Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Представляю фрагмент технологии по коррекции звукопроизношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_tehnologiya_zvukoproiznosheniya.docx | 267.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5 «Радуга»
ТЕХНОЛОГИЯ
коррекции звукопроизношения
у дошкольников с ТНР
Учитель-логопед Н.А. Демченко
2020 г.
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………….3
- Цель, задачи технологии…………………………………………………...3
- Этапы коррекции звукопроизношения ……………………………………4
- Методика проведения артикуляционной гимнастики…………………… 9
- Приемы постановки звуков………………………………………………. 15
- Алгоритм автоматизации звуков………………………………………… 18
- Этап дифференциации звуков…………………………………………… 19
- Игровые упражнения ………………………………………………………20
- Ожидаемые результаты ……………………………………………………23
- Диагностика…………………………………………………………………24
- Литература ………………………………………………………………… 24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, стоит задача подготовки ребенка к школьному обучению, его готовности к общению со сверстниками на новом уровне. Решение этой задачи связано с формированием общей готовности детей к школе, одной из сторон которой является речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи. Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов.
Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Ребёнок с нарушением устной речи испытывает трудности в обучении и не может овладеть письмом и чтением в норме в течение многих лет. Так, например, нарушения фонематической стороны речи приводят к тому, что ребёнок длительное время не может освоить процесс чтения: читает по слогам, заменяет или смешивает буквы, искажает окончания, а на письме наблюдаются стойкие специфические ошибки: пропуски букв, слогов, перестановки, замены. Всё это приводит к тому, что ребёнку приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках.
Для того чтобы помочь детям с нарушениями устной речи необходима своевременная и систематическая логопедическая помощь, поскольку
исправление нарушений звукопроизношения требует профессиональных знаний, а развитие дисграфии и дислексии проще предупредить, чем устранить.
ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
Формирование умений и навыков правильного произнесения звуков речи.
ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ
- уточнение произношения звуков;
- постановка и закрепление отсутствующих звуков;
- развитие фонематического восприятия;
- преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
- закрепление изученных лексико – грамматических конструкций
Для всестороннего полноценного развития детей хорошая речь является важнейшим условием. Чем правильнее оформлены речевые высказывания ребенка, тем содержательнее и полноценнее его общение со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте старше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.
В настоящее время мы видим, что возрастные нормы звукопроизношения наблюдаются примерно у 20% дошкольников. Во всех остальных случаях мы констатируем патологические нарушения речи, которые не могут устраниться без специального коррекционного воздействия.
Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:
- нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи;
- нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;
- нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);
- неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Логопедическое воздействие при коррекции речевых нарушений включает в себя 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.
Коррекция нарушенного произношения сочетается с работой над другими компонентами речевой системы, а также над развитием слухового внимания, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи.
Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения:
- Подготовительный этап
- Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
- Автоматизация звука.
- Дифференциация звука.
- Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Подготовительный этап.
Цель–подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков. Задачами обучения являются:
1. Формирование точных движений органов артикуляции:
- с помощью логопедического массажа;
- с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.
2. Формирование направленной воздушной струи.
3. Развитие мелкой моторики:
- с помощью пальчиковой гимнастики;
- с помощью массажа рук;
- с помощью самомассажа пальцев рук;
- с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка,
- мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).
4.Развитие фонематических процессов.
5. Отработка опорных звуков.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Цель— добиться правильного произношения изолированного звука.
1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.
2) Создание артикуляционной базы данного звука.
3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.
4) Отработка произнесения изолированного звука.
Этап автоматизации звука.
Цель—введение «поставленного звука в речь»
Задачами являются: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Этап дифференциации звука.
Цель—обучение ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Задачи: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Цель— сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.
Для формирования коммуникативных умений и навыков необходимо моделировать различные ситуации речевого общения. На этом этапе работы широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.
Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову).
1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).
2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:
– фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);
– фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);
– фонематические представления.
3) Прием соотношения звука и буквы.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
На подготовительном этапе при выполнении артикуляционной гимнастики я использую набор кубиков с символами артикуляционных упражнений. Ребенок с закрытыми глазами бросает кубик. Затем выполняет артикуляционное упражнение, изображенное на верхней грани.
Упражнения для выработки направленной воздушной струи
Упражнение «Ныряльщики»
Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.
Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.
Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.
Упражнение «Надуваем шарик»
Цель. Выработать длительный выдох
Логопед: «Мы в воздушный шарик дуем, мы бока его раздуем, вот, какой большой он стал. Бах–и лопнул круглый шар»
Дети имитируют надувание шарика, длительно выдыхая воздух, вытянув губы. Раки разводят в стороны, затем хлопают в ладоши.
На этапе автоматизации звука
Упражнение «Дорожка»
Цель. Закрепление изолированного произнесения звука.
Указательным и средним пальцами ребёнок «шагает» по нарисованной в тетради дорожке, произнося на каждый «шажок» заданный звук.
Упражнение «Пальчики здороваются»
Цель. Автоматизация поставленного звука в прямых и обратных слогах
Ребёнок большим пальцем поочерёдно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребёнка.
Упражнение «Нотки»
Цель. Автоматизация поставленного звука в слогах со стечением согласных
Ребенок нажимает пальчиком на нотку и пропевает заданный слог.
Игра «Доскажи словечко»
(на примере автоматизации звука [С])
Цель: автоматизация звука в слогах
Ход игры: инструкция ребёнку: «Я буду придумывать начало предложения, а ты догадайся, какой должен быть конец»:
На стене висят ча…(сы).
У велосипеда сдулось коле…(со)
Волшебная палочка творит чуде…(са)
Заяц встретил рыжую ли…(су)
Игра «Подбери слово»
(на примере звука [Ш])
Цель: автоматизация звука в словах
Оборудование: предметные картинки
Инструкция: «Я начну, а ты закончи», но твои слова должны быть со звуком [Ш]
Из шкафа достали… (Шарф, шапку, шубу)
В магазине купили…(лошадку, шарики, мишку) и т.д.
На этапе дифференциации звуков
Упражнение «Семафоры»
Цель: дифференциация слов с мягким и твердым согласным на слух
Оборудование: семафоры синие и зеленые
Логопед произносит слова с парными звуками, дети поднимают нужный семафор.
Игра «Подари звуку слово»
Цель: дифференциация слов с глухим и звонким согласным в произнесении.
Оборудование: два картонных гномика–один с колокольчиком, другой–без колокольчика, предметные картинки.
Инструкция: подари гномику картинку.
Ожидаемые результаты
В результате целенаправленной систематической коррекционно-логопедической работы с детьми над коррекцией звукопроизносительной стороны речи можно предположить, что ребенок научится произносить все звуки русского языка, дифференцировать их в произнесении, используя в любых речевых ситуациях в соответствии с возрастными нормами. Так же в ходе работы предполагается, что откорректировав звукопроизношение, будет создана база для овладения письменной речью.
Диагностика
Сводная диагностика логопедического обследования звукопроизношения
детей группы № 10 и группы №6 (2017–2018, 2018–2019; 2019–2020, 2020-2021 уч. гг.)
Вывод
При логопедическом обследовании детей в начале и в конце учебного года в результате использования данной технологии можно отметить положительную динамику в коррекции звукопроизношения. У 75% детей подготовительной группы в результате коррекционной работы при обследовании наблюдается правильное произношение всех групп звуков, самоконтроль за звукопроизношением, безошибочное использование нужного звука во всех видах речи, дифференциация звуков на слух и в произнесении.
У 25% детей некоторые поставленные звуки недостаточно автоматизированы во фразовой речи, однако наблюдается правильное произнесение поставленных звуков в слогах и словах, узнавание звука по акустическим признакам; различение нормированного произнесения звука от ненормированного; сформировался правильный артикуляционный уклад.
Таким образом, мы видим эффективность применения технологии по коррекции звукопроизношения.
Литература:
- Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недоразвитием речи». М., издательство Просвещение 1985 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Тетради для закрепления звуков. (Звуки “Ч, Щ”).
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с
- Лопухина И. С. Логопедия. Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999.
- Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно “Дельта” “Аквариум” 1996.
- Рау Е.Ф., Рождественская В. И., “Исправление недостатков произношения у школьников” М. Просвещение” 1969.
- Селивёрстов В.И. «Обучение и воспитание детей с нарушениями речи».
- Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». М., издательство ГНОМ и Д, 2000 г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии
Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с. - Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коноваленко С.В..
Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коновалденко С.В....
Технология коррекции звукопроизношения. М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова
Цель - исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствие, замены, искажения. Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематичес...
Технология коррекции звукопроизношения. Автор Богомолова А. И. 23.01.2019
1.Пояснительная записка.2.Содержание и методика исправления звукопроизношения....
Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР (Фомичёва М.Ф)
Алгоритм работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР по этапам....
***Проект "Технология семантических полей как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников"
Технология семантических полей как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников.Учитель-логопед: Апатова Ирина Сергеевна....
Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с Онр
подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков. Содержание: 1. Формирование точных движений органов артикуляции:а) с помощью логопедического м...
Применение логопедической технологии коррекции звукопроизношения в работе учителя - логопеда дошкольников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)
Предлагаю материал для специалистов - логопедов, в том числе молодых специалистов, по постановке, коррекции звуков русского языка. Описываю этапы постановки, технологии. Разработала неглядное по...