Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлый карандаш"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Карелина Ирина Владимировна

     Программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_vesyolyy_karandash.docx562.68 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\img316.jpg

Оглавление.

Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка

3

  1. Актуальность

5

  1. Новизна программы

7

  1. Педагогическая целесообразность

7

  1. Цели и задачи программы

7

  1. Принципы

9

  1. Отличительные особенности программы

10

  1. Планируемые результаты освоения программы…

11

    Содержательный раздел.

  1. Описание вариативных форм, способов, средств реализации программы

12

  1. Календарно – тематический план по развитию графических навыков, мелкой моторики рук и профилактика нарушений письма у детей 5 – 6 лет

15

  1. Календарно – тематический план по развитию графических навыков, мелкой моторики рук и профилактика нарушений письма у детей 6 – 7 лет

21

Организационный раздел.

  1. Методическое обеспечение.

26

  1. Список литературы.

27

Дополнительный раздел.

  1. Приложение

29

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования по формированию графо-моторных умений и навыков.

Тип – дополнительная образовательная программа.

Вид – модифицированная.

Направленность – развитие мелкой моторики рук.

Классификация: по признаку – общеразвивающая; по характеру деятельности – коррекционно-развивающая; по возрастному принципу – разновозрастная; по срокам обучения – 2 года.

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

«Развитость мелкой моторики влияет

                                                                                       на эмоциональное благополучие                    

  ребёнка, на его самооценку, высокий

                                                                                       уровень предотвращает

                                                                   формирование  школьных

                                             трудностей».

(Большакова С. Е.)

     Программа дошкольного образования по формированию графомоторных умений и навыков составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребёнка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики и психологии.

     Учёными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

     Программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

     Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыкам письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребёнка.

     Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

     Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

     Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь учебный процесс. Чтобы помочь ребёнку хорошо учиться, необходимо создать для него условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.

     В образовательном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук формируют словесную речь ребёнка, поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.

Актуальность.

     Заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У ребёнка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

     Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания. Можно по – разному объяснить, зачем пальцы ребёнка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы значение работы с рукой. Уже давно известно, какие блага несёт моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Вот сколько всего может случиться, если начать… с пальчика! Уникальность и мудрость опыта наших предков передавалась из одного поколения в другое: народные потешки: «сорока - белобока», «мальчик – пальчик», «ладушки – ладушки» и т.д. «Ребёнок может стать гением ещё с колыбели, главное – учить его надо с раннего детства» - утверждают учёные. «Систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга» - по мнению М.М. Кольцовой. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом». Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг,  нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идёт параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой». Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

Новизна программы.

   Обучение детей проводится с пятилетнего возраста;

 Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

 Разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующий раздел: исследование состояния моторной сферы.

 Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Педагогическая целесообразность.

     Заключается в том, что на занятиях дети работают с бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами. Интересны для детей чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры и занятия с применением информационно компьютерных технологий, где они пишут, рисуют, раскрашивают.

     Главной целью данной программы является построение системы коррекционно - развивающей работы по формированию графо-моторных умений и навыков в детском саду, создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом, развитию слухового внимания, развитию графического воспроизведения.   И знакомство с основными правилами красивого письма.

Основные задачи:

- Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.

- Развивать мелкую моторику и зрительно–двигательную координацию.

- Увеличивать объём внимания, памяти.

- Развивать речь.

- Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.

- Сохранение здоровья.

- Тренировать тонко координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

- Продолжать работать над развитием слухо - зрительно-моторных функций, ориентировки на плоскости.

- Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

- Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.

- Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.

- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Задачи для детей 5-6 лет:

1. Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнений в координации движений с речью.

2. Формирование нажима руки, совершенствование графических умений и навыков в заданиях на штриховку и рисовании предметов по клеткам.

3. Развитие пространственной координации, конструктивных навыков, умения выполнять задания по словесной инструкции.

4. Развитие зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.

5. Расширение знаний и представлений об окружающем мире.

6. Воспитание организованности, усидчивости и аккуратности в работе.

