План по самообразованию учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии
Формирование и коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвититем речи II уровная речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ручеёк»
План по самообразованию
учителя-логопеда
Бойко Оксаны Александровны
2020 – 2021 учебный год
«Формирование и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
II уровня речевого развития»
п. Васильково
2020
Оглавление
Тема, актуальность, цели, задачи________________________________3
Реализация плана по самообразованию___________________________5
Список литературы___________________________________________9
Тема
«Формирование и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития»
Цель
Оказание эффективной логопедической помощи воспитанникам с ОНР II уровня речевого развития, характеризующийся трудностями в произношении слов сложного слогового состава и речедвигательных навыков.
Задачи
1. Накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности;
2. Развитие понимания речи; активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; развитие произносительной стороны речи; развитие самостоятельной фразовой речи
3.Формирование концентрации слухового внимания, слухового гнозиса, слуховой памяти; работа над ритмом; формирование общей координации движений, динамического праксиса и реципрокной (одновременной) работы рук.
4. Повышение профессиональной компетенции педагогов в подходах по преодолению формирования слоговой структуры слова.
Предполагаемый результат
Своевременная коррекция слоговой структуры слова позволит успешно овладеть грамматическим строем речи, усвоением звукового анализа, письма и чтения детей с общим недоразвитием речи.
Актуальность
В 2020 – 2021 учебном году логопедическую помощь получают дети (по заключению ПМПК) с речевым заключением ОНР 2 уровень речевого развития, и одним из компонентов речевого нарушения у таких детей -является нарушение ССС. Поэтому встал вопрос о детальном изучении формирования структуры речи у детей, высказывания которых бедны и однотипны по своему содержанию, имеются значительные отставания качественного и количественного состава словаря. А также появилась необходимость в выборе приемов и методов коррекционного воздействия на речевое развитие при общем недоразвитии речи детей.
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
Методы и приемы
- исследовательский (изучение специализированной литературы по теме; изучение медицинской карты воспитанника);
- диагностический метод (диагностика речевого развития; заполнение речевых карт);
- объяснительно-иллюстративный;
- словесный метод;
- наглядный метод;
- практические методы;
Реализация плана по самообразованию 2020 – 2021 учебный год
Сроки | Содержание работы | Содержание работы | Предметно-развивающая среда | Практический выход | |
с воспитанником | с педагогами | ||||
сентябрь | Изучение специальной литературы по теме | Речевая диагностика, заполнение речевых карт; составление индивидуального плана коррекционной работы; развитие положительного интереса к логопедическим занятиям | Консультирование педагогов о нарушении слоговой структуры слова детей | Разработка перечня необходимого оборудования | Речевые карты; индивидуальный план; список литературы |
октябрь | Изучение учебного пособия С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР» З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей» Н.С. Четверушкина «Система коррекционных упражнений по преодлению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» | Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации, Большакова С.Е стр 8-9 | Консультирование педагогов: «Типы нарушений слоговой структуры слова» (даны рекомендации-печатный материал) | Кололкольчик,трубочка, игрушки | Ориентировка в пространстве |
ноябрь | Изучение учебного пособия С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР» З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей» Н.С. Четверушкина «Система коррекционных упражнений по преодлению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» | Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации, Большакова С.Е стр 9-11 1.Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?). 2.«Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»). 3.«Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов). | Консультирование педагогов: «Развитие слухового внимания у детей с нарушением слоговой структуры слова» (даны рекомендации-печатный материал) | Обувь, ладошки нарисованные, перчатки. | Ориентировка в собственном теле |
декабрь | Изучение учебного пособия С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР» З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей» Н.С. Четверушкина «Система коррекционных упражнений по преодлению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» | Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве: «Продолжи ряд», «Найди лишнюю фигуру» Большакова стр 11-12 | Консультирование педагогов: «Аппликация- как средство развития оптико-пространственной ориентации» (даны рекомендации-печатный материал) | Интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет игры Издательство «Учитель» - ориентировка на листе бумаги. | Развитие тонкой моторики рук – развитие психофизиологической базы речи |
январь | Изучение учебного пособия С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР» З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей» Н.С. Четверушкина «Система коррекционных упражнений по преодлению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» | Промежуточная диагностика речевого развития; использование интерактивных игр «Мерсибо» (слуховое внимание и слуховая память) Упражнения на развитие динамической и ритмической организации речи, работа над гласными. | Использование артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики; крупной моторики, беззвучное пропевание гласных звуков (И,У,А,О,Ы,Э), работа с открытой ладонью. | Интерактивные игры «Мерсибо» (работа пением гласных звуков), работа со зрительной опорой и без нее. | Тренировка высоты, громкости, силы голоса, и темпа произношения. |
февраль | Изучение учебного пособия С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР» З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей» Н.С. Четверушкина «Система коррекционных упражнений по преодлению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» | Работа над слогами (кулак-как символ гласного). Работа над умением повторения рядов без зрительной опоры З.Е. Агранович, Большакова
| Использование пальчиковой гимнастики; пропевание гласных звуков; артикуляционная гимнастика; развитие крупной моторики | Палочки по количеству слогов | Развитие тонкой моторики рук – развитие, развитие фонематического восприятия. |
март | Изучение учебного пособия С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР» З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей» Н.С. Четверушкина «Система коррекционных упражнений по преодлению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» | Работа над словами (упражнения на различение длинных и коротких слов) | Консультирование педагогов: «Правильное отстукивание слов на слоги» (даны рекомендации-печатный материал) | Картинки односложными и многосложными словами, зрительные ориентиры короткого и длинного слова | Обогащение лексического значения слов, развитие тонкой и крупной моторики рук. |
апрель | Использование методики «Речь и движение» Крупенчук С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР» | Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами Большакова стр 42-43 | Использование коррекционной методики Крупенчук | Картотека пальчиковой гимнастики «Кабинет Логопеда» | Работа над глагольным словарем |
май | Диагностическая работа; Итоги проделанной работы | Итоговая диагностика речевого развития | Подготовка рекомендаций для воспитателей на летний оздоровительный период | Подготовка рекомендаций для воспитателей на летний оздоровительный период |
Список литературы
- Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: Сфера, 2018
- Крупенчук О.И Речь и движение. Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб, Литера, 2019
- Маркова А.К.. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: автореф. дис…канд.пед.наук.-М., 1963.
- Четверушкина Н.С.. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений.- М.: Национальный книжный центр. 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию учителя-логопеда Чигариной Т.Д. на 2013 -2014 уч.г. По теме "Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста".
Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста....
план по самообразованию учителя-логопеда
Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи» Обоснование выбранной темы: Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальц...
План по самообразованию учителя-логопеда
Тема: «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми ...
План по самообразованию учителя-логопеда.
Тема самообразования изучаемая с 01.09.14 по 01.04.15 «Использование пиктограмм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкол...
План по самообразованию учителя-логопеда Гафаровой Натальи Александровны
План по саморазвитию учителя-логопеда детского сада. Расчитан на 5 лет....
План профессионального самообразования учителя-логопеда Митрошиной Эльвиры Михайловны МБДОУ№12 «Крепыш» на 2015 – 2018 учебный год
Тема самообразования: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда».Цель: Накопление и систематизация методических материалов и практических пособий по использованию ИКТ ...
план по самообразованию учителя-логопеда на тему: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
План по самообразованию рассчитан на один учебный год с перспективой на продолжение....