Использование малоподвижных игр в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта при ДОУ.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Зиновьева Елена Николаевна

   В настоящее время обязательным условием   организации образовательной деятельности в ДОУ выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом сказано в Федеральных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В этой связи актуальна интеграция  области «коммуникации» и физкультурно-оздоро-вительных мероприятий в ДОУ с логопунктом, где коррекция речевых нарушений осуществляется не в отдельно взятой речевой группе, а в многокомплектном дошкольном учреждении, где необходимо охватить коррекционной речевой работой большое количество детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_fizo_2013.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование малоподвижных игр в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта при ДОУ.

   В настоящее время обязательным условием   организации образовательной деятельности в ДОУ выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом сказано в Федеральных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В этой связи актуальна интеграция  области «коммуникации» и физкультурно-оздоро-вительных мероприятий в ДОУ с логопунктом, где коррекция речевых нарушений осуществляется не в отдельно взятой речевой группе, а в многокомплектном дошкольном учреждении, где необходимо охватить коррекционной речевой работой большое количество детей.

  Одним из эффективных приёмов в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Эти упражнения можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах.  При этом решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение не только речевых недостатков, развиваются эмоциональная, интеллектуальная и моторная сферы. Таким образом, при использовании упражнений и игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:

  • становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
  • развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
  • воспитание чувства ритма и темпа;
  • формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • активизация всех речевых процессов;

     Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекцион-ная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, пове-денческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

  Целесообразно использовать задания из пяти основных направлений работы:

  • НОРМАЛИЗАЦИЯ РОТОВОГО ВЫДОХА.

   Это задание выполняется при закреплении всех видов ходьбы и бега. Дети выполняют имитации такие как: «движение сильного и слабого ветра», «Прогоним тучку», «сдуем одуванчик», «задуем свечку», «нюхаем цветы».

  Артикуляция гласных звуков, работа над темпом речи: «маленькие вагончики поехали – у-у-у-у» - тоненьким голосом; «большие вагончики поехали – у-у-у» - низким голосом; бег в среднем темпе; «лошади медленно идут – и - и – и» - отрывисто, «побежали лошадки – и – и –и –и протяжно.

  Игровое упражнение «потерялись в лесу». Дети идут на носках и произносят «ау, ау, ау» то громко, то тихо.

  Игровое упражнение «карлики и великаны» - закрепление ходьбы в полуприседе и беге на носках;  «карлики и великаны заболели» - высоким и низким голосом стонут «о - о - о».

  • ВЫРАБОТКА ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ С ОДНОВРЕМЕННОЙ ТРЕНИРОВКОЙ ДЫХАНИЯ.

Произношение гласных медленно, шепотом и громко с одновременной ходьбой: сначала в замедленном темпе, затем с высоким подниманием колен и различными движениями рук:

а-о-у-ы-э                   Гласный ряд.

А-э, о-у, э-и              Две гласные на одном выдохе.

А-э-о, о-у-и, о-у-а    Три гласные на выдохе.

Произношение слогов и слов на выдохе в медленном и ускоренном темпе.

  • ВЫРАБОТКА СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, УМЕНИЯ СОГЛАСОВЫВАТЬ СЛОВА С ДВИЖЕНИЯМИ, РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ.

При обучении ориентировке в пространстве закрепляются такие понятия: «вперёд-назад», «высоко-низко», «вправо-влево». Во время выполнения строевых упражнений дети дают хоровые ответы и индивидуальные. Для закрепления этих понятий используются четверостишья, потешки.

Например:

А теперь ребята встать,               Ходьба на носках.

Руки в стороны поднять,             Руки в стороны,  вверх.

Наклониться вправо, влево          Ходьба с наклонами.

И вперёд идти опять.                    Ходьба широким шагом.

Для выполнения коррекционных задач очень важно использовать подвижные игры. Например: «Угадай чей голос», «Улиточка», «Лягушечки» - для развития слухового внимания;  «Жмурки с голосом», «Часовой» - для обучения ориентированию в пространстве;  «Скок-поскок», «Вороны» - для развития умения согласовывать слова с движениями.

 Можно использовать сюжетные игры или игры-инсценировки. Нормализуя моторную функцию ребёнка, игра помогает решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи, поощряет творческую активность детей.  Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Согласование речи с движением широко используется в подвижных играх.

Например:

Ветерок, нас не пугай,                       Грозят пальчиком правой руки,

                                                             Левая – на поясе.

Лучше с нами поиграй.                      Хлопают в ладоши.

Тучки с неба прогони,                       Поднимают руки вверх,

                                                             Машут руками.

С земли лужи убери.                           Наклоняются вперёд,

                                                             Машут руками вперёд – назад.

Начался листопад,                             Кружатся на месте.

Листья по ветру летят.

Раз листочек, два листочек                         Легкий бег по кругу друг за другом.

Покатились вдоль обочин.

Дунул раз, дунул два                                  Разбегаются по площадке

                                                                       Врассыпную.

Разлетелись, кто куда                                 Присаживаются на    

                                                                       Корточки,

                                                                         Руками обнимая колени.

                                               

  • НОРМАЛИЗАЦИЯ РИТМИКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

Упражнение:. При ходьбе на носках дети произносят следующие слоги на каждый шаг: «ма-мо-му»; при ходьбе спиной вперёд – «па-по-пу»; при ходьбе «змейкой» дети произносят ряд слогов, делая при этом ударение на разные слоги: «на-на-на» (на ударный слог  - хлопок).

  • ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Речевой материал с использованием малоподвижных игр по лексическим темам.

Старший дошкольный возраст

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Речевой материал

Движения

сентябрь

3-я

Осень

Капля первая упала нал!
И вторая прибежала
кал!
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап-кап запели.
Намочились лица.
Мы их вытирали.
Туфли
посмотрите
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки встряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.

Легкий бег по площадке.

Встать, голову вверх. Приседания, руки на пояс.

Ладошками провести по лицу.

Поднять правую ногу, опустить.
То же левой ногой.

Повороты туловища вправо- влево.
Присесть. Вернуться в и.п.

              «Осень»                       Кроет уж лист золотой                                 Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой                                            Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят,                                         Любо в лесу мне бежать,    Слушать, как сучья трещат, Листья ногой загребать.        

И.п. о.с.
Руки через стороны вверх. вперед, вниз.
Присесть, провести рукой над землей. Выпрямиться, ходьба на месте.
Руки к голове. Бег на месте.   Правую руку приложить к уху (т.ж. левой рукой). Правую ногу на носок вперед, вправо (т.ж. левой ногой). Руки вперёд, вверх, в стороны, вниз.

4-я

Овощи

            «Урожай»                            В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем Мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный,                        Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.


«Таскают»
«Копают»
«Срезают» Показывают круг руками (3 раза).                      «Рвут».
Идут по кругу, взявшись за руки.

            «Капуста»              Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили                                                    И набили плотно в кадку.       Все теперь у нас в порядке.

Ритмичные удары ребром  ладоней по коленям.  Хватательные движения двумя руками. Указательный и средний  пальцы трутся о большой. Удары обеими руками по коленям.  Отряхивают руки.

1-я

Фрукты

               «Садовник»                        Мы вчера в саду гуляли,   Мы смородину сажали.
Яблони белили мы
Известью, белилами.
Починили мы забор,
Завели мы разговор:
Ты скажи, Садовник наш, Что ты нам
В награду дашь?
дам в награду
Слив лиловых,
Грунт медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок, вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!

Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст. Движение правой рукой вверх-вниз.
Имитируют удары  молотком. Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.

Октябрь

2-я

Сад – огород

           «На огороде»
В огороде на дорожках          Кверху палочки с горшком,
А на грядках низко-низко
Под листком торчит редиска.

Ходьба на площадке.
Ходьба на носках,
руки вверх.

Присесть.

Руки вверх, соединит их над головой.

