Технология коррекции звукопроизношения. Автор Богомолова А. И. 23.01.2019
материал
1.Пояснительная записка.
2.Содержание и методика исправления звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_gimnastika_palchikovaya.docx | 16.41 КБ |
tehnologiya_bogomolova_plan.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе
гимнастика пальчиковая
СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Учитель-дефектолог
Каменкова Н.И.
Г.о.Электрогорск
Гимнастика пальчиковая
Пояснительная записка
Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют её развитию.
В.М. Бехтерев
Актуальность
У дошкольников при ряде речевых нарушений и задержке психического развития отмечается выраженная в разной степени общая моторная неловкость, а также недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. В дошкольный период задержка в развитии моторных функций проявляется в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Так, эти дети, по словам родителей и воспитателей, не любят завязывать шнурки, застёгивать пуговицы. Такая «нелюбовь» связана с трудностями овладения точными дифференцированными движениями. Дети 5-6-летнего возраста неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора, при рисовании дают стереотипные шаблонные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка, вырезывание из бумаги.
Если не организовать специальной коррекционной работы, нарушения моторики, зрительно-моторных координаций скажутся при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии, следовательно, необходимость проведения пальчиковой гимнастики очевидна.
Здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья - пальчиковая гимнастика - является одним из направлений подготовки детей с речевыми нарушениями и особенно детей с задержкой психического развития (ЗПР), у которых двигательные нарушения являются следствием органического повреждения головного мозга, к обучению письму.
Цель пальчиковой гимнастики:
развитие и совершенствование ручной моторики;
Задачи пальчиковой гимнастики:
1.Формирование графических навыков;
2. Развитие речи;
3.Развитие слухового внимания;
4.Развитие памяти;
5.Развитие слухового восприятия;
6.Развитие воображения.
В основу технологии стимулирования и сохранения здоровья «Гимнастика пальчиковая» положены принципы осознанного отношения ребёнка к здоровью, доступности предлагаемого материала.
Ожидаемый результат:
У детей сформированы простейшие графические навыки, скоординированы речь с движением пальцев рук. Дети могут произносить самостоятельно или совместно с педагогом стихотворные тексты; сформировано слуховое внимание.
Учитель-дефектолог, работая с детьми с ОНР и ЗПР, развивает мелкую моторику пальцев рук на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях по развитию речи и элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте и др.
Если проводить пальцевую гимнастику стоя, во время физкультминуток, она будет способствовать переключению детей на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, связанной с сидением.
Для повышения интереса детей к упражнениям, были подобраны небольшие стихотворные тексты – простые, весёлые и забавные, в том числе и авторские. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Стихотворный текст, подобранный в соответствии с лексической темой и изучаемым звуком, используется для грамматического и звукового анализа, тем самым являясь содержательной частью коррекционного занятия.
Таким образом, выполнение пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением позволяет:
1.Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
2.Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью
3.Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.
Ежегодный план реализации технологии «Гимнастика пальчиковая»
Последовательность работы над упражнением.
1.Беседа о пользе и необходимости выполнения пальчиковой гимнастики (периодически).
- Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
- -Пользу она приносит или вред?
Беседа проводится на первом фронтальном коррекционном занятии обязательно, в дальнейшем по необходимости. Обращается внимание на успехи детей. Педагог хвалит тех, у кого стихотворный текст совпадает с пальчиковой гимнастикой.
2.Чтение стихотворения педагогом.
3.Беседа по содержанию.
4. Словарная работа.
Стихотворение может служить для автоматизации звуков, для отработки слоговой структуры слова.
5.Показ упражнения.
6.Совместное выполнение упражнения (оказание индивидуальной помощи)
7.Самостоятельное выполнение упражнения
Предварительный просмотр:
Ежегодный план реализации технологии КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
(Автор Богомолова А. И.)
№ п/п | Этапы реализации | Занятия с детьми, мероприятия |
1. | Обследование звуковой стороны речи | Индивидуально |
Постановка звуков ш, ж | ||
1. | Подготовительные упражнения. | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
2.. | Автоматизация звука ш (ж) в слогах, словах, предложениях. | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
3. | Дифференциация звуков ш-ж | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия. |
Постановка звуков с, з | ||
1.. | Подготовительные упражнения | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
2. | Автоматизация звука с (з) в слогах, словах, предложениях. | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
3. | Дифференциация звуков с-з. | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
Дифференциация звуков ш-ж-с-з | ||
Постановка звука щ | ||
1. | Подготовительные упражнения | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
2. | Автоматизация звука щ в слогах, словах, предложениях. | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
3. | Дифференциация (различение) звуков щ- с | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
4. | Дифференциация звуков щ-ш | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
Постановка звука ц. | ||
1. | Подготовительные упражнения | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
2. | Автоматизация звука ц в слогах, словах, предложениях | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
3. | Дифференциация (различение) звуков ц- с | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
4. | Дифференциация звуков ц-т | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
Постановка звука ч | ||
1. | Подготовительные упражнения | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
2. | Автоматизация звука ч в слогах, словах, предложениях | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
3. | Дифференциация (различение) звуков ч- с | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
4. | Дифференциация звуков ч-т | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
5. | Дифференциация звуков ч-ц | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
6. | Дифференциация звуков ч-щ | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
7. | Дифференциация звуков ц-ч-щ | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
8. | Дифференциация звуков ш-ж-с-з-щ-ц-ч | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
Постановка звука л | ||
1. | Подготовительные упражнения | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
2. | Автоматизация звука л (ль) в слогах, словах, предложениях | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
3. | Дифференциация твёрдого и мягкого звуков л-л | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
Постановка звука р | ||
1. | Подготовительные упражнения | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
2. | Автоматизация звука р (рь) в слогах, словах, предложениях | Индивидуальные, подгрупповые занятия |
3. | Дифференциация твёрдого и мягкого звуков р-р | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
4. | Дифференциация звуков р-л | Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия |
5. | Обследование звуковой стороны речи | Индивидуально |
При постановке звуков используются последовательность и подготовительные упражнения, предложенные автором. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах и предложениях проходит на речевом материале, разработанном А. И. Богомоловой.
Дополнительная литература
1.Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ и доп. М., «Просвещение», 1971г.
2.Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М., Гуманитарный издательский центр «Владос». 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коноваленко С.В..
Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коновалденко С.В....
Технология коррекции звукопроизношения. М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова
Цель - исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствие, замены, искажения. Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематичес...
Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В
Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В, Коноваленко С.В...
Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР (Фомичёва М.Ф)
Алгоритм работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР по этапам....
Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с ТНР
Представляю фрагмент технологии по коррекции звукопроизношения...
Технологии коррекции звукопроизношения (методики Т.Б. Филичевой)
Технология коррекция звукопроизношения (Филичева Т.Б.)...
Технология коррекции звукопроизношения
Описание...