Психологическая готовность к чтению
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Севостьянова Анастасия Андреевна

Последние несколько десятилетий мы наблюдаем в обществе повальное увлечение ранним обучением детей чтению. Появились авторские методики обучения дошкольников (методика Зайцева и др.). Эта новация увлекла родителей: ребенок, научившийся читать необычно рано, для родителей предмет гордости. Сформировался определенный социальный заказ, на который отреагировали педагоги детских садов и коммерческие структуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_gotovnost_k_chteniyu.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическая готовность к чтению»

Подготовила:

учитель –логопед

Севостьянова А.А.

Последние несколько десятилетий мы наблюдаем в обществе повальное увлечение ранним обучением детей чтению. Появились авторские методики обучения дошкольников (методика Зайцева и др.). Эта новация увлекла родителей: ребенок, научившийся читать необычно рано, для родителей предмет гордости. Сформировался определенный социальный заказ, на который отреагировали педагоги детских садов и коммерческие структуры.

                Однако часто слышатся от родителей и специалистов сетования на то, что школьники не любят читать. Число детей, у которых нет интереса к чтению художественной литературы, растет. Немало и таких детей, которые не могут овладеть полноценным навыком чтения на протяжении всего периода обучения в школе, причем среди них есть и те, кого начинали обучать чтению с четырех, пяти лет. Возникает некий парадокс: начинаем учить читать все раньше и раньше, а любителей чтения все меньше и меньше. Некоторые приписывают это исключительно влиянию телевидения и компьютеров. Однако, вероятно, этот феномен имеет более серьезные причины. Одна из них – психологическая неготовность многих детей к раннему обучению чтению.

                Можно выделить разные аспекты готовности ребенка к усвоению навыкам чтения. Один из них – востребованность. С самого рождения ребенок оказывается в мире «текстов». На то, чтобы научиться в совершенстве понимать устноречевые тексты, уходит все детство, отрочество и отчасти зрелость.

                Известно, что характер построения и стилистика письменного и устного текстов различны.  Письменная  (печатная) речь базируется на монологической, контекстной речи, которую дети осваивают в полной мере лишь в старшем школьном возрасте. С такими текстами ребенок начинает знакомится, когда ему читают книги вслух. Понимание такой речи сложнее, чем обиходной, составляющей основу устной речи, но оно облегчается тем обстоятельством, что взрослый сопровождает своими комментариями; существенно помогают понимать текст иллюстрации. Ситуация, когда мама или папа читает малышу книгу, носит отчетливо коммуникативный характер, и это создает мощное эмоциональное подкрепление интереса ребенка к книге. Самостоятельное чтение ребенком книги может быть интересным для него как овладение новым навыком, приобщение к очень важному атрибуту взрослой жизни. Именно поэтому довольно рано у детей возникает игровая имитация процесса чтения, хотя читать они еще не умеют. Собственно содержание книжных текстов понимается детьми при самостоятельном чтении очень поверхностно и фрагментарно и мало что привносит в их умственное развитие. В их лексиконе могут появиться новые книжные словечки, но эта лексика не полна еще полноценным содержанием. Таким образом, для большинства детей 5 лет и младше книга – очередная игрушка. Как любая игрушка, она теряет со временем новизну, и интерес к ней гаснет.

                Следовательно, для большинства детей дошкольного возраста самостоятельное чтение не является еще насущной потребностью. Печатное слово не может конкурировать с образом, который в этом возрасте является основной, ведущей формой мышления ребенка.

                В настоящее время основной методикой обучения чтению является аналитико-синтетический метод. Он опирается на  владение фонематическим анализом как обязательное условие усвоение звукобуквенной символики. Это предполагает сформированность у ребенка определенных психологических и языковых операций, достаточной зрелости фонематического восприятия и языкового осознания.

                Важным условием к готовности к полноценному овладению чтением является  наличие у ребенка достаточно большого словарного запаса. Следует иметь ввиду, что лексика литературных текстов значительно превышает пределы лексикона обиходной разговорной речи. И чем больше разрыв между ними, тем хуже понимание прочитанного.

                Проблема оптимального возраста обучения чтению осложняется еще одним обстоятельством. Между сверстниками существует значительная разница в темпах созревания основных функций: одни развиваются с опережением возрастных показателей, другие -  в средних темпах, третьи – с некоторым запаздыванием.

                Решение о готовности ребенка к освоению чтения следует принимать индивидуально. Определенным подспорьем в этом может служить поведение, спектр интересов самого ребенка. Если он созрел для освоения чтением, он сам активно начинает проявлять интерес к буквам, печатным текстам, задает много вопросов по этому поводу, охотно включается в соответствующие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Консультация для родителей детей с заиканием,  освещается самый важный аспект работы - переход ребенка из детского сада в школу....

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...