Задачи для детей 6-7 лет:

1. Тренировка тонко координированных движений руки, мелкой мускулатуры пальцев.

2. Развитие слухо – зрительно - моторных функций, ориентировки на плоскости.

3. Совершенствование графических умений и навыков в заданиях разных видов.

4. Формирование умения соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.

5. Развитие психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.

6. Формирование навыка самоконтроля и самооценки выполненной работы.

7. Воспитание трудолюбия, старательности и добросовестного отношения к работе.    

     Данная рабочая программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения навыком письма в дальнейший период школьного обучения.

Программа реализуется через развитие:

- двигательной области коры головного мозга;

    - речевой области коры головного мозга;

    - мышления, памяти, внимания, сосредоточенности зрительного и слухового восприятия;

    - формирования навыков учебной деятельности (умении слушать, понимать, выполнять словесные установки, инструкции, умении действовать в стандартных и нестандартных ситуациях).

Данная программа реализует следующие принципы:

Принцип системности. В работе над формированием пальцевой  моторики осуществляется постепенный переход от простых заданий к сложным.

Принцип доступности. Упражнения отобраны с учётом возрастных физиологических возможностей детей и уровня их развития.

Принцип комплексного подхода. Учебный материал включает задания на всестороннее развитие ребёнка.

Деятельностный принцип. Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий.

Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

Принцип креативности. Ребёнку предлагается лишь схема выполнения упражнения или задания, а он добивается эффективного результата, включая свои творческие способности.

Принцип смены деятельности. Соблюдение временных пределов увлечённости ребёнка.

Принцип единства диагностики и педагогического процесса.

Принцип сотрудничества педагога и родителя, родителя и ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

Отличительные особенности данной программы.

     Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности  ребёнка к школе: познавательных процессов, речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Неоценимо значение развития пальчиковой моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развития речи дошкольников. Игры и упражнения, предлагаемые мною на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижают интерес к занятиям в целом. Занятия продуманы, полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) постоянно поступают импульсы в головной мозг, стимулируя ЦНС и способствуя её развитию. Рисование, штриховка, работа с карандашом снимает напряжение, даёт ребёнку возможность расслабиться. В основе программы стоит «педагогика ненасилия». В программе представлены новые упражнения для развития мелкой моторики.  С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму.

     Вся работа по формированию графо-моторных умений и навыков осуществляется в трёх направлениях:

- диагностическое;

- коррекционное;

- профилактическое.

Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет. Срок обучения 2 года.

Основными формами организации работы с детьми являются:

- дидактические игры и игровые упражнения.

- занимательные задания и игры-соревнования.

- творческая деятельность.

Методы: - словесные; - наглядные; - практические; - самостоятельные и под руководством педагога.

Планируемые результаты освоения Программы

Обучающийся будет знать:

- правила и различные виды штриховки (вертикальная,  горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

- правила работы с тетрадью;

Обучающийся будет уметь:

- правильно сидеть за столом во время письма;

- правильно располагать рабочую тетрадь;

- правильно держать карандаш и ручку;

- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

- проводить линии в разных направлениях;

- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

- ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку;

- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

Обучающийся сможет решать жизненно практические задачи через:

- развитие коммуникативности;

- развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук;

- развитие наблюдательности;

- развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

- развитие инициативности и самостоятельности

Обучающийся будет способен проявлять:

- усидчивость при выполнении работ;

- эмоциональную отзывчивость;

- доброжелательность.

     Развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму способствует лучшему освоению образовательной программы и формированию интегративных качеств ребёнка.

  1. Содержательный раздел.

  1. Описание вариативных форм, способов, средств реализации программы

Подготовка руки к письму.

     Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой. Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Пальчиковая гимнастика.

     Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоил какую -  нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно на каждом занятии по подготовке к письму проводить "пальчиковую игру", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

     Перед  выполнением графических заданий педагог с детьми заучивает скороговорки, может прочитать стихотворение, загадать загадку. Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом. Это делает их интересными для детей, сохраняет непринуждённую обстановку на протяжении всего занятия и способствует нравственному и эстетическому воспитанию. На занятиях дети не испытывают утомления, у них увеличивается объём внимания, становится лучше зрительная, двигательная, тактильная, словесная и слуховая память. Уточняется и расширяется словарь, развивается речь, пространственное воображение.

Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

     Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве. На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой. В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, простым или цветным карандашами. Все знания и умения, полученные на занятиях,  дети закрепляют в свободной деятельности в графо – моторных тетрадях, где у каждого ребёнка есть перечень различных заданий.Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам.

Графические упражнения. Штриховка.

     Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряжёнными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и чёткого почерка. Ребёнок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна чёткость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения. Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см. Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребёнок и педагог должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребёнку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

После работы в тетради дети испытывают зрительное напряжение. Поэтому для профилактики нарушения зрения используются серия расслабляющих упражнений для глаз.

  1. Календарно – тематический план по развитию графических навыков, мелкой моторики рук и профилактика нарушений письма у детей 5 – 6 лет.

Лексическая тема

Програмное содержание

Дидактические игры и упражнения

                                                                             Сентябрь

Огород. Овощи

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»;

Графическое упражнение «Дорисуй до конца»;

Штриховка «Путь бабочки и пчелы»;

Графический диктант «Узор»;

Графическое упражнение «Нарисуй картинку»;

Графическое упражнение «Рыбка».

Сад. Фрукты

Пальчиковая гимнастика «Компот»;

Графическое упражнение «Дорисуй до конца»;

Графическое упражнение  «Путь спорстмена»;

Графический диктант «Узор»;

Графическое упражнение «Нарисуй картинку»;

Графическое упражнение «Автомобиль».

Октябрь

Грибы и лесные ягоды

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»;

Графическое упражнение «Повтори точки»;

Графическое упражнение  «Дорисуй до конца»;

Графический диктант «Узор»;

Штриховка «Квадрат»;

Графическое упражнение «Нарисуй картинку»;

Графическое упражнение «Помоги ёжику, зайчику и мышке»;

Графическое упражнение «Раскрась круги».

Осень. Признаки осени.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик»;

Графическое упражнение «Повтори палочки»;

Графическое упражнение «Дорисуй до конца»;

Графический диктант «Узор»;

Графическое упражнение «Самолёт»;

Графическое упражнение «У кого какой шарик?»;

Графическое упражнение «Фигуры одинакового цвета»;

Графическое упражнение «Буратино и золотой ключик».

Деревья и кустарники

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»;

Графическое упражнение «Обведи по штрихам флажки и пирамидки»;

Графический диктант «Узор»;

Графическое упражнение «Змейка»;

Штриховка «Квадрат»;

Графический лабиринт «Зайчик и морковка»;

Графическое упражнение «Треугольники».

Наш город

Самомассаж карандашом;

Графическое упражнение «Дорисуй до конца»;

Графический диктант «Узор»;

Графическое упражнение «Раскрась фигуры»;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Графический лабиринт «Мальвина»;

Графическое упражнение «Кружки».

Одежда

Пальчиковая гимнастика «Если бы»;

Графическое упражнение «Дорисуй узор»;

Графический диктант «Узор»;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Графическое упражнение «Нарисуй квадрат»;

Графическое упражнение «Рыбалка»;

Графическое упражнение «Треугольники».

Ноябрь

Обувь

Пальчиковая гимнастика «Новые кросссовки»;

Графическое упражнение «Узоры»;

Графическое упражнение «Фигуры»;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Графическое упражнение «Орнамент»;

Графическое упражнение «Велосипедист»;

Графическое упражнение «Проведи по стрелкам».

Игрушки

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»;

Графическое упражнение «Обведи вишенки»;

Графическая работа с фигурой;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Графическое упражнение «Раскрась фигуры»;

Графический лабиринт «Пьеро»;

Графическая работа с квадратом.

Посуда

Пальчиковая гимнастика «Помощники»;

Графическое упражнение «Ломаная линия»;

Графическая работа с квадратом;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Графическое упражнение «Орнамент»;

Графический лабиринт «Лабиринт для гусеницы»;

Графическая работа с квадратом.

