Формирование детской речи!
статья по логопедии (младшая группа)

Участие взрослых в формировании правильной и красивой речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование детской речи!18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование детской речи!

Младшему дошкольнику в соответствии с возрастными физиологическими особенностями присущи некоторые речевые проблемы.

Нет ничего предосудительного, если ребенок в 2-3 года, а в некоторых случаях и старше имеет некоторые ошибки в произношении звуков (шипящие, «Р» и др.) Голосовые связки ребенка короче, чем у взрослого, гортань также короче, а язык менее гибкий и подвижный и занимает большую, по сравнению со взрослым, часть полости рта, кроме того у старших дошкольников имеет место смена молочных зубов на постоянные.
         В следствии временного несовершенства центральных аппаратов слуха и речи, ребенок недостаточно тонко различает звуки речи на слух, а движения речевого аппарата не совсем точны и согласованы.

Но если речь 6-7 летнего ребенка все еще имеет недостатки речи, то  физиологически это уже не оправдано, а значит, нужна квалифицированная помощь специалистов – логопеда, врача.

Опираясь на многолетние  наблюдения, можно смело утверждать, что у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста, недочеты речи вызваны не серьезными органическими поражениями или неправильным развитием речевого аппарата, а являются следствием выработавшейся привычки «нечистой» речи, связанной во многом с неправильным речевым воспитанием. Отсюда можно сделать вывод, что исправлять укоренившиеся речевые привычки намного труднее, чем заниматься их профилактикой.

Кроме того, самостоятельное формирование речи ребенка без воздействия (помощи) взрослых в конечном итоге способно привести к отставанию в развитии ребенка.

Однако при разумном подходе взрослых к данному процессу, включение в процесс речевого воспитания речевых игр способствует правильному развитию речи.

Не стоит пренебрегать и «народной» педагогикой, которая предлагает нам прекрасные образцы своеобразного обучения ребенка родной речи через потешки, песенки, прибаутки, которые удерживают внимание ребенка интересным содержанием и богаты фонематически, превращая обучение в своеобразную игру звуками и словами, например:

  1. Ай ду-ду-ду-ду-ду-ду!

Сидит ворон на дубу….

  1. Ток, ток, тока-ток,

Что ни день, то моток.

  1. Ай, качи-качи-качи,

Под подушкой калачи,

В ручках прянички,

В ножках яблочки.

Циклическое повторение простых звуков крайне благоприятно для развития речи малыша.

Родители на своем примере учат ребенка, вовлекая его в процесс игры и побуждая его к подражанию.

Особо хочется отметить, что дети младшего дошкольного возраста должны слышать правильную речь взрослых, не загрязненную «сюсюканием» и коверканьем слов по типу «лепетной речи», так как в этот период дети с интересом прислушиваются к каждому слову.

Маленькие дети, речь взрослого воспринимают как эталон и стараются подражать им.

Особенно четко, нужно произносить новые, незнакомые или длинные слова. Правильное и богатое интонирование, тональное окрашивание  речи взрослого способствует лучшему произношению ребенка.

Неинтересная по содержанию речь взрослого, не привлечет внимание ребенка, как бы не была она идеальна в части грамматического построения и совершенна по произношению. Разговаривать с ребенком необходимо на разнообразные темы, затрагивая как можно больше интересных ему тем.

Развитие правильной и красивой речи невозможно без умения ребенка внимательно слушать, поэтому взрослые должны уделять внимание развитию слухового восприятия. Перестановка звуков и слогов, сокращение слов и т.д. довольно часто являются последствием недостаточно развитого или неустойчивого слухового восприятия.

Прослушивание музыки прекрасно развивает слуховое восприятие. Можно использовать для развития слуха и такие игры, как «Слушай комнату», «Слушай улицу» - ребенок прислушивается к звукам доносящимся с улицы или из комнаты, идентифицирует их – это и тиканье часов, и звуки радио или телевизора из соседней комнаты, журчание воды в кране и т.д.

В процессе этой игры ребенку можно предложить попробовать изобразить звуками то, что он слышит, а взрослые будут отгадывать, тем самым превращая занятие в увлекательную игру.

Эти нехитрые упражнения делают детей более внимательными и восприимчивыми к звукам речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы формирования детской речи.

В каждом возрастном периоде ребенок должен владеть определенными речевыми умениями и навыками....

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

опыт работы "Формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления с фразеологическими оборотами русского языка"

формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления их с фразеологическими оборотами русского языка...

Детская речь. Факторы, влияющие на формирование правильной речи.

Речь – историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и д...

Конспект занятия по формированию связной речи в средней группе детского сада для детей с ТНР.

В коспекте представлены материалы по совершенствованию лексико-грамматической стороны языка и формированию связной речи у детей средней логопедической группы....

"Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»

quot;Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»...