Развиваем связанную речь "Игры на ходу!"
картотека по логопедии (старшая группа)

Шаварская Виктория Юрьевна

Одним из цикличных движений, не требующих специальной подготовки, и больших усилий является ходьба.

Ходьба успокаивает. В ходьбе кроется целительная сила (Патрик Зюскинд)

К большому сожалению, в наш быстро бегущий век, не многие родители находят время для пешей прогулки. А ведь это может быть очень интересно особенно если во время проулки поиграть в веселые игры «на ходу».

Я предлагаю вам не большую подборку игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_hodu.docx279.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем речь играя или «игры на ходу»

В данной статье вниманию читателя предлагается ряд игр, подобранных исходя из интересов ребенка и возможностей родителей с учетом современной действительности, которая обуславливает недостаточное количество времени на совместное времяпрепровождение. Для их проведения не требуется предварительной подготовки. Более того, представленный игровой материал условно можно назвать «играми на ходу», в которые родители могут поиграть с ребёнком, практически не отвлекаясь, а занимаясь запланированным делом.

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово!

(Н. Пикулёва)

Общение ребёнок–ребёнок и ребёнок–взрослый не только на занятиях в дошкольных учреждениях, но и в повседневной жизни – основной путь развития связной речи. Более того, речевое общение взрослого с ребенком является ведущим средством развития речевой деятельности детей. Именно взрослый выступает основным проводником в мир речевого общения и мышления для ребенка, несущим ответственность за организацию содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают.

Возникает естественный вопрос: как родитель, который незнаком с тонкостями методик развития речи дошкольника, может выступать активным участником данного процесса? Ответ прост – играя! Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Более того, благодаря игровой форме обогащающая составляющая общения взрослого с ребёнком достигает наибольшей эффективности. Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутье, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Многие занятые родители считают, что у них совсем нет времени заниматься с ребенком. На самом деле оно есть! В словесные или речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина, поездки на машине и т.д. Для этого не требуется никакого оборудования или пособий. Необходимы только желание и готовность с пользой провести время вместе со своим ребенком, а также личный опыт и изобретательность.

Рекомендации к проведению игр

  • Вопросы нужно задавать в нормальном темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.
  • Проводя игры и упражнения с детьми, важно, чтобы дети отвечали полным ответом, правильно проговаривали слова и строили предложения, старались аргументировать ответ.
  • Старайтесь поощрять ребенка добрым словом, улыбкой, одобрением.
  • Играйте вместе с детьми, будьте с ребенком позитивны и радуйтесь его успехам.
  • Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.
  • Несмотря на то, что игры разделены по месту проведения (на кухне, в комнате, по дороге в детский сад), следует отметить, что данное разделение условно и, поменяв в игре «набор» объектов, её можно использовать где угодно.
  • Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.
  • Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.
  • Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Играйте, фантазируйте и у вас всё получится! Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! D:\РАБОТА\ОЦДК. Новое\Показать!\01labgi0l1298376591.jpgТерпения вам и успехов!

Игры на кухне


Помогаю маме
(развитие моторики)

Вы заняты приготовлением ужина. Ребёнок крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку, пшено или посчитать сколько столовых (чайных) ложек, например, риса войдет в чашку, банку. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Мы найдём слова везде (обогащение словаря)

 Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

Угощаю (обогащение словаря)

- Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет « вкусное» слово и « кладет» вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не « съедите».

Можно поиграть в « сладкие», «кислые», « соленые», «горькие» слова.

Кто больше (обогащение словаря)

 Совместно с ребенком выберите тему игры. Например: «Посуда». После выбора темы по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл.

Какой формы (обогащение словаря)

1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы. Например: круглое яблоко (помидор и т. д.)

2 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет. Например: яблоко – круглое, огурец – овальный и т. д.