         «Наш огород»                          Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Раз, два, раз и два,
Вот как раскопали!.
Грабли в руки взяли,
Грядки причесали.
Раз, два, раз и два,
Вот как причесали!..
Семена рядами
В землю мы сажали!
Раз, два, раз и два,
В землю мы сажали!
Мы водой холодной
Грядки поливали.
Раз, два, раз и два,
Вот как поливали!
Урожай богатый
Дружно собирали.                  
Раз, два, раз и два,                 Дружно собирали!..        Хоровод и песни сами затевали.
Раз, два, раз и два вот как затевали.

дети имитируют действия лопатой.

Имитируют
действия граблями.

Имитируют
разбрасывание семян.


Имитируют
поливание грядок.

Имитируют движения собирания овощей с грядок.

Встают в хоровод и, произнося текст, идут, менял направление движения (вправо-влево).

 

3-я

Лес

                  «Листья» 
Листья осенние тихо
Кружатся.
Листья под ноги
Тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.


Дети кружится на цыпочках, руки в стороны. Приседают.
Выполняют движения руками вправо-влево. Поднимаются, кружатся на месте.

Пантомима «Прогулка в лес» Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу.
Посмотрите, какая красота!
Выразим восхищение: «О-о!»
Прислушаемся к шуму листьев.                                   Вдруг подул ветерок.

Ветер утих.                             Будем собирать грибы.          Мы по лесу шли, шли, Подосиновик нашли.

Ходьба с высоким подниманием коленей.


Прыжки на двух ногах.

Легкий выдох с округлением губ.

Имитация сильного ветра и ветра во время бури.

Дети имитируют собирание грибов.

4-я

Грибы и ягоды

               «По ягоды»                                            Там, где чаща дикая
И родник шумит,
Алою брусникою
Ярко мох расшит.
Сердце наше радует
Полдень золотой.
Мы идем по ягоды
По тропе лесной.
Здесь лисе-красавице
Весело бродить
И зайчишкам нравится
Хоровод водить.
Мы брусникой спелою
Кошели набьем,
Про березку белую
Песенку споем.


Дети маршируют, руки на пояс. Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая коленей. Поднимаются, вдох-выдох.

Ходьба с высоким подниманием коленей, дети имитируют ходьбу животных.


Маршируют.

Наклоняются, правой рукой касаются носка левой ноги, не сгибая коленей. Поднимаются, вдох-выдох.
 

               «За грибами»                                  Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.

Дети идут в хороводе.


Скачут в присядку, срывают воображаемые грибы. Бегут и собирают воображаемые грибы. Скачут стоя, срывают грибы.


Имитируют походку медведя и в конце топают правой ногой.

Ноябрь

1-я

Перелетные птицы

               «Дроздок»                    Скок, скок, поскок.                    Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька.
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Дети читают стих и выполняют имитационные движения.
Прыгают на двух ногах с продвижением вперед.
Приседают.
Встают, выпрямляются, руки над головой.                      Соединяют руки, изображают круг.

Как головою между листвою
Дятел деревья долбит.
Как на рыбалку
И вперевалку
Гусь за гусыней бежит.
Как удивились, остановились
Гуси у самой реки.
Воду попили, крылья раскрыли
И потихоньку пошли.

Движения головой вверх-вниз.
Бег на месте с разведением рук в стороны.

Наклон вперед, руки назад.

Руки в стороны, плавные движения вверх-вниз.

2-я

Зимующие птицы

        П/и  «Снегири»                 Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Кыш! Кыш! Улетели!      За метелью! За метелью!

По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы. Частое потряхивание руками. Один хлопок по бокам. По 2 поворота головы в стороны.
Дети разбегаются по площадке, взмахивая руками, как крыльями.

        «Воробьишка» Воробьишка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Чики-рики, чики-рик!
Видно, он скакать привык.
Чив-чив, чив-чив,
Он и ловок и красив.
Весел, словно праздник,
Воробей-проказник.

Прыжки на правой (левой) ноге, взмахи руками.
Стоя на двух ногах, поворот туловища вправо-влево, выполняя взмахи руками (воробушек машет крылышками
).

3-я

Части тела

У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
Ну, а если надоест,                      То пойдем все косолапо,             Как медведи ходят в лес.

Ил. о.с.


Ходьба на носках
Ходьба на пятках
Ходьба на носках

Ходьба на внешней стороне столы

Все выходят по порядку
Раз, два, три, четыре!
дружно делают зарядку
    Раз, два, три, четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
Наклон вперед.

Ходьба на месте.

Руки вперед, вверх, в стороны.
Повороты туловища.
Наклоны в соответствии
с текстом.

Вернуться в и.п.

4-я

Посуда

                    «Чайник»
Я чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот.                                          Я чай кипячу, клокочу и кричу:
Эй, люди, я с вами чай попить хочу!.

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат
на поясе; животик надут.



Топают. Делают призывные движения рукой

Декабрь

1-я

Продукты питания

               «Машина каша»              Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке
в чашку,
Жучке
в плошку,
А коту в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце
поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.

Ходьба по кругу друг за другом.
Взмахи руками в правую, затем левую сторону.



Дети останавливаются, поворачиваются лицом в круг и разводят руки в стороны, пожимают плечами.

В день веселый в воскресенье
для друзей леплю пельмени.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки.
Подолью воды немножко,
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.

Дети под речевое сопровождение выполняют подражательные движения: «прищипывание» теста пальцами; круговые движения руками впереди себя; пальцы обеих рук сжать’ в кулачки, движения кулачков к себе и от себя.

2-я

Одежда. Обувь. Головные уборы.

У Джона превосходный плащ,
Отличные галоши,
А дождик не идет
хоть плачь!
день, как назло, хороший.  На небе тучки ни одной!      У них, должно быть, выходной.

По 4 хлопка руками по бокам туловища. Наклон вперед. Выпрямиться, поднять руки вверх. Опустить руки вниз. Поднять руки вверх. Развести руки в стороны.

          «Ботинки»           Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать.

Ходьба по площадке.

Бег по площадке в медленном темпе.


Приседания
присесть, обнять колена руками, голову положить на колени.

3-я

Зима.

                  «Санки»                        Санки быстро мчатся,
Ветру не угнаться.
Начинаем гонки,
В спор вступают тройки
(четверки, пятерки...).


Бег в парах, взявшись за руки.
Бег тройками (четверками и т.д.).

          «Зимние забавы»                Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом
на коньках,
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали
И домой мы побежали.

Дети изображают ходьбу лыжах.
Изображают бег на коны.  Приседают.
Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями. Катают воображаемый комок.  Приседают.
Бегут по кругу.

4-я

Новый год. Праздник новогодней ёлки

      «С Новым годом!» Здравствуй, дедушка Мороз!
Он из леса мимоходом
Елку нам уже принес.
На верхушке выше веток
Загорелась как всегда  Самым ярким, жарким светом                            Пятикрылая звезда.

Дети стоят лицом в круг, кланяются.
Идут по кругу, изображают, как несут елку на плече. Стоят лицом в круг. На вдохе поднимают руки вверх.
На выдохе опускают руки вниз.

На вдохе снова поднимают.

          «Подарки»                      Дед Мороз принес подарки:
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!


Дети идут по кругу, загибая пальцы на правой руке, затем на левой.

Встают на четвереньки, изображая щенка.

Январь

3-я

Домашние животные и их детеныши

Эй, лошадки, все за мной! Поспешим на водопой!
Вот река, широка и глубока,
Не достанешь до дна.
А водица вкусна!
Пейте!
Хороша водица!
Постучим копытцем.
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали домой.
Гоп-гоп-гоп-гоп-гоп!

Руки вперед, пружинистые движения ног. Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед.



Притопывание ногой.
Прыжки с продвижением вперед.

         П/и «Стадо»              Мы вчера играли в стадо                           И рычать нам было надо.
Мы рычали: Р-р-р
И мычали: «Му!»
По собачьи лаяли: «Гав! Гав!»
Не слыхали замечаний
Анны Николаевны,
А она сказала строго:
Что за шум такой у вас?
Я детей видала много                                
Таких вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ:
Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы                                        
Мы собаки
И коровы!
А она в ответ:
Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда пастух.
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.

Дета идут по кругу, взявшись за руки.
Встают, делают коготки  из пальцев.
Делают рожки и встают на четвереньки.
Снова идут по кругу.


Останавливаются.
Слова педагога.
Стоят в круге.


Поворачивают голову из стороны в сторону.
Загибают пальцы.
Встают на четвереньки.
Делают рожки.


Слова педагога.


Дета идут по кругу друг за другом.
Идут за педагогом.

4-я

Дикие животные наших лесов

           «Хомячок»                                      Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раиенько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.


Дети имитируют все движения хомяка

Я как белка в колесе
Прыгаю на месте,
Чтобы было веселей,
Поскакали вместе,
Раз, два, три четыре, пять
Начал заинька скакать.
Прыгать серенький горазд
Он подпрыгнул десять раз.

Ребенок совершает прыжки на месте под счет «Пять!» -  прыгает 5 раз.
После слов «Он подпрыгнул десять раз»
ребенок прыгает 10 раз.

Февраль

1-я

Дикие животные жарких и холодных стран

            «Львята»                          В зоопарке ходят львята
Прямо по дорожке,
Лапы мягкие, как вата.
Настоящие котята,
             Только больше кошки!


Ходьба на носках по площади.

          «Пингвины»

В краю, где снег и льдины,

Где ветер дует зло.

Обнимутся пингвины,

Н станет им тепло.

Имитируют движения пингвинов.

2-я

Рыбы

         «Летучая рыба»                         Я летучая, прыгучая,
Улетела бы за тучу я.
Да соскучилась бы вскоре                              До того люблю я
 море.

Дети двигаются подскоками по кругу.
Двигаются, взмахивая руками, как крыльями. Двигаются по кругу, изображал плавание
.

              «Акула»                         Приплывали две севрюги,
У них спины словно дуги.
Налетали с двух сторон.
Ты, акула, выйди вон.

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги. Выгибают ладони тыльной стороной вверх. Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу. Делают толчок ладонями от груди.

3-я

Наш город

Ох-ох, что за гром?                Муха строит новый дом.
Молоток: стук-стук.             Помогать идет петух.
 

Руки к щекам, наклоны в стороны.  Движения руками, имитирующие работу с молотком.
Хлопки руками перед собой.

Шаги с наклонами в стороны

4-я

Наша улица

На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.

Руки сцеплены в «замке».
Вертят ладонями.
Стучат запястьями рук.
Разъединяют руки.

Март

1-я

Дом и его части

На полянке дом стоит.       Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,          В домик всех мы приглашаем.

Пальцы рук изображают крышу дома. Пальцы рук изображают ворота.
Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

2-я

Мебель

       «Наша квартира»            В нашей комнате столовой Есть отличный стол дубовый,
Стулья
спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
для варенья и конфет.
В комнате для взрослых
спальне                          Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке
центр музыкальный.



Ходьба на носках по площадке с проговариванием текста (с изменением направления движения, изменяя темп).

3-я

Моя семья

В комнату вошел мой папа,

Мама в шкаф убрала шляпу.

В конуру залез наш пес,

Петя в дом арбуз принес.

Ходьба на месте.

Подняться на носки, руки вверх.

Присесть с опорой на колени и ладони. Руки через стороны вперед полукругом.

«Я вырасту»

Сперва я буду маленький,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большой,     До лампы дотянусь.

Я по узкой доске,

Качаясь, иду.

По широкой доске

Я прямо пойду.

Дети читают стихи и выполняют соответствующие движения.

И.п.- о.с.

Присесть, обнять руками колени. Выпрямиться, потянуться. Вернуться в и.п.

Ходьба по прямой, приставляя пятку одной ноги к носку другой. Свободная ходьба.

4-я

Профессии

             «Крановщик»           Ходит, ходит кран стальной
кирпичною стеной.
За стрелой его ажурной
Крановщик следит дежурный.
Нажимает неустанно
Он в кабине рычаги,
Разговаривает с
 краном:
- Ты  рабочим помоги.
Поддержи людей трудом
Люди людям строят дом.

Дети выполняют имитационные движения под речевку.

         «Кровельщик»                То не град, то не гром —.
Кровельщик на крыше.
Бьет он громко молотком
Вся округа слышит.
Он железом кроет дом,
Чтобы сухо было в нем.

Дети выполняют имитационные движения под речевку.

Апрель


1-я


Хлеб

Петя – булочкин,              Испеки ситничек,                   Булку и ватрушку,              Саечку и плюшку

Надуть щеки, руки в стороны, кисти рук вниз.
Имитация «стряпания» пирожков

2-я

Транспорт

          «Самолет»                  Вот мотор включился,
Пропеллер закрутился:
Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
К облакам поднялись,
Шасси убрались.
Вот лес
мы тут
Приготовим парашют.
Толчок, прыжок,
Летим, дружок.
Парашюты все раскрылись,
Дети мягко приземлились.

Вращательные движения руками перед собой.


Поочередное поднимание коленей.

Покачивание руками, разве денными в стороны.

Прыжок вверх, руки в стороны. Приседание, руки в стороны.

           «На шоссе»
По шоссе спешат машины.
Ш-ш-ш! шуршат спокойно шины.
И шипят со злом уже:
Не спеш-ш-ши на вираже.
Еж с мешком и посошком
По шоссе идет пешком.    Над ежом кружится стриж:
Ты куда же, еж, спешишь?
Прямо в город, по шоссе
Тороплюсь я, как и все.
Будь, дружок, настороже, Не спеши на вираже!

Дети бегут по кругу,  держат в руках воображаемый руль. Поворачиваются бегут по кругу в ратную сторону Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут мёд ленно по кругу. Встают на цыпочки машут руками, крыльями, бегут по кругу.
Опять идут, изображая ежика. Бегут в противоположную сторону, изображая стрижа.

3-я

Весна

      П/и «Весна приходит» Воробей с березы
На дорогу
прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек,
И не зябнут лапки
          Скок, скок, скок!
Высохнут овражки!
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки
               Чик-чирик!


Дети ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам.
Бегут по кругу, взявшись за руки. Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

         «Весна»              Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
И цветочки подрастают.


Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу.
(Летят) по кругу.
Медленно приседают.
Тянутся на цыпочках, руки
вверх.

4-я

Насекомые

Вот какая стрекоза
Очень круглые глаза.
Вертится как вертолет:
Вправо-влево, взад-вперед.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко!

Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз.
Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны. Энергичные движения плечами, приседания.
Прыжки на месте.

                          «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьется.



Дети имитируют
движения бабочки согласно тексту

Май

1-я

Школа. Школьные принадлежности.

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле.

Промокашка и тетрадь,

Ручка есть, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна убирала аккуратно.

И пенал, и карандаш,

И букварь — приятель наш.

Дети имитируют
движения. Согласно тексту загибают пальцы.

2-я

Здравствуй, лето!

Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
Пересели на качели,
Вверх летели, вниз летели.
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.

Взявшись за руки, дети кружатся.
Взявшись за руки, один ребенок стоит, другой приседает.
Потом
наоборот.
Взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад. Изображают, как гребут веслами.
Сначала приседают, потом прыгают вперед.
Скачут на двух ногах.

             «Солнышко»          Солнышко,
Колоколнышко,

Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди.

Дети стоят в маленьком кругу; шагают назад, максимально расширял круг, держась за руки.
Поднимают руки вверх, тянутся на носках
вдох, фраза на вдохе. Опускают руки выдох, фраза на вы дохе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....

Использование обобщенных моделей в работе с детьми с речевыми нарушениями

Используя схемы-мадели, мы обучаем детей рассказыванию, что значительно облегчает процесс с запоминанием информации, а так же повышает качество описательных рассказов....

Медико-педагогические технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования

В статье раскрывается суть метода динамической электронейростимуляции (ДЭНС) - уникальный инструмент в логопедии. Помогает восстановить речь у детей и взрослых аппаратным лечением, по системе Су Джок ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и  социальная значимость сохранения здоровья детей. Одной из главнейших задач логопедической работы является создание такой корр...

Консультация "Использование эколого-речевого материала в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта"

Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет эффективнее осуществлять коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру....