План по самообразованию учителя-логопеда Гафаровой Натальи Александровны
материал по логопедии на тему

Гафарова Наталья Александровна

План по саморазвитию учителя-логопеда детского сада. Расчитан на 5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

 1. Ф.И.О. педагога — Гафарова  Наталья Александровна

 2. Образование — высшее

 3. Тема самообразования: «Развитие речедвигательной координации детей»

4. Работа начата -01.10.2012г.

 5. Предполагается закончить -01.10.2017г.

 6. Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации

 7. Задачи:

  •  изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу  различные методики по преодолению речедвигательных трудностей
  •  разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики 
  • планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
  •  апробировать данную модель на практике

 8. Предполагаемый результат:.разработка методических рекомендаций, создание авторской программы  по данной теме.

 9. Форма самообразования: индивидуальная.

10. Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

11.Итог: обобщение опыта работы по данной теме.

Актуальность.

Дети  с  речевой  патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического  развития.У таких дошкольников отмечаются существенные  отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой  сфер: общая моторная  неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация  движений ,двигательная  память ,слабый мышечный  тонус, высокая  истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития ( лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные .

Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.

Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в  онтогенезе  . Речедвигательная  сфера формируется в направлениях:

- от общей моторики  к  мелкой, позже артикуляционной;

- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;

- от диффузных движений к дифференцированным ( изолированным ,чистым, тонким целенаправленным движениям) ;

- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.

Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:

- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;

- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.

Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:

- способность к точному анализу движений;

- деятельность анализаторов;

- сложность двигательного анализатора;

- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;

- возраст;

- общий уровень подготовленности ребёнка.

В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:

- применение и быстрая смена различных исходных положений;

- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;

- смена способов выполнения упражнений;

- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;

- выполнение согласованных действий несколькими участниками;

- использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;

- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.

Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;

- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;

- выполнение кинезиологических упражнений;

- су-джок терапия;

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- игры с прищепками;

- упражнения с различными предметами;

- проведение малоподвижных и подвижных игр.

Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Работа с детьми

2012-2017г.г

пальчиковая гимнастика

ежедневно

кинезиологические упражнения

упражнения на координацию

су-джок терапия

подвижные игры

дыхательная гимнастика

игры с прищепками

самомассаж лица, шеи, ладоней, поду-

шечек и фаланг пальцев

упражнения с различными предметами

артикуляционная гимнастика

Работа с родителями

Октябрь

2012г.

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой

речи».

Март

2013г.

Практикум для детей и родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Ноябрь

2013г.

Совместное занятие детей и родителей

с использованием кинезиологических

упражнений

Март

2014г.

Совместное занятие детей и родителей

«Мяч и речь»

Ноябрь

2015г.

Консультация на тему: «Леворукость у детей»

Апрель

2016г.

Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи  детей»

Ноябрь

2016г.

Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких

движений рук».

Октябрь

2017г.

Практикум для детей и родителей

«Развитие речевого дыхания с исполь-

зованием игровых упражнений»

Работа с педагогическими

работниками ДОУ

Ноябрь

2012г.

Презентация игровой технологии

для развития мелкой моторики у

детей: «Пальчиковые дорожки».

Февраль

2013г.

Консультация на тему «Леворукость у

детей»

Апрель

2013г.

Семинар-практикум: «Игры с мячом в

логопедической коррекции»

Январь

2014г.

Консультация на тему «В чём заключа-

ется влияние движений пальцев на

развитие речи»

Ноябрь

2014г.

Презентация опыта на тему:

«Нетрадиционные методы терапии в ло-

гопедической работе»

Май

2015г.

Пальчиковый игротренинг

«Чудо-прищепки»

Февраль

2016г.

Мастер-класс

«Су-джок  терапия в логопедической работе»

Апрель

2016г.

Презентация пособия

«Домик Весёлого Язычка»

Ноябрь

2016г.

Семинар-практикум: «Игры с  предмета-

ми при подготовке детей с нарушениями

речи к обучению грамоте»

Март

2017г.

Презентация многофункционального

пособия «Речевые подушечки»

Октябрь

2017г.

Презентация авторской программы

«Развитие речедвигательной  координа-

ции  детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию учителя-логопеда

Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи» Обоснование выбранной темы:   Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальц...

План по самообразованию учителя-логопеда

Тема:         «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми ...

План по самообразованию учителя-логопеда.

Тема самообразования изучаемая с 01.09.14  по 01.04.15 «Использование пиктограмм в  работе с детьми старшего дошкольного возраста»Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкол...

План профессионального самообразования учителя-логопеда Митрошиной Эльвиры Михайловны МБДОУ№12 «Крепыш» на 2015 – 2018 учебный год

Тема самообразования: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда».Цель: Накопление и систематизация методических материалов и практических пособий по использованию ИКТ ...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...