Отгадай, что это

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

- Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

- Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Приготовим сок … компот…варенье (словообразование)

- Из яблок сок - (яблочный);

- из груш сок - (грушевый);

- из слив сок - (сливовый);

- из вишни сок - (вишневый);

- из моркови, лимона, апельсина и т. п.

Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.

Один – много (словообразование)

Яблоко – яблоки, ложка – ложки, тарелка – тарелки и т.д.

Назови ласково (словообразование)

Вишня – вишенка, лимон – лимончик, компот – компотик и т.д.

        

Посчитай (словообразование)

Считаем всё, что можно посчитать.

 Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д.

Съедобное – несъедобное

1 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет.

Например: огурец – съедобный, стакан – несъедобный.

2 вариант: Взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное).

Например: стакан, огурец, ложка.

3 вариант: Предложить ребенку назвать самому съедобные и несъедобные предметы.

Игры в комнате ребенка


Я найду слова везде

1 вариант. Ребёнок называет слова, обозначающие предметы, находящиеся в комнате, на заданную букву.

2 вариант. Прочитайте стихотворение:

Я найду слова везде,

И на небе, и в воде.

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово!

Затем взрослый предлагает ребёнку найти слова например, на полу (стул, стол, ковер, …); на небе (самолёт, радуга, солнце, луна, птицы, …) А что есть на носу? (Очки у дедушки...). Фантазируйте. А в кармане есть слова? А в холодильнике?

Играть можно в дороге, на улице, в магазине, в зоопарке, на почте и т. д. Например, зоопарк — найди слова в клетке (обезьяна, дерево, качели, банан, песок, вода и т. п.).

Придумай загадку

Ребенок придумывает загадку - описание мебели или игрушки. Например, у него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (Стул)

Где игрушка

Игра может быть связана со знакомством с предлогами. Например, проведена в варианте «стул и игрушка»: игрушка на стуле, под стулом, за стулом с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов. А, может отражать размеры окружающих предметов, изменение их количества.


Назови ласково (словообразование)

Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»: диван – диванчик, стол – столик с обязательной демонстрацией предметов.

Один - много (словообразование)

При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «один – много»: один карандаш – много карандашей, одна тетрадь – много тетрадей. 

Перепутаница (слоговая структура слов)

- Жили - были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо ( колесо), посаги ( сапоги) и пр.

Доскажи словечко (обогащение словаря)

Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например: ворона каркает, а воробей…(чирикает). Сова летает, а заяц… (прыгает). У коровы теленок, а у лошади…(жеребенок) и т.п.

Добавь слово

Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:

— Оля проснулась и... (стала умываться).

— Коля оделся и... (побежал гулять).

— Он замерз и... (пошел домой).

— Дети стали играть... (с зайчиком).

— Зайчик испугался и... (побежал, спрятался)

— Девочка обиделась и... (ушла, заплакала).

Стань писателем

 Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

Буквы на спине

   Взрослый «пишет» букву на спине ребенка. А ребенок называет её или выкладывает данную букву на столе. Затем взрослый и ребёнок меняются местами. Можно использовать просто набор букв, можно буквы из определённого слова. В последнем варианте в итоге должно получиться слово. Например: нос, дом, слон, сумка, котик и т.д.

Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Игры во время прогулки, по дороге в …

D:\РАБОТА\ОЦДК. Новое\Показать!\6d6236534515673c8dfda68a01e4df3b.jpg

Описание объекта

        Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

        Когда вы с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего он сделан? Для чего он нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Поводырь

        На прогулке взрослый закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

Я заметил (обогащение словаря)

- Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. А еще обязательно укажем, какие они. Вот – почтовый ящик – он синий (прямоугольный). Я заметил кошку – она пушистая.

Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

Ищем детали

Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья...»

Волшебные очки

- Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (синим, зеленым и. т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и т.д.

Что может быть?

 Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски... Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» - Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой...

Описываем свойства предметов

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек...» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента...» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

Какой формы (систематизация словаря)

1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы прямоугольной (овальной, квадратной, круглой, треугольной) формы.

