Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Представляю фрагмент технологии по коррекции звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _tehnologiya_zvukoproiznosheniya.docx267.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5 «Радуга»    

                                                                                                                                                         

ТЕХНОЛОГИЯ

коррекции звукопроизношения

у дошкольников с ТНР

Учитель-логопед Н.А. Демченко

2020 г.


Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Цель, задачи технологии…………………………………………………...3
  3. Этапы коррекции звукопроизношения ……………………………………4
  4. Методика проведения артикуляционной гимнастики…………………… 9
  5. Приемы постановки звуков………………………………………………. 15
  6. Алгоритм автоматизации звуков………………………………………… 18
  7. Этап дифференциации звуков……………………………………………  19
  8. Игровые упражнения ………………………………………………………20
  9. Ожидаемые результаты ……………………………………………………23
  10. Диагностика…………………………………………………………………24
  11. Литература ………………………………………………………………… 24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, стоит задача подготовки ребенка к школьному обучению, его готовности к общению со сверстниками на новом уровне. Решение этой задачи связано с формированием общей готовности детей к школе, одной из сторон которой является речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи. Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов.

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Ребёнок с нарушением устной речи испытывает трудности в обучении и не может овладеть письмом и чтением в норме в течение многих лет. Так, например, нарушения фонематической стороны речи приводят к тому, что ребёнок длительное время не может освоить процесс чтения: читает по слогам, заменяет или смешивает буквы, искажает окончания, а на письме наблюдаются стойкие специфические ошибки: пропуски букв, слогов, перестановки, замены. Всё это приводит к тому, что ребёнку приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках.

Для того чтобы помочь детям с нарушениями устной речи необходима своевременная и систематическая логопедическая помощь, поскольку

исправление нарушений звукопроизношения требует профессиональных знаний, а развитие дисграфии и дислексии проще предупредить, чем устранить.

ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

Формирование умений и навыков правильного произнесения звуков речи.

ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ

  • уточнение произношения звуков;
  • постановка и закрепление отсутствующих звуков;
  • развитие фонематического восприятия;
  • преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
  • закрепление изученных лексико – грамматических конструкций

Для всестороннего полноценного развития детей хорошая речь является важнейшим условием. Чем правильнее оформлены речевые высказывания ребенка, тем содержательнее и полноценнее его общение со сверстниками и взрослыми.  Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте старше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

В настоящее время мы видим, что возрастные нормы звукопроизношения наблюдаются примерно у 20% дошкольников. Во всех остальных случаях мы констатируем патологические нарушения речи, которые не могут устраниться без специального коррекционного воздействия.

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

- нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи;

- нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;

- нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);

- неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

 Логопедическое воздействие при коррекции речевых нарушений включает в себя 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Коррекция нарушенного произношения сочетается с работой над другими компонентами речевой системы, а также над развитием слухового внимания, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи.

Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения:

  1. Подготовительный этап
  2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
  3. Автоматизация звука.
  4. Дифференциация звука.
  5. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Подготовительный этап.

 Цель–подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков. Задачами обучения являются:

1. Формирование точных движений органов артикуляции:

  • с помощью логопедического массажа;
  • с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие мелкой моторики:

  • с помощью пальчиковой гимнастики;
  • с помощью массажа рук;
  • с помощью самомассажа пальцев рук;
  • с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка,
  • мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).

4.Развитие фонематических процессов.

5. Отработка опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. 

Цель— добиться правильного произношения изолированного звука.

 1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.

 2) Создание артикуляционной базы данного звука.

 3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.

 4) Отработка произнесения изолированного звука.

Этап автоматизации звука. 

Цель—введение «поставленного звука в речь»

Задачами являются: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Этап дифференциации звука. 

Цель—обучение ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Задачи: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков. 

Цель— сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Для формирования коммуникативных умений и навыков необходимо моделировать различные ситуации речевого общения. На этом этапе работы широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову).

1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:

– фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

– фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

– фонематические представления.

3) Прием соотношения  звука и буквы.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

На подготовительном этапе при выполнении артикуляционной гимнастики я использую набор кубиков с символами артикуляционных упражнений. Ребенок с закрытыми глазами бросает кубик. Затем выполняет артикуляционное упражнение, изображенное на верхней грани.

/var/folders/sm/g86j43xx4cs87fckv1w2mjdc0000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/1cecda068a824ca45e5dc917dba03d58.jpg.jpg

Упражнения для выработки направленной воздушной струи

Упражнение «Ныряльщики»

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.

Упражнение «Надуваем шарик»

Цель. Выработать длительный выдох

Логопед: «Мы в воздушный шарик дуем, мы бока его раздуем, вот, какой большой он стал. Бах–и лопнул круглый шар»

Дети имитируют надувание шарика, длительно выдыхая воздух, вытянув губы. Раки разводят в стороны, затем хлопают в ладоши.

На этапе автоматизации звука

Упражнение «Дорожка»

Цель. Закрепление изолированного произнесения звука.

Указательным и средним пальцами ребёнок «шагает» по нарисованной в тетради дорожке, произнося на каждый «шажок» заданный звук.

Упражнение «Пальчики здороваются»

Цель. Автоматизация поставленного звука в прямых и обратных слогах

Ребёнок большим пальцем поочерёдно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребёнка.

Упражнение «Нотки»

Цель. Автоматизация поставленного звука в слогах со стечением согласных

Ребенок нажимает пальчиком на нотку и пропевает заданный слог.

/var/folders/sm/g86j43xx4cs87fckv1w2mjdc0000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/maxresdefault.jpg

Игра «Доскажи словечко»

(на примере автоматизации звука [С])

Цель: автоматизация звука в слогах

Ход игры: инструкция ребёнку: «Я буду придумывать начало предложения, а ты догадайся, какой должен быть конец»:

На стене висят ча…(сы).

У велосипеда сдулось коле…(со)

Волшебная палочка творит чуде…(са)

Заяц встретил рыжую ли…(су)

Игра «Подбери слово»

(на примере звука [Ш])

Цель: автоматизация звука в словах

Оборудование: предметные картинки

Инструкция: «Я начну, а ты закончи», но твои слова должны быть со звуком [Ш]

Из шкафа достали… (Шарф, шапку, шубу)

В магазине купили…(лошадку, шарики, мишку) и т.д.

На этапе дифференциации звуков

Упражнение «Семафоры»

Цель: дифференциация слов с мягким и твердым согласным на слух

Оборудование: семафоры синие и зеленые

Логопед произносит слова с парными звуками, дети поднимают нужный семафор.

Игра «Подари звуку слово»

Цель: дифференциация слов с глухим и звонким согласным в произнесении.

Оборудование: два картонных гномика–один с колокольчиком, другой–без колокольчика, предметные картинки.

Инструкция: подари гномику картинку.

Ожидаемые результаты

В результате целенаправленной систематической коррекционно-логопедической работы с детьми над коррекцией звукопроизносительной стороны речи можно предположить, что ребенок научится произносить все звуки русского языка, дифференцировать их в произнесении, используя в любых речевых ситуациях в соответствии с возрастными нормами. Так же в ходе работы предполагается, что откорректировав звукопроизношение, будет создана база для овладения письменной речью.

Диагностика

Сводная диагностика логопедического обследования звукопроизношения

детей группы № 10 и группы №6  (2017–2018, 2018–2019; 2019–2020, 2020-2021 уч. гг.)


Вывод

При логопедическом обследовании детей в начале и в конце учебного года в результате использования данной технологии можно отметить положительную динамику в коррекции звукопроизношения.  У 75% детей подготовительной группы в результате коррекционной работы при обследовании наблюдается правильное произношение всех групп звуков, самоконтроль за звукопроизношением, безошибочное использование нужного звука во всех видах речи, дифференциация звуков на слух и в произнесении.

У 25% детей некоторые поставленные звуки недостаточно автоматизированы во фразовой речи, однако наблюдается правильное произнесение поставленных звуков в слогах и словах, узнавание звука по акустическим признакам; различение нормированного произнесения звука от ненормированного; сформировался правильный артикуляционный уклад.

Таким образом, мы видим эффективность  применения технологии по коррекции звукопроизношения.

Литература:

  1. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недоразвитием речи». М., издательство Просвещение 1985 г.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Тетради для закрепления звуков. (Звуки “Ч, Щ”).
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с
  4. Лопухина И. С. Логопедия. Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999.
  5. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно “Дельта” “Аквариум” 1996.
  6. Рау Е.Ф., Рождественская В. И., “Исправление недостатков произношения у школьников” М. Просвещение” 1969.
  7. Селивёрстов В.И. «Обучение и воспитание детей с нарушениями речи».
  8. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». М., издательство ГНОМ и Д, 2000 г.
  9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии
    Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с
    .
  10. Филичева Т.Б.,  Каше  Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у  детей дошкольного возраста Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коноваленко С.В..

Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коновалденко С.В....

Технология коррекции звукопроизношения. М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова

Цель - исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствие, замены, искажения. Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематичес...

Технология коррекции звукопроизношения. Автор Богомолова А. И. 23.01.2019

1.Пояснительная записка.2.Содержание и методика исправления звукопроизношения....

Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР (Фомичёва М.Ф)

Алгоритм работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР по этапам....

***Проект "Технология семантических полей как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников"

Технология семантических полей как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников.Учитель-логопед: Апатова Ирина Сергеевна....

Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с Онр

подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков. Содержание: 1. Формирование точных движений органов артикуляции:а) с помощью логопедического м...

Применение логопедической технологии коррекции звукопроизношения в работе учителя - логопеда дошкольников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)

Предлагаю материал для специалистов - логопедов, в том числе молодых специалистов,  по постановке, коррекции звуков русского языка. Описываю этапы постановки, технологии. Разработала неглядное по...