Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений
методическая разработка по логопедии
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений
Всю коррекционную работу по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией условно разделила на 6 этапов:
1 этап – узнавание неречевых звуков;
2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звукомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу;
4 этап – дифференциация слогов;
5 этап – дифференциация фонем;
6 этап – развитие навыков звукового анализа.
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией на каждом из указанных этапов логопедического воздействия проводила следующим образом. На первом этапе в процессе специальных игровых упражнений у детей развивала способность узнавать и различать неречевые звуки. С детьми, у которых деятельность анализаторов не столь совершенна, сначала работала над уточнением и организацией слуховых восприятий вообще, готовила основу для специальной работы над развитием речевого слуха. На самых первых занятиях учила детей узнавать и размещать звуки окружающей действительности: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), как шуршат листья под ногами?, как звенит звонок?, как топают детские ножки?, кто и как подает голос: «и-го-го» - кричит лошадка, кто сказал: «мяу» и т.д.
Применяла игры с движениями, которые направлены на подведение восприятию звуков: поезд гудит, выпуская пар; самолет летит, рокочет мотор; комарики летят, звенят. Их можно использовать на логопедических занятиях как физминутки.
Особое внимание обращала на выделение в окружающей действительности звуков, совпадающих со звуками нашей речи, например: гудок гудит – у-у-у; рассерженный гусь шипит – ш-ш-ш; собака рычит – р-р-р и т.д.
На протяжении всего второго этапа учила детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. Использовала следующие игровые упражнения:
- Показывала ребенку игрушку котенка или картинку котенка, и просила их внимательно слушать и запомнить, как мяукает близко (громко), а как - далеко (тихо).
- Выставляла перед детьми игрушки или картинки трех медведей - большого, среднего и маленького. Затем, рассказывала сказку о трех медведях (в сокращенном варианте), произносила соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети отгадывали и показывали, какой из медведей мог так сказать.
- Ребенку раздавались картинки домашних животных и их детенышей коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т.п. Произносила каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (му-у-у, бе-е-е, хрю-ю-ю и т.д.). Дети, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно, поднимали соответствующую картинку.
На занятиях третьего этапа дети учились различать слова, близкие по звуковому составу. В начале брала слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные. Усложнения подобных игровых упражнений состояло в следующем. Детям предлагалось поднимать красный кружок, если логопед ошибся, и зеленый, если слово, по их мнению, произнесено, верно. Это требует от ребенка большей внимательности.
На четвертом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. Постепенно в течение этого периода дети овладели умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. Понятно, что в игре варьировался подбор слогов для названия и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы в целом.
На пятом этапе дети учились различать фонемы родного языка. Причем работу начинала с дифференциации гласных звуков. Раздавала детям картинки с изображением поезда, девочки, парохода и объясняла: «Поезд гудит: у-у-у», «Девочка плачет: а-а-а». Затем попеременно произносила эти звуки сначала удлиненно: а-а-а-а-а-а или у-у-у-у-у. Реагируя на названный звук, дети поднимали соответствующие картинки. Затем игра усложнялась следующим образом:
1 . Произносила эти звуки кратко: а, у.
2. Детям раздавались вместо картинок кружки трех цветов. Объясняла детям, что красный цвет, например, соответствует звуку «а», желтый - звуку «и», зеленый - звуку «ю».
3. В ряд данных гласных «а», «у» включались и другие звуки, например, «о», «ы», «э», на которые дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводилась работа по дифференциации согласных фонем.
Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков звукового анализа. Начинала эту работу с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками одно- и двухсложные слова. Объясняла и показывала детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию дети упражнялись в отхлопывании различных слов, предложенных мной.
Далее дети учились анализировать гласные звуки, выполняя упражнения, затем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала выделяли последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный. Это упражнения варьировались, постепенно усложняя задания. Далее дети учились различать слова, отличающиеся одним звуком (глас, или согласные), слова-паронимы. Для этого использовалась игра «Лото».
Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствовали развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогали выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствовались фонематические представления, подготавливали детей к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава речи. С их помощью произошел постепенный переход от развития фонематического слуха к работе над звуковым анализом.
Организуя консультативную деятельность по развитию фонематического слуха детей, старалась привлечь всех педагогов и родителей. После первичного индивидуального обследования навыков фонематического восприятия я беседую с родителями, объясняя им его значимость и степень его влияния на дальнейшее обучение ребенка, рассказываю о путях преодоления этих трудностей. На протяжении всего периода обучения систематически (один раз в месяц) я провожу консультации, беседы, тематические встречи с педагогами и родителями, помещаю сообщения на информационном стенде детского сада. Темы могут быть такими: “Чудо звуки “, “Развитие дифференцированного слухового восприятия” и др. На информационном стенде помещаю описание ряда упражнений по развитию у детей слухового и фонематического восприятия, позволяющих родителям заниматься с детьми дома. Выдаю родителям также карточки с алгоритмом выполнения звукового анализа на разных этапах работы, дополнительно описываю упражнения для закрепления у ребенка навыков “чистой” речи. В индивидуальных беседах довожу до родителей сведения об успехах их детей либо рассказываю о трудностях, которые встречаю в работе, и даю взрослым необходимые рекомендации.
Таким образом, приобретённые знания помогают родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации. Показателем работы и конечной целью учителя - логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу, их адаптация к взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.
Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....
Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ через систему игровых упражнений.
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ ...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....
Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредствам специально организованных игр и упражнений.
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста имеет важное значение:фонематический слух является основой для развития речи. Дети учатся правильно произносить слова и строить предложения ...