Конспект индивидуального логопедического занятия (звук Р)
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Нелюбина Ирина Владимировна

Конспект индиви дульного логопедического занятия на автоматизацию звука Р.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р.

Цель: Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные: уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

- закрепить  правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-развивающие: - развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления;

- развивать фонематический слух через игру «Поймай звук», моторику артикуляционного аппарата через выполнение артикуляционной сказки «О Весёлом Язычке», мелкую моторику через игру «Звуковая дорожка»;

- формировать умения  образовывать предложения с помощью местоимений единственного и множественного числа, определять местонахождение звука [Р] в слове (в начале, в середине, в конце), изменять существительные по числам;

- формировать положительную мотивацию на занятии.

Коррекционно-воспитательные: - воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.

Содержание занятия:

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Примечания

Оргмомент.

- Сегодня мы с тобой будем продолжать учить наш язычок правильно говорить.  

Ты готов начать работать?

-Да!

Артикуляционная гимнастика.

- Но сначала, давай потренируем наш  язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.  

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Упражнение «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко - стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

Упражнение  «Качели»

На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Упражнение «Индюк»

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.

Упражнение  «Фокус»

А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Упражнение  «Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

 Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Упражнение  «Чашечка»

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Упражнение  «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

- Теперь наш язычок готов к работе.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику, контролируя себя при помощи зеркала.

Интересная подача артикуляционной гимнастики в виде сказки, ребенок заинтересован, все упражнения связаны между собой логически по тексту.

- Давай  вспомним, как правильно  мы учились произносить  звук [Р].(Артикуляционный профиль звука [Р])

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука  [Р]?

- А где находится кончик языка? 

- Что делает горлышко? 

- Какая воздушная струя? 

- Правильно.

- Посмотри, какие машины едут по дорожкам на моей картинке (звуковые дорожки с изображением машин)

- Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо: Р-Р-Р…

- Молодец, ты правильно произносила звук [Р], все машины доехали до места назначения.

- Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.

- Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами.

- Поёт.

- Сильная, тёплая.

Ребенок повторяет перед зеркалом.

Фонематическая разминка. 

- А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Теперь работать будут наши ушки.

Давай поиграем в игру «Поймай звук».

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р].

а) на уровне ряда звуков:

Р, Н, Г, Р, З, Р, Р, В, Р, Д, Р

б) на уровне ряда слогов:

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот.

Ребенок хлопает, когда слышит звук [Р].

При затруднениях логопед повторяет материал еще раз, давая ребенку возможность исправиться.

Автоматизация звука в словах.

Игра «Один – много».

Рак – раки,  тигр -…,  рог -…,  рысь -…, крот -…, корова -…, рыба -…, краб -…, ворона -…

Игра «Голова, живот, ноги». (Определение места звука [Р] в словах (начало, середина, конец).

-Я буду называть слова со звуком [Р], а ты  должна будешь указать на часть тела, в зависимости от местоположения звука: ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

Ребенок называет форму множественного существительных, допустил одну ошибку(рога-роги).

 Активно выполнял задание, допустил несколько ошибок с последующей самокоррекцией.

Интересный прием работы над звуковым анализом слова.

Упражнение включает в себя и физкультразминку одновременно.

Автоматизация звука в предложении.

- Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).

Игра «Изменяй предложения».

- Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Игра «Отгадай слово».

- А сейчас я буду называть слова, в которых злой волшебник съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно.

_ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.

- Молодец, мы нашли с тобой все пропавшие звуки.

Ребенок называет предложения, ошибки корректируют вместе с логопедом.

Домашнее задание.
 - Артем, эти задания ты выполнишь самостоятельно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Звук [ч], буква Ч"

Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит дете...

Открытое логопедическое занятие "Звук и буква О"

Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с использованием средств ИКТ...

Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".

Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР....

Конспект логопедического занятия. Звуки С, Ш

Занятие по дифференциации звуков С - Ш на уровне слова с использованием интерактивной доски....

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:Звук [а], буква А. Задачи:Коррекционно – образовательные:  - уточнить произношение звука [...

конспект логопедического занятия звук и буква [Ш]

- закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]- определять позиции звука в словах;- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;- развивать фоне...