Мебель

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»;

Графическое упражнение «Конфета»;

Графический диктант «Ключик»;

Графическое упражнение «Нарисуй такой же цветок»;

Графическое упражнение «Орнамент»;

Штриховка «Вулканы»;

Графическое упражнение «Круги и квадраты».

Декабрь

Комнатные растения

Пальчиковая гимнастика «На окне»;

Графическое упражнение «Ведро»;

Графический диктант «Кораблик»;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Графическое упражнение «Раскрась так же»;

Графический лабиринт «Птичка»;

Графическое упражнение «Треугольники и прямоугольники».

Зима. Зимующие птицы

Пальчиковая гимнастика «Снежинка»;

Графическое упражнение «Кривая линия»;

Графический диктант «Узор»;

Штриховка «Квадрат»;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Графический лабиринт «Лиса»;

Графическая работа с квадратом.

Домашние животные зимой

Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка»;

Графический узор «Ботинки»;

Графическое упражнение «Кружок»;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Графическое упражнение «Гирлянды»;

Графический лабиринт «Медвежонок»;

Графическая работа с квадратом.

Новый год

Пальчиковая гимнастика «На ёлке»;

Графическое упражнение «Ломаная линия»;

Графический диктант «Узор»;

Графическое упражнение «Шахматная фигура»;

Графическое упражнение «Бусы»;

Графическое упражнение «Дом»;

Графический лабиринт «Волк».

Январь

Дикие животные зимой

Пальчиковая гимнастика «Маленький кролик»;

Графическое упражнение «Снежинка»;

Штриховка «Бабочка»;

Графический диктант «Автомобиль»;

Графическое упражнение «Буква»;

Графическое упражнение «Орнамент»;

Графическое упражнение «У кого какая игрушка?»;

Графическая работа с квадратом.

Домашние  птицы

Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка»;

Графическое упражнение «Фигуры»;

Штриховка «Жук»;

Графический диктант «Цветок»;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Штриховка «Маленькие квадраты»;

Графическое упражнение «Кто на чём поедет?»;

Графическое упражнение «Змейка».

Транспорт

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»;

Графическое упражнение «Фигуры»;

Графический диктант «Собачка»;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Графическое упражнение «Самолёты»;

Графическое упражнение «Рыбки»;

Штриховка «Лес».

Профессии на транспорте

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»;

Графическое упражнение «Узоры»;

Графическое упражнение «Кружки»;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Графическое упражнение «Поезда»;

Графическое упражнение «Заплатки на одеялах»;

Графическое упражнение «Треугольники, квадраты и круги».

Февраль

Стройка. Профессии на стройке

Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»;

Графическое упражнение «Узор»;

Графический диктант «Ёлочка»;

Графическое упражнение «Нарисуй такой же орнамент»;

Штриховка «Юла»;

Графическое упражнение «Волшебный квадрат»;

Графическое упражнение «Соедини линиями».

Ателье. Закройщица

Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»;

Графическое упражнение «Фигуры»;

Графический диктант «Слоник»;

Графическое упражнение «Дорисуй недостающие части»;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Графическое упражнение «Волшебный квадрат»;

Графическая работа с квадратом.

Наша армия

Самомассаж карандашами;

Графическое упражнение «Узоры»;

Графическая работа с квадратами;

Графическое упражнение «Нарисуй такую же картинку»;

Графическое упражнение «Нарисуй такой же орнамент»;

Графическое упражнение «Соедини линиями»;

Графическое упражнение «Спирали».

Детский сад. Профессии

Пальчиковая гимнастика «Наша группа»;

Штриховка «Корона»;

Графическое упражнение «Домик»;

Графическое упражнение «Нарисуй такого жука;

Графическая работа с квадратами;

Графический лабиринт «Гусеница»;

Графическое упражнение «Треугольники, овалы и прямоугольники».

Март

Мамин праздник.

Профессии мам.

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»;

Графическое упражнение «Дорисуй фигуры»;

Графическое упражнение «Игрушки на полке»;

Графическое упражнение «Нарисуй такой же орнамент»;

Графическое упражнение «Флажки»;

Графическая работа «Предметы»;

Графическая работа с квадратом.

Аквариумные и пресноводные рыбы

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»;

Графическое упражнение «Узор»;

Графический диктант «Сор»;

Графическое упражнение «Нарисуй такой же рисунок»;

Графическое упражнение «Квадрат»;

Графическое упражнение «Круг и прямоугольники»;

Графическое упражнение «Шкаф».

Весна. Приметы весны.

Пальчиковая гимнастика «Весна»;

Графический диктант «Узор»;

Графическое упражнение «Нарисуй инопланетянина»;

Графическое упражнение «Фигуры»;

Графическое упражнение «Змейка, стрелка, самолёт»;

Графическое упражнение «Цветок»;

Штриховка «Воздушный змей и шарик».

Откуда хлеб пришел

Пальчиковая гимнастика «Каша»;

Штриховка «Рыбка»;

Графический диктант «Число»;

Графическое упражнение «Нарисуй такой же вертолёт»

Графическое упражнение «Бусы»;

Графическое упражнение «Кораблик»;

Графическое упражнение «Кубики».

Апрель

Почта

Пальчиковая гимнастика «Что принёс нам почтальон?»;

Графическое упражнение «Фигуры»;

Графический диктант «Молоток»;

Графическое упражнение «Нарисуй такой же светофор»;

Графическое упражнение «Орнамент»;

Графическое упражнение «Очки»;

Графический лабиринт «Кит».

Космос

Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»;

Графическое упражнение «Повтори точки и палочки»;

Графический диктант «Уточка»;

Графическое упражнение «Нарисуй такого же лебедя»;

Графическое упражнение «Воздушные шарики»;

Графическое упражнение «Листочки»;

Графический лабиринт «Лягушка».

Правила дорожного движения

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»;

Графическое упражнение «Ломаная кривая»;

Графический диктант «Летучая мышь»;

Графическое упражнение «Нарисуй такого же мышонка»;

Графическое упражнение «Фигуры»;

Графическое упражнение «Бусы»;

Графическое упражнение «Путь самолёта».

Весенние работы на селе

Пальчиковая гимнастика «Жил был один налим»;

Графическая работа «Узор»;

Графический диктант «Верблюд»;

Графическое упражнение «Нарисуй такой же орнамент»;

Графическое упражнение «Фигуры»;

Графическая работа с квадратом;

Графическая работа по точкам.

Май

Первые весенние цветы

Пальчиковая гимнастика «Весна»;

Штриховка  «Фигуры»;

Графическая работа с кругом;

Графическая работа «Ёлочка, грибок, цветок»;

Графическая работа «Нарисуй такого же робота»;

Графическая работа «Зонтики»;

Графический лабиринт «Мышонок».

День Победы

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»;

Графическое упражнение «Дорисуй деревья и домики»;

Графическое упражнение «Уложи шпалы и добавь вагоны»;

Графическое упражнение «Нарисуй самолёт и машины»;
графическое упражнение «Нарисуй подружек лягушки»;

Графическое упражнение «Укрась реку растениями»;

Графическое упражнение «Повтори рисунки насекомых»;

Графическое упражнение «Собери стаю птиц»;

Графическое упражнение «Дорисуй бельчонка и медвежонка».

Насекомые и пауки

Пальчиковая гимнастика «Пчела»;

Графическое упражнение «Развесь гроздья рябины»;

Графическое упражнение «Нарисуй сороку и двух зайчат»;

Графическое упражнение «Нарисуй второго бычка»;

Графическое упражнение «Дорисуй поросят и цыплят»;

Графическое упражнение «Повтори рисунки животных»;

Графическое упражнение «Собери девичий хоровод и нарисуй второго гармониста»;

Графическое упражнение «Поставь на стол самовар и дорисуй узор на скатерти».

Перелётные птицы

Пальчиковая гимнастика «Птички»;

Графическое упражнение «Дорисуй космические корабли»;

Графическое упражнение «Нарисуй инопланетян»;

Графическое упражнение «Поставь на тумбу слона»;

Графическое упражнение «Выведи на арену ещё одного клоуна»;

Графическое упражнение «Нарисуй цирковых артистов»;

Графическое упражнение «Построй парусник».

  1. Календарно – тематический план по развитию графических навыков, мелкой моторики рук и профилактика нарушений письма у детей 6 – 7 лет.

Лексическая тема

Програмное содержание

Дидактические игры и упражнения

Сентябрь

Ягоды и грибы в лесу.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка  № 1;

Графический диктант «Золотой ключик».

Фрукты. Труд взрослых в садах.

Пальчиковая гимнастика «Что в корзинку положу?»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка № 2;

Графический диктант «Змейка».

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка №3;

Графический диктант «Домик с окошком».

Октябрь

Осень. Осенние месяцы.

Периоды осени.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка №4;

Графический диктант «Зонт».

Деревья осенью.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка № 5;

Графический диктант «Осиновый лист».

Мы читаем. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка № 6;

Графический диктант «Уточка – вертихвостка».

Библиотека. 23 октября – Международный день библиотек.

Пальчиковая гимнастика «Книги»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка № 7;

Графический диктант «Бабочка».

Перелётные птицы, водоплавающие птицы.

Подготовка птиц к отлёту.

Пальчиковая гимнастика «Птички»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка № 8;

Графический диктант «Летящая утка».

Ноябрь

Комнатные растения.

Пальчиковая гимнастика «На окне»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка № 9;

Графический диктант «Цветок».

Домашние животные и их

детёныши. Содержание домашних животных.

Пальчиковая гимнастика»Бурёнушка»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Игра «Доскажи словечко»;

Штриховка № 10;

Графический диктант «Гусь».

Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме.

Пальчиковая гимнастика;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка  № 11;

Графический диктант «Волк».

Мы читаем. Знакомство с

творчеством С. Я. Маршака.

Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка № 12;

Графический диктант «Уж».

Декабрь

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка таблица № 13;

Графический диктант «Дом с трубой».

Зима. Зимние месяцы.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка  № 14;

Графический диктант «Ключ от замка».

Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда.

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка № 15;

Графический диктант «Самовар».

Новогодний праздник.

Пальчиковая гимнастика «Подарки»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка № 16;

Графический диктант «Ёлочка».

Январь

Труд на селе зимой.

Пальчиковая гимнастика «Подарки»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка  № 17;

Графический диктант «Сторожевой пёс».

Транспорт. Виды транспорта.

Пальчиковая гимнастика «Я по улице шагаю»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Логопедическая игра «Доскажи словечко»;

Штриховка № 18;

Графический диктант «Кораблик».

Зимующие птицы.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Логопедическая игра «Доскажи словечко»;

Штриховка  № 19;

Графический диктант «Цапля».

Одежда, обувь, головные уборы.

Пальчиковая гимнастика «В прихожей»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Логопедическая игра «Доскажи словечко»;

Штриховка  № 20;

Графический диктант «Слонёнок».

Февраль

Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.

Самомассаж карандашами;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка № 21;

Графический диктант «Щенок».

Инструменты. Орудия

труда.

Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Логопедическая игра «Доскажи словечко»;

Штриховка № 22;

Графический диктант «Крокодил».

Профессии взрослых. Трудовые действия

Пальчиковая гимнастика «Повар»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка  № 23;

Графический диктант «Рыба».

Животные жарких стран.

Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка  № 24;

Графический диктант «Верблюд».

Март

Мамин праздник

Пальчиковая гимнастика «Ранняя весна»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка  № 25;

Графический диктант «Робот».

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка  № 26;

Графический диктант «Лебедь».

Мы читаем. Знакомство с С. В. Михалковым.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка № 27;

Графический диктант «Белка – попрыгунья».

Весна. Весенние месяцы.

Пальчиковая гимнастика «Весна»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка  № 28;

Графический диктант Лошадка».

Апрель

Первые весенние цветы.

Пальчиковая гимнастика «Веснянка»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка  № 29;

Графический диктант «Попугай».

Наша Родина Россия. Москва – столица России.

Пальчиковая гимнастика «Россия – наша Родина»;
Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка  № 30;

Графический диктант «Страус».

Наш город.

Самомассаж карандашами;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Штриховка  № 31;

Графический диктант «Заяц Егорка».

Насекомые и пауки.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Логопедическая игра «Доскажи словечко»;

Штриховка № 32;

Графический диктант «Жираф».

Май

Мы читаем. Знакомство с А. Л. Барто

Пальчиковая гимнастика «Пчела»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Логопедическая игра «Доскажи словечко»;

Графический диктант «Верблюжонок».

ПДД. Безопасное лето.

Самомассаж карандашами;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Логопедическая игра «Доскажи словечко»;

Графический диктант «Гиппопотам».

9 Мая – День Победы.

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Графический диктант «Слон».

Скоро в школу. Школьные

принадлежности.

Самомассаж карандашами;

Разучивание чистоговорки;

Разучивание скороговорки;

Отгадывание загадки;

Логопедическая игра «Доскажи словечко»;

Графический диктант «Кенгуру».

  1. Организационный раздел.

  1. Методическое обеспечение.

Основная форма организации

  • фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися;  
  • индивидуальная работа.

Методы обучения

  • наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный);
  • словесный;
  • практический.

Приёмы обучения

  • игры;
  • упражнения;
  • работа по образцу;
  • практические задания;
  • решение проблемных ситуаций;
  • демонстрация иллюстраций;
  • беседа, рассказ.

Методическое и  дидактическое   обеспечение программы

  • картотека пальчиковых игр, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам;
  • тематические иллюстрации;
  • таблицы, схемы, прописи, печатные листы с заданиями;
  • мультимедийные материалы.

Материальное обеспечение программы

  • простой карандаш;
  • цветные карандаши;
  • альбом;
  • тетрадь в крупную клетку;
  • трафареты для штриховки;
  • шаблоны для обведения, вырезания;
  • счетные палочки;
  • «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, грецкие орехи, крупа…);
  • Пуговицы;
  • массажные мячи  и т.д

Виды контроля

  • Промежуточный;
  • Итоговый.

Формы контроля

  • Педагогическое наблюдение;
  • Педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.

  1. Список литературы.

1. Алифанова Е.А Егорова Н.Е.Точки,линии, фигуры. М 2001г

2. Антонова А.В.Развитие графических навыков у дошкольников.

3. Безруких М.М.Ступеньки к школе М. Дошкольное воспитание 2003.г

4. Бардышев Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.

5. Подрезова И.А.Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. -М.: Издательство ГНОМ и Д,2007.

6. Подрезова И.А.Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с нарушениями речи. -М.: Издательство ГНОМ и Д,2007.

7. Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР СПб 2005

8. Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996

9. Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма.-М., 1959

10. Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва,2007

11. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970

12. Узорова О. Нефёдова Е. 1000 узоров М 2004

13. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников.\\ Начальная школа.1987.№4

14. Синицына Е. Умная тетрадь. — М., 1999.

15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-Москва,1995

16. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. —СПб., 2008.

17. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб.,

18. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: АРКТИ. 2006.88с.

19. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: ―Астрель‖, 2001.

20. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: ―Академия Холдинг‖, 2002. 200с.

21. Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В 2-х тетрадях.

22. Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР, Приложение к пособию", 2010 "Развиваем графические навыки.

23. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметногогнозиса и зрительно-моторной координации. – М.: Владос, 2003. 183 с.

24. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/Сост. Т.В.Калинина и др. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151 с.

25. Калмыкова Л.М. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247 с.

  1. Дополнительный раздел.
  1. Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития графомоторных навыков у детей с ЗПР "Мой друг карандаш"

Программы «Развития графомоторных навыков детей с ЗПР» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – годичной. ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Весёлый карандаш» на 2023-2024 учебный год

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"29967754","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"130","width":"1011"}}]] Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая пр...

Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа умелого карандаша»

Цель: Учить рисовать геометрические узоры с помощью клетки. Задачи:Предметные:- формировать тонко координированные движения рук, мелкую мускулатуру пальцев;- формировать и совершенствовать простр...