Картотека логопедических игр "Звук в игре"
картотека по логопедии (старшая группа)

Шаварская Виктория Юрьевна

Постановка, автоматизация, дифференциация звуков "р-рь; л-ль" в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_v_igre.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Лошадка

Цель. Постановка и автоматизация отдельного звука р.

Описание игры. Детей воспитатель распределяет на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие – лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу педагога наездник останавливает лошадок, говорят: тр-тр-тр… А потом дети меняются ролями.

 

Самолеты

Цель. Постановка и автоматизация звука р.

Описание игры. Дети сидят на коврике (на аэродроме). Все они пилоты, и у всех самолеты приготовлены к старту. Один ребенок (регулировщик) держит в руке флажки: красный, синий, зеленый. Он руководит движением. По взмаху зеленого флажка взлетает первый самолет. При этом ребенок, изображающий самолет, издает сначала звуки тдд, а затем дрр до тех пор, пока регулировщик держит зеленый флажок. Когда он опускает зеленый флажок, самолет приземляется со звуком тдд. Игра продолжается. Если ребенок после звука тдд не сумеет перейти на звук дрр, то его отправляют на ремонт к механику (педагогу), который с ним индивидуально занимается.

 

Цветные автомобили

Цель. Автоматизация звука р.

Оборудование. Цветные обручи или бумажные кольца по числу играющих, несколько цветных флажков.

Описание игры. Вдоль стены на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому из играющих дается обруч какого-либо цвета или бумажное кольцо. Это руль. Перед педагогом (или ведущим) на столе несколько цветных флажков. Он поднимает один из них. Дети, у которых руль такого же цвета, как и флажок педагога, бегут по комнате, подражая звуку мотора автомобиля: р-р-р. Когда педагог опустит флажок, дети останавливаются и по сигналу «Автомобили возвращаются» направляются шагом каждый в свой гараж (к своему стулу). Затем педагог поднимает флажок другого цвета , и игра возобновляется. Педагог может поднимать один, два или три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.

 

Воробушки и автомобиль

Цель. Автоматизация звуков р, р’ в звукоподражаниях.

Описание игры. Несколько детей (воробушки) скачут по Дороше и чирикают: чик-чирик, чик-чирик. Вдруг на дороге показывается автомобиль (ребенок, изображающий автомобиль). Сначала звук мотора р-р-р слышен слабо , затем все сильнее и сильнее. Когда машина приближается к воробьям, они издают звук фрр, расправляют крылья и разлетаются.

 

Вороны

Цель. Автоматизация звука р в звукоподражаниях и фразах.

Описание игры. Педагог делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети становятся по кругу и, опустив руки, говорят: «Как под елочкой лесной, скачут, каркают вороны»; вторая – вороны, которые прыгают в круг и каркают: кар-кар-кар… Первая группа детей говорит: «Из-за корочки подрались, во все горло разорались». Вторая группа (в кругу): кар-кар-кар… Первая группа: «Вот собаки прибегают, и вороны улетают». В круг вбегает третья группа детей, изображающая собак и с рычанием р-р-р…, гонится за воронами, которые улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Пойманные становятся собаками. Игра повторяется до тех пор пока не останется две-три самые ловкие вороны. Потом дети меняются ролями и продолжают игру.

 

Знаешь ли ты эти слова

Цель. Автоматизация звуков р, р’ в слогах и словах.

Оборудование. Маленькие кружки из картона.

Описание игры. Педагог произносит фразу, не договаривая в словах слоги. Кто из ребят первый правильно произнесет недостающий слог, тот получает кружок из картона. Набравший большее количество кружков выигрывает. Примерный перечень предложений: У нас ледяная го(ра); Кто мычит? Ко(рова); Вокруг парка за(бор); Под землей у нас ме(тро); В воротах стоит вра(тарь); Утром дети делают за(рядку); У крота в земле но(ра); Чтоб писать нужна тет(радь); На улице светят фона(ри); мы любим сладкое ва(ренье) и т.д.

 

Соблюдай порядок

Цель. Автоматизация звуков р, р’ в словах.

Описание игры. Дети сидят полукругом. В центре стоит стол педагога, на который положены в ряд несколько предметов, в названии которых встречается звук р, р’. Педагог вызывает одного ребенка, который должен назвать и показать детям предметы, разложенные на столе  преподавателя. Потом ребенок поворачивается к столу и по памяти называет предметы в том порядке, в котором он их разложил на столе. Если ребенок затрудняется выполнить задание, можно разрешить ему еще раз внимательно рассмотреть предметы.

Затем вызываются другие дети. Педагог по своему усмотрению может менять порядок расположения предметов, заменять их или дополнять новыми.

Для играющих могут быть подобраны следующие предметы: фонарик, рыбка, горошина, веревка, сахар, ракета, пряжка, гриб, варежка и др. Повторяя игру, можно давать для запоминания пять-шесть предметов. Называть предметы дети должны громко и четко. (По аналогии игра может проводиться и с другими звуками).

 

Барашек

Цель. Автоматизация звуков р  в тексте, развитие слухового внимания.

Описание игры. На стуле спиной к детям сидит водящий (барашек), остальные по очереди подходят к нему и произносят стишки. Кто по голосу будет узнан, тот барашка.

Барашек, барашек,

Покажи рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога!

Кто я?

 

Знаешь ли ты эти слова

Цель. Автоматизация звуков л, л’ в слогах и словах.

Оборудование. Маленькие кружки из картона.

Описание игры. Педагог произносит фразу, не договаривая в словах слоги. Кто из ребят первый правильно произнесет недостающий слог, тот получает кружок из картона. Набравший большее количество кружков выигрывает.

Девочка еще ма(ла).

Белка спряталась в дуп(ло).

По небу плывут об(лака).

У Лены болит ко(лено).

Корова дает мо(локо).

Мила ела яб(локо).

Лида хотела летать на само(лете).

Мы сидим на сту(ле) за сто(лом).

Утром будит нас бу(дильник).

 

Ответь на вопросы

Цель. Автоматизация звуков л, л’ в словах и фразах.

Оборудование. Картинки, в названии которых встречается звук л: лента, лампа, лейка, лук, лестница, лошадка, самолет, лимон, лыжи, павлин, лиса, листья, будильник, туфли и т.д.

Описание игры. Педагог раскладывает картинки на столе рисунком вверх. Потом он по очереди вызывает детей, задает им вопросы, а ребенок дает полный ответ.(например: «Из чего поливают цветы?» - «Цветы поливают из лейки»). Разыскивая при этом соответствующую картинку и показывая ее всем детям, громко называет.

Педагогу надо следить, чтобы дети давали полные ответы. К одной картинке можно задать различные вопросы. Например: «Что принесли чинить в мастерскую?» Ответ: «В обувную мастерскую принесли чинить туфли». «Что купила мама в обувном магазине?» Ответ: «Мам купила в магазине туфли».

 

 

Самолет

Цель. Дифференциация звуков л - р.

Описание игры. Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в «самолет». Заведем мотор самолета: р-р-р...» Дети произносят: р-р-р… и  воспроизводят руками движения мотора. «Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л… Как гудит самолет?» дети: л-л-л

 

Найди свою картинку

Цель. Дифференциация звуков л - р в словах.

Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук л или  р. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.

Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет людей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук л, а другая – на звук р. По сигналу педагога из каждой группы к столу подходит по одному ребенку. Один берет картинку на звук л, другой – на звук р. Подойдя к своей группе, ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, А тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки (или сделает меньше ошибок).

 

Догонялки

Цель. Дифференциация звуков л, л’, р, р’ в словах.

Описание игры. Дети берутся за руки (они стоят за чертой) и идут ровной шеренгой к водящему, который сидит на расстоянии 7-10 метров на стуле.

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну попробуй нас догнать!

Ну попробуй нас догнать!

Сказав последние слова, дети опускают руки и убегают, а водящий ловит кого-нибудь. Пойманный водит и игра повторяется.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Логопедические игры с космическим песком"

Космический песок пользуется огромной популярностью у детей разного возраста. Каждое прикосновение детских пальчиков к космическому песку имеет огромное значение для развития ребёнка. В проц...

Картотека "Логопедические игры по дороге домой"

В данной картотеке представлены игры с родителями по дороге домой. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно....

КАРТОТЕКА. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ ЛЕТОМ

КАРТОТЕКА. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ ЛЕТОМ...

Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"

Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...

Картотека логопедических заданий по лексическим темам для подготовительной логопедической группы

Задания по лексическим темам носят рекомендательный характер. Родители проинформированы, что их выполнение поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, восполнить пробелы в обучении...

Картотека логопедических заданий по лексическим темам для старшей логопедической группы

Все задания носят рекомендательный характер.  Их выполнение поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, восполнить пробелы в обучении тем, кто долго не посещал сад, закрепить ...

Картотека: Логопедические игры по дороге домой.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно....