ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
консультация по теме
Консультация для родителей детей с заиканием, освещается самый важный аспект работы - переход ребенка из детского сада в школу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация на родительском собрании
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Я хочу осветить самый важный аспект моей работы – переход Вашего ребёнка из детского сада в школу. Этот аспект состоит из нескольких частей:
- эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В развитии волевой и эмоциональной готовности к школе может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).
Эмоционально-волевая готовность включает:
- Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
- Эмоциональная устойчивость.
- Сформированность небоязни трудностей.
- Умение ограничивать эмоциональные порывы.
- Умение систематически выполнять задания.
К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
- поставить цель;
- принять решение;
- наметить план действий;
- исполнить намеченный план;
- проявить усилие в случае возникновения препятствий;
- оценить результат своего действия.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе необходимо делать на воспитании мотивов достижения цели:
- не бояться трудностей;
- стремление преодолевать их;
- не отказываться от намеченной цели.
В нескольких словах, волевая готовность – это умение слушать + умение слушаться.
При прохождении коррекционного курса у детей нашей группы достигнуты положительные результаты в исправлении заикания, но усиление эмоциональной нагрузки может вызвать рецидив речевого нарушения. Следует учесть, что у наших детей низкий уровень адаптивных возможностей. В целях поддержания речи без запинок, предупреждения рецедивов заикания учитель начальных классов находит индивидуальный подход к каждому ребёнку и принемает к сведению некоторые рекомендации логопеда:
- Ребёнка нельзя спрашивать первым;
- Не настаивать на ответе, если ребёнок молчит;
- Нельзя требовать развёрнутых устных ответов в период адаптации;
- При появлении судорожных запинок не допускать торопливую речь, а всячески поощрять медленную;
- Предупреждать об ответе заранее;
- В первое время рекомендуется вызывать к ответам перед классом только с чтением стихов;
- В случае возникновения рецидива заикания не следует полностью отстранять заикающегося от устных ответов, а сократить их частоту и длительность;
- Стихи по программе следует давать учить на несколько дней раньше, чем остальным детям;
- Не снижать оценки за отсутствие скоро-чтения, т.к. этот вид работы может вызвать речевые судороги;
Эти рекомендации предупредят нарушение эмоционально-волевой адаптации у ребёнка и помогут Вам в устранении трудностей в общении и эффективном обучении ребёнка.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.
К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.
Ребенок должен:
1. Знать о своей семье, быте.
2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.
У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.
Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Ребенок должен:
1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.
Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.
В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.
У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. У него должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни, способность выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных проблем среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосно...
"ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»
Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:•помочь, не рассердившись;•не кричать, принимать спокойно все так, как есть;•не унижать;•не обижать;•не сравнивать с другими своего...
Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"
Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...
Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе
В психолого-педагогической литературе (В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова и др.) традиционно выделяются три сферы школьной зрелости: интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная....
“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.
В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...
Консультация для педагогов. " Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к обучению в школе"
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя след...
Буклет для родителей и педагогов "Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе"
Буклет для родителей и педагогов "Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе"...
Комментарии
Спасибо за статью. Очень
Спасибо за статью. Очень точное отражение готовности детей к школе не только заикающихся. Хотелось бы, чтобы родители ее тоже почитали и успешно подготовили своих детей к школе.