Рекомендации к работе по развитию лексики
статья по логопедии
Рекомендации к работе по развитию лексики у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3_0.docx | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Задачи и направления работы по развитию речи детей.
Одной из направлений работы по развитию речи связано с усвоением предметной отнесенности слова и его понятийной стороны в процессе ознакомления с окружающим, с развитием познавательной деятельности детей( мышления, памяти, внимания и др .)
В данном направлении можно выделить следующие приоритетные задачи лексической работы:
1. Расширение объема пассивного и активного словаря.
2. Уточнение значения слова
4. Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Второе направление методической работы связано с решением языковых задач, с освоением слова, как единицы лексической системы языка.
Ведущими задачами направления являются следующие:
1. Формирование лексической системности и организация семантических полей. ( объединение в общее значение)
3 Уточнение значения слова в контексте.
4. Развитие языкового чутья в области морфологии
Для уточнения контекстуального значения слова, для формирования лексической системности, используются задания на классификацию предметов (по картинкам) и группировке слов (с помощью заданий «Что лишнее?»). Задания на умение сравнивать, классифицировать и обобщать различные аспекты значения слова (предмет, явления, действие, признак и т.д.), осознанно использовать обобщающие слова типа: звери, насекомые, дикие, домашние животные, морские животные; хищные, водоплавающие и болотные птицы Для уточнения, углубления и разграничения слов и связи между ними используются задания на синонимические и антонимические сопоставления, помогающие раскрыть перед детьми семантическую многозначность слов). Необходимо одновременно использовать синонимы и антонимы.
Следующие ряды заданий
1. Подбор синонимов к словосочетаниям (например: весна идет, снег идет, человек идет – как можно сказать по-другому?)
2. Задания на составление предложений с определенными словами (с существительными, прилагательными и др.) и со словами синонимического ряда (например: большой – объемный, огромный).
3. Задания на формирование умения выбирать наиболее точные слова из семантического ряда. Здесь большой эффект дают специальные речевые ситуации: если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то каким словом можно сказать про осень? (поздняя, хмурая, промерзлая, дождливая …)
4. Задания на оценивание словосочетаний и предложений по смыслу (правильное и неправильное сочетание слов: Можно ли так сказать? Как сказать по другому?)
5. Сравнение слов, противоположных по значению.
Таким образом, работа над многозначительностью проводится в связи с формированием контекстного компонента значения и в процессе развития синтагматической связи слов.
Некоторые виды упражнений:
* Подбор эпитетов к предмету. Узнавание по эпитетам предмета. Предлагается детям отгадать, что это: зеленая, - которая растет, кудрявая, стройная, белоснежная, душистая.
* Подбор к предмету действий (глаголов).Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т.п.
Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? – Солнце.
Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п.
Подбор обстоятельств. Учиться можно как? – Хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.
* Нюансы смысла слова (составление фраз с близким по значению словом).
(Слова: домик, дом, домище; крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный). – Предлагается составить с этими словами фразы.
Вставление детьми пропущенных слов.
Воспитатель читает предложения, дети – вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т.д.
Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала … (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно…(Что делала?). Кошка поймала в саду… (Кого?). Шерсть у кошки…(Какая?), когти …(Какие?). Кошка лежала с котятами…(Где?). Котята играли мячиком …(Как?)
Содержание предложений должно быть не слишком элементарным и не должно затруднять детей.
Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений
* Добавление придаточных предложений.
(Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он заболел. Мишутку отдали в ясли, потому что мама пошла на работу).
* Составление части целого.
(Поезд – паровоз, тендер, платформа, вагоны;
дерево – ствол, сучья, листья, почки и т.д.)
* Упражнение на точность номенклатуры. (применяются, главным образом, в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обуславливают распространенные ошибки: «одеть платье» вместо «надеть» и т.п.).
Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставить их во фразы.
Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, поет, мяукает, гогочет, лает, крякает, кудахчет и т.д. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное; дети должны подобрать соответствующие глаголы – голоса.
* Составление предложений с определенным словом..
(Петух – Петушок, Петушок - золотой гребешок).
Доктор – Доктор, доктор, помогите, моя куколка больна, нужна ложечка варенья и стаканчик молока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовительная группа. План коррекционной работы по развитию лексико-грамматической категорий и связной речи.
Календарно-теметическое планирование. Продолжение планирования. . Пр...
Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя у детей с речевыми нарушениями.
Методические рекомендации для воспитателей...
методические рекомендации "Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР"
В грамматическом оформлении речи детей у детей данной категории можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники (даже при 3-м уровне речевого развития) зачастую н...
Особенности коррекционной работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития
Специфика содержания и методов работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития....
Методические рекомендации для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Зима»
В методических рекомендациях представлены серии заданий на закрепление и отработку речевого материала по изучаемой теме "Зима"...
Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития.
Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития....
Консультация: "Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития"
Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития...