
Май | 1-я | Школа. Школьные принадлежности. | Семь ночей и дней в неделе, Семь вещей у нас в портфеле. Промокашка и тетрадь, Ручка есть, чтобы писать, И резинка, чтобы пятна убирала аккуратно. И пенал, и карандаш, И букварь — приятель наш. | Дети имитируют |
2-я | Здравствуй, лето! | Мы на карусели сели, | Взявшись за руки, дети кружатся. | |
«Солнышко» Солнышко, Ты пораньше взойди, | Дети стоят в маленьком кругу; шагают назад, максимально расширял круг, держась за руки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....
Использование обобщенных моделей в работе с детьми с речевыми нарушениями
Используя схемы-мадели, мы обучаем детей рассказыванию, что значительно облегчает процесс с запоминанием информации, а так же повышает качество описательных рассказов....
Медико-педагогические технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования
В статье раскрывается суть метода динамической электронейростимуляции (ДЭНС) - уникальный инструмент в логопедии. Помогает восстановить речь у детей и взрослых аппаратным лечением, по системе Су Джок ...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и социальная значимость сохранения здоровья детей. Одной из главнейших задач логопедической работы является создание такой корр...
Консультация "Использование эколого-речевого материала в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта"
Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет эффективнее осуществлять коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру....