Конспект занятия по обучению грамоты "Звук и буква Х"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР
«Знакомство с буквой Х»
Составила: учитель-логопед
Осипова Марина Николаевна
Тема: «Знакомство с буквой Х»
Задачи:
1. Познакомить детей с согласным звуком [Х], [Х‘] и графическим образом буквы Х.
2.Закрепить умение детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Х], [Х‘].
3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком, составление схем предложений, формировать умение выделять и различать закрепляемые звуки в различных речевых структурах.
4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения, навыки словообразования прилагательных от существительных, уточнять и обогащать словарный запас.
5. Развивать фонематический слух, мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса.
6.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву.
7. Способствовать развитию мелкой моторики.
8..Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.
Оборудование: предметные картинки: хомяк, хурма, хлеб, хек, хирург, хижина, зеркала на каждого ребенка; мягкая игрушка – хомяк; карточки с контурным изображением буквы «Х» на каждого ребенка; две корзины, предметы, в названии которых есть звуки [Х] или [Х`]; разноцветные кружки для разбора слов, распечатка заданий на звук Х, пластилин синего и зелёного цвета.
Ход занятия.
1. Ребята, сегодня к нам пришёл в гости хомяк Хомка..
Логопед сажает на стол игрушечного хомяка.
- Кто это? (Хитрый хомяк Хомка)
- Хитрый Хомка пришел не с пустыми руками, он принес вам волшебные конверты, в которых спрятаны картинки-подсказки. С помощью них мы сможем узнать тему нашего сегодняшнего занятия.
Логопед раздает конверты.
- Посмотрите, что спрятано в конвертах? (картинки)
- Давайте назовём изображённые на них предметы.
Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.
- Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([Х] и [Х`])
2. Сообщение темы занятия.
- Итак, Хомка помог нам узнать, что сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.
- Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)
- Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки.
Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук
- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить)
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (Твёрдый, мягкий)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- А теперь произнесём звук [Х`]
Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук
- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
- Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый)
- Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой)
- А звук [Х`]? (согласный, мягкий, глухой)
Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].
- Хома хочет поиграть с вами в игру: он мне скажет слова, я их буду вам называть, а вы, когда назову слово со [Х], хлопните в ладоши, а если назову слово со [Х`], топните, потом скажите, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец).
Дети повторяют за логопедом слова с [Х]/[Х`], определяют местонахождение звука в слове (начало, середина, конец), дают ему характеристику.
Слова: ходить, мех, хитрый, горох, орех, восход мохер, стихи, хлопушка, хищный, халва, + слова, придуманные детьми.
А теперь отгадайте загадки.
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник)
Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен:
Все, от взрослых до ребят,
С холодцом его едят.
(Хрен)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Легкий, а не пух.
Мягкий, а не мех.
Белый, а не снег.
Но оденет всех.
(Хлопок)
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
В этих словах тоже живёт звук Х.
Знакомство с буквой «Х».
- Ребята, наш гость хомячок Хомка принёс с собой ещё что-то.
Логопед вывешивает изображение буквы «Х».
- Как вы думаете, что это? (крестик, дорожки, следы, недорисованный бантик)
- Это буква «Х», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])
- На что ещё похожа наша буква?
- Итак, давайте повторим: Буква «Х» обозначает 2 звука: [Х] – согласный, твердый глухой и [Х`] – согласный, мягкий, глухой.
На что похожа буква?
Весёлые стихи «На что похожа буква «Х(а)»
Х(а) – на ножницы похожа,
Но в работе, а не лёжа.
Хочешь – порешь,
Хочешь – шьёшь,
Хочешь – сам себя стрижёшь.
Х(а) – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
Дети повторяют за логопедом, логопед их хвалит от имени Хомы.
- А теперь настало время нам размяться.
VI. Физкультминутка
На полу разложены предметы, в названии которых есть [Х] или [Х`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [Х], другая – в свою корзину предметы со звуком [Х`].
Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи (задания от Хомы):
- А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы: нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.
- Молодцы!
- Посмотрите, что нам ещё приготовил Хома.
Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением буквы «Х» и пластилин зелёного и синего цветов.
- Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)
- Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.
- Почему Хома приготовил синий и зелёный пластилин?(буква «Х» обозначает два звука [Х] и [Х`], для твёрдого – синий цвет, для мягкого - зелёный)
- Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [Х`], если синим - [Х].
Дети выполняют задание
А теперь мы пропишем наши буквы в тетради.
Физкультминутка «Хомка».
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(Дети имитируют все движения хомяка.)
Закрепление навыка звукового анализа и чтения
Составление и сравнение схем слов «муха» и «мухи», фонетический анализ этих слов, выкладываем кружками или пластилином и даём характеристику.
- Посмотрите, ребята, что ещё приготовил нам хомячок Хомка!
Логопед раздаёт фломастеры, магнитные доски с прикреплёнными к ним распечатками, дети ставят их на подставки.
- В нижней части листа изображены картинки. Что на них изображено? (муха и мухи)
- В слове «муха» сколько частей? Назовите их. (дети с помощью хлопков определяют, что две части, «му» и «ха»)
- А в слове «мухи»? Назовите части. (тоже две части, «му» и «хи»)
- Правильно!
- Что изображено на наших листах под картинками? (схемы)
- Нам надо эти схемы заполнить. Начнём со слова «муха». Вы составите схему на своих листах, а потом по очереди дадите характеристику звукам: кто выполнит задание первым расскажет про первый звук, кто вторым – про второй и т.д.
- Давайте вспомним, каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)
- Согласные твердые? (синим)
- Согласные мягкие? (зелёным)
- Хорошо, теперь выпрямите спинки, придвиньте к себе подставки, левой рукой придерживайте подставку. Приступаем к выполнению задания.
Дети выполняют задание, логопед при необходимости помогает.
Первый выполнивший даёт характеристику звуку (первый звук в слове «муха» [м]- солгасный, твёрдый, звонкий) и т.д.
Аналогично со словом «мухи»
- Ребята, у нас получились две схемы, они одинаковые или разные? (разные)
- Чем они отличаются? (в слове «муха» твердый звук [Х], в слове «мухи» - мягкий звук [Х`])
- Замечательно!
- Но у нас под схемами ещё остались клеточки, для чего они? (для букв)
- Да, давайте впишем туда буквы, которые «одевают» наши звуки. Только будьте внимательны, буквы должны быть того же цвета, что и звуки, которые они одевают.
Дети выполняют задание, логопед помогает.
- А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)
- Молодцы!
А сейчас послушайте сказку:
Хомяк-хвастун
Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.
— Хотите верьте, хотите нет,— начинал хомяк,— а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод — хуже нашего! Только я вылез, смотрю — стоит слон, хоботом крутит и хрюкает.
Я ему говорю:
«Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
— Ух ты,— восхитились хомяки.
— Иду себе дальше. Снег под ногами — хруст-хруст. Смотрю — лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…
— Что, что потом?! — хором спросили хомяки.
— Я… потом…
— Да не тяни же ты! — взмолились хомяки.
— Хорошенькое дело! — обиделся хвастунишка.
— Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!
Хомка приготовил для нас последнее задание. Раскрасьте все фигуры, где написана буква Х, какой предмет спрятался.
3. Итог занятия: чему мы сегодня с вами научились, какую букву узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...
Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.
Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...
Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л
Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»
Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...
Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»
Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"
конспект занятия в средней группе...