ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
консультация по теме

Консультация для родителей детей с заиканием,  освещается самый важный аспект работы - переход ребенка из детского сада в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на родительском собрании

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ   ГОТОВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ  К ОБУЧЕНИЮ  В ШКОЛЕ.

Я хочу осветить самый важный аспект моей работы – переход Вашего ребёнка из детского сада в школу.  Этот аспект состоит из нескольких частей:

  1. эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе

Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В развитии волевой и эмоциональной готовности к школе может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).

Эмоционально-волевая готовность включает:

  • Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Сформированность небоязни трудностей.
  • Умение ограничивать эмоциональные порывы.
  • Умение систематически выполнять задания.

К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов  волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

  • поставить цель;
  • принять решение;
  • наметить план действий;
  • исполнить намеченный план;
  • проявить усилие в случае возникновения препятствий;
  • оценить результат своего действия.

Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе необходимо делать на воспитании мотивов достижения цели:

  • не бояться трудностей;
  • стремление преодолевать их;
  • не отказываться от намеченной цели.

В нескольких словах, волевая готовность – это умение слушать + умение слушаться.

При прохождении коррекционного курса  у детей нашей группы достигнуты положительные результаты в исправлении заикания, но усиление эмоциональной нагрузки может вызвать рецидив речевого нарушения. Следует  учесть, что у наших детей низкий уровень адаптивных возможностей.  В целях поддержания речи без запинок, предупреждения рецедивов заикания учитель начальных классов находит  индивидуальный подход к каждому ребёнку и принемает к сведению некоторые рекомендации логопеда:

  1. Ребёнка  нельзя спрашивать первым;
  2. Не настаивать на ответе, если ребёнок молчит;
  3. Нельзя требовать развёрнутых устных ответов в период  адаптации;
  4. При появлении судорожных запинок не допускать торопливую речь,  а  всячески поощрять медленную;
  5. Предупреждать об ответе заранее;
  6. В первое время рекомендуется вызывать к ответам перед классом только с чтением стихов;
  7. В случае возникновения рецидива заикания не следует полностью отстранять заикающегося от устных ответов, а сократить их частоту и длительность;
  8. Стихи по программе следует давать учить на несколько дней раньше, чем остальным детям;
  9. Не снижать оценки за отсутствие скоро-чтения,  т.к. этот вид работы может вызвать речевые судороги;

Эти рекомендации предупредят нарушение эмоционально-волевой  адаптации у ребёнка и помогут  Вам в устранении трудностей в общении и эффективном обучении ребёнка.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Ребенок должен:

1. Знать о своей семье, быте.
2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребенок должен:

1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.
      Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
         Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. У него должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни, способность выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных проблем среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосно...

"ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»

Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:•помочь, не рассердившись;•не кричать, принимать спокойно все так, как есть;•не унижать;•не обижать;•не сравнивать с другими своего...

Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может  быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...

Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

В психолого-педагогической литературе  (В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова и др.) традиционно выделяются три сферы школьной зрелости: интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная....

“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.

В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР  к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...

Консультация для педагогов. " Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к обучению в школе"

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя след...

Буклет для родителей и педагогов "Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе"

Буклет для родителей и педагогов "Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе"...


 

Комментарии

Комаровская Светлана Анатольевна

Спасибо за статью. Очень точное отражение готовности детей к школе не только заикающихся. Хотелось бы, чтобы родители ее тоже почитали и успешно подготовили своих детей к школе.