Например: прямоугольный дом (автобус и т. д.)

2 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет.

Например: солнце – круглое, автобус – прямоугольный и т. д.

Веселый счет (словообразование)

- Вокруг много одинаковых предметов. Какие предметы ты можешь назвать? Например: дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна.

- Давай их посчитаем. Например: один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…

Кто или что может это делать? (систематизация словаря)

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д.

Подберите слова к глаголам: стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает и т.д.

Назови предмет и первый звук

- А я вижу машину, первый звук «м» и т.д.

Или называть слова из 1-2-3 слогов, можно называть все предметы определенного цвета или формы. Кстати, это очень хорошее упражнение для затормаживания расшалившегося ребенка. Можно продолжить игру: один говорит слово, другой составит с ним предложение, один слово, другой – определение к нему.

А что, если… (развитие связной речи и мыслительных процессов)

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает.

- А что произошло, если бы не было ни одной машины…

- А что произошло, если бы не было птиц…

- А что произошло, если бы не было конфет…

- А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим…

И т. д. возможно придумать различные варианты.

По дороге к бабушке, на праздник

Любая дорога отнимает, как правило, много времени. Чтобы ребенок не заскучал, поиграйте с ним. Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, троллейбуса.

Беседа


- Куда мы идем? (К остановке автобуса).
- Автобус, это какой вид транспорта? (Наземный, пассажирский).
- А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай).
- А метро, это какой вид транспорта? (Подземный).
- А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой).
- Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т.д.
- Чем отличается автобус от троллейбуса?
- Может ли трамвай объехать девочку?
- Мы идем в гости, что такое «гости»?
- Кто ты бабушке?
- А кто я бабушке?
- Кем приходится бабушка дедушке?
- Что мы подарим бабушке?

И т.д.

Теперь попробуем простимулировать воображение ребенка:

- Представь, во что будет одета бабушка (дедушка, подруга и т. д.)

- Кто еще к ней придет?

- Кто где сядет за столом?

- Что приготовит нам бабушка?

- Сколько тарелок будет стоять на столе?

- Какая посуда есть у бабушки?

- Что нравится тебе у нее дома?

Возвращаясь домой узнайте, что запомнил ребенок:

- Назови людей, которые сидели за столом.

- Опиши одежду тети.

- Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.

Придумываем историю

Взрослый начинает рассказывать историю, когда он делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.


Используемая литература:

1. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

2. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.

3.Психология здоровья дошкольника. /Под редакцией Г. С. Никифорова. – СП: Речь, 2010.

4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2007.

5. Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. – М.: Академия, 2009.

6. Журнал "Дошкольное воспитание" № 1, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский сад :ходить или не ходить?

Дети растут и постоянно возникает вопрос,нужен ли ребенку детский сад?...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе в ходе режимных моментов: «Физминутка в ходе НОД.

Различные варианты сюжетных физминуток в зависимости от темы и вида НОД. Тема — «Осень».Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речев...

Буклет для родителей "Развиваем мышление на ходу!"

В буклете представлены словесные игры, способствующие развитию мышления у дошкольников с ЗПР....

Развиваем мышление на ходу

Консультация для родителей (приложение к буклету "Развиваем мышление на ходу!")....

Консультация "Ходить ребенку в детский сад или не ходить?"

Ходить ребенку в детский сад или не ходить?...

«Нужно ли развивать ребенка дополнительно, если он ходит в детский сад?»

Консультация «Нужно ли развивать ребенка дополнительно, если он ходит в детский сад?»Наверное, каждый родитель когда-нибудь задумывался над этим вопросом. И задавал сам себе вопрос: правил...

Игры "на ходу". Развиваем словарный запас детей.

Предлагаем вашему вниманию игры для развития словарного запаса ребенка, в которые можно поиграть  на прогулке, по дороге в детский сад, в очереди в поликлиннике....