План по самообразованию учителя-логопеда Гафаровой Натальи Александровны
материал по логопедии на тему
План по саморазвитию учителя-логопеда детского сада. Расчитан на 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию учителя-логопеда детского сада на 5 лет | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Ф.И.О. педагога — Гафарова Наталья Александровна
2. Образование — высшее
3. Тема самообразования: «Развитие речедвигательной координации детей»
4. Работа начата -01.10.2012г.
5. Предполагается закончить -01.10.2017г.
6. Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации
7. Задачи:
- изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению речедвигательных трудностей
- разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики
- планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
- апробировать данную модель на практике
8. Предполагаемый результат:.разработка методических рекомендаций, создание авторской программы по данной теме.
9. Форма самообразования: индивидуальная.
10. Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
11.Итог: обобщение опыта работы по данной теме.
Актуальность.
Дети с речевой патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация движений ,двигательная память ,слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития ( лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные .
Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе . Речедвигательная сфера формируется в направлениях:
- от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
- от диффузных движений к дифференцированным ( изолированным ,чистым, тонким целенаправленным движениям) ;
- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.
Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:
- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;
- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.
Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:
- способность к точному анализу движений;
- деятельность анализаторов;
- сложность двигательного анализатора;
- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;
- возраст;
- общий уровень подготовленности ребёнка.
В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:
- применение и быстрая смена различных исходных положений;
- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений;
- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;
- выполнение согласованных действий несколькими участниками;
- использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;
- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.
Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:
- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;
- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
- выполнение кинезиологических упражнений;
- су-джок терапия;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с прищепками;
- упражнения с различными предметами;
- проведение малоподвижных и подвижных игр.
Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.
Раздел плана | Сроки | Формы работы |
Работа с детьми | 2012-2017г.г | пальчиковая гимнастика |
ежедневно | кинезиологические упражнения | |
упражнения на координацию | ||
су-джок терапия | ||
подвижные игры | ||
дыхательная гимнастика | ||
игры с прищепками | ||
самомассаж лица, шеи, ладоней, поду- шечек и фаланг пальцев | ||
упражнения с различными предметами | ||
артикуляционная гимнастика | ||
Работа с родителями | Октябрь 2012г. | Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой речи». |
Март 2013г. | Практикум для детей и родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» | |
Ноябрь 2013г. | Совместное занятие детей и родителей с использованием кинезиологических упражнений | |
Март 2014г. | Совместное занятие детей и родителей «Мяч и речь» | |
Ноябрь 2015г. | Консультация на тему: «Леворукость у детей» | |
Апрель 2016г. | Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей» | |
Ноябрь 2016г. | Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук». | |
Октябрь 2017г. | Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с исполь- зованием игровых упражнений» | |
Работа с педагогическими работниками ДОУ | Ноябрь 2012г. | Презентация игровой технологии для развития мелкой моторики у детей: «Пальчиковые дорожки». |
Февраль 2013г. | Консультация на тему «Леворукость у детей» | |
Апрель 2013г. | Семинар-практикум: «Игры с мячом в логопедической коррекции» | |
Январь 2014г. | Консультация на тему «В чём заключа- ется влияние движений пальцев на развитие речи» | |
Ноябрь 2014г. | Презентация опыта на тему: «Нетрадиционные методы терапии в ло- гопедической работе» | |
Май 2015г. | Пальчиковый игротренинг «Чудо-прищепки» | |
Февраль 2016г. | Мастер-класс «Су-джок терапия в логопедической работе» | |
Апрель 2016г. | Презентация пособия «Домик Весёлого Язычка» | |
Ноябрь 2016г. | Семинар-практикум: «Игры с предмета- ми при подготовке детей с нарушениями речи к обучению грамоте» | |
Март 2017г. | Презентация многофункционального пособия «Речевые подушечки» | |
Октябрь 2017г. | Презентация авторской программы «Развитие речедвигательной координа- ции детей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию учителя-логопеда Чигариной Т.Д. на 2013 -2014 уч.г. По теме "Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста".
Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста....
план по самообразованию учителя-логопеда
Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи» Обоснование выбранной темы: Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальц...
План по самообразованию учителя-логопеда
Тема: «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми ...
План по самообразованию учителя-логопеда.
Тема самообразования изучаемая с 01.09.14 по 01.04.15 «Использование пиктограмм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкол...
План профессионального самообразования учителя-логопеда Митрошиной Эльвиры Михайловны МБДОУ№12 «Крепыш» на 2015 – 2018 учебный год
Тема самообразования: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда».Цель: Накопление и систематизация методических материалов и практических пособий по использованию ИКТ ...
план по самообразованию учителя-логопеда на тему: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
План по самообразованию рассчитан на один учебный год с перспективой на продолжение....
План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...