Развитие лексико- грамматических компонентов речи у дошкольников с ЗПР по теме "Домашние животные"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Репина Надежда Александровна
Данный материал предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений, включает в себя задания по развитию лексико- грамматической стороны речи, общих речевых навыков по теме "Домашние животные".
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

             Данный материал предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений, включает в себя задания по развитию лексико- грамматической стороны речи, общих речевых навыков по теме "Домашние животные".

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА  " ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ".

 Развитие общих речевых навыков.

Считалки. Цель: развитие четкости речи, умения соотносить движения рук с отдельными словами.

1-2-3-4-5- кошка учится считать.

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ- кошка есть, а мышки нет.

Развитие четкости речи в считалках.

Шла собака через мост, четыре лапы, один хвост.

Если мост обвалится, то собака свалится.

1-2-3-4- кошку грамоте учили.

Не писать, не считать, а за мышками скакать.

Загадки. Цель: развитие четкости речи.

Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.

(Свинья)

Выгоняли рога

Погулять на луга.

И рога вечерком

Прибрели с молочком.

(Корова)

Я копытами стучу, стучу.

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру.

Кто это?

(Конь)

-Му, му, му, молока кому? ( корова)

Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьёт, песенки поёт.(кошка)

Мягкие лапки, на лапках царапки. ( кошка).

Глазищи, усищи, хвостище.

А моется всех чище.(кошка)

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком. ( кошка)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!(Собака)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.

(Собака)

Диалог « Кисонька- мурысонька» Цель: развитие выразительности речи.

Оборудование: игрушки или маски кошки и мышей.    

- Кисонька- мурысонька, где ты была?                - На мельничке.

- Что там делала?                                       - Муку молола.

- Что из муки пекла?                                    - Прянички.

- С кем прянички ела?                                   - Одна.

- Не ешь одна! Угощать надо! ( грозить пальчиком)

Формирование лексико- грамматических компонентов, связной речи.

Диалог «На ферме»

-Стой, корова, рога да копыта. О чем мычишь?

-Я мычу, травки хочу. На поле иду далеко, дам ребятам молоко.

-Стой, лошадка, хвост и грива. О чем ты ржешь?

-О том , как в поле работаю на воле. Далеко скачу, всех прокачу.

-Стой, кошка, мягкие лапки. О чем ты мяукаешь?

-Я ловлю мышей, забавляю малышей.

-Стой, собака, хвост колечком. О чем лаешь?

-Я лаю, дом охраняю.

-Стой, свинья, нос пятачком. О чем ты хрюкаешь?

-Я мясо даю, всех вкусно кормлю.

-Стой, коза, крутые рога, о чем ты блеешь?

-Я шерсть и молоко даю, тепло одеваю и молоком полезным напою.

Животные домашние на ферме все живут.

Ухаживают люди и корма им дают.

Д/и « Назови, у кого…» Цель: сформировать навык употребления родительного падежа.

У кого рога? У кого мягкие лапки? У кого вымя? У кого пятачок?

Д/и « Кому что дадим?» Цель: сформировать навык употребления дательного падежа.

Д/ и  "Назови детенышей" Цель: упражнять в образовании слов суффиксальным способом, закрепление навыка употребления предлога «У».У кошки котенок. У собаки щенок. У коровы теленок. У лошади жеребенок. У свиньи поросенок. У козы козленок.

Д/и « Один- много» Цель: сформировать навык образования мн. числа Им. Падежа( средний возраст), мн. числа Род падежа( старший, подг. Возраст)

Щенок- щенки. Много щенков. Кошка- кошки. Много кошек. Собака- собаки. Много собак.

Д/и " Назови животных" Цель: закрепление союза « И», навыка образования слов с помощью суффиксов.

Это кошка и котенок. Это собака и щенок. Это лошадь и жеребенок. Это свинья и поросенок.

 Д/и " Накорми животных" Цель: развитие умения согласовывать слова в предложении.

Кошка любит молоко. Собака грызет кость. Лошадь любит сено. Корова ест траву.

Д/и "Кто как ест?" Цель: развитие глагольного  словаря.

Корова- жует, собака- грызет, кошка- лакает.

Д/и " Назови ласково" Цель: упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Кошка- кошечка, собака- собачка, коза- козочка.

Д/и «Чей хвост, чьё туловище, чья голова, чьи уши?» Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.Хвост собачий, морда собачья, уши собачьи…

Д/и " Назови, кто что делает" Цель: развитие глагольного словаря.

Кошка- мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, облизывается.

Собака- сторожит, лает, кусает, охраняет, ласкается, кусает, воет, бегает.

Д/и "Назови ласково" Цель: активизация лексики, развитие умения образовывать слова суффиксальным способом.

Д/и "Котенок и кресло" Цель: Цель: понимание и употребление простых предлогов В На Под С Из

Д/и "Назови детенышей" Цель: активизация лексики, развитие умения образовывать слова с помощью   суффиксов – онок, - енок.

 Развитие высших психических функций.Мышление- отгадывание загадок.

Развитие слухового внимания. Игра « Котенок»

Потерял котенок маму,

Пропищал котенок: -Мяу!,

Мамочка, окликни,

Мамочка, мурлыкни.

Закрывает глаза и кто- то из круга детей подает голос, ребенок должен отгадать.

 «Доскажи словечко»

Недовольна мама Жучка:

Дождик капает из тучки,

И, наверно, весь промок

Где-то бегавший…щенок.

Мама кошка на окошке моет

с головы до пят

Непоседливых…котят.

Вот пасутся на лужайке

И резвятся как хотят

Мама козочка и с нею

Двое беленьких…козлят.

Знают, верно, все ребята:

Дети у коров- …телята.

И у лошади ребенок-

Тонконогий …жеребенок.

А у свинки есть хотят

Десять славных …поросят.

Кто как голос подает?

Лает громко…пес лохматый, во дворе свистят ребята,

Жук над головой..жужжит,

Тёлка рыжая…мычит, прочирикал…воробей песенку про сто червей.

Промурлыкал в кресле…кот,

А в лесу медведь…ревёт.

Квакает в лесу…лягушка, кукует на суку..кукушка.

В луже хрюкает..свинья, собралась ее семья.

Кукарекает…петух, в дудочку дудит пастух.

Коннь неудержимо.. ржет,

Рыба голос бережет.

На лугу мычит..корова, Воет ….волк в овраге строго,

Белый гусь..гогочет.

Оленька хохочет.

Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Козочка»

Шёл старик дорогою  

идти пальчиками по столу

Нашёл козу безрогую

показать пальчиками рога

Давай, коза, попрыгаем, Ножками подрыгаем

постучать пальчиками по столу

А коза бодается

снова показать рога

А старик ругается

погрозить пальчиком

Пальчиковая игра « Котенок»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

2 3 4 5   Кусается сильно котёнок-малыш,

5 4 3 2   Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

2 3 4 5   Но я же играю с тобою, малыш,

5 4 3 2   А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

Пальчиковая игра « Кошка мышку»

Цель: развития умения регулировать мышечный тонус, координации речи и движений.

Кошка мышку, кошка мышку ( несколько раз)      

захватывающие движения руками

Цап- царап!                                                                    

сжать кулачки

Поймала, …поймала                                                    

держать сжатыми

Подержала...отпустила.                                          

расслабить кисти

Мышка побежала                                                      

перебирать  пальцами по столу

Хвостиком повиляла                                                

движения мизинцем

- До свиданья, до свиданья

плавные движения ладонями.

Пальчиковая игра « Мыши водят хоровод» . На руках детей специальными красками рисуются контуры мышей ( капелька, усики, точки- глазки и хвостик). На руку водящего одевается игрушка- кошка.

Цель: развитие общей моторики, умения реагировать на речевой сигнал.

Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.

-Тише, мыши, не шумите! Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька- кот, разобьет ваш хоровод!

Дети  на последнем слове резко убирают руки, водящий должен схватить  «Мышку»

  КОШКИ — МЫШКИ

Вот кулак,                                                                      показать кулак левой руки

А вот – ладошка,                            раскрыть пальцы, ладонь вверх

На ладошку села кошка.                 «когти» правой руки водят по ладошке левой

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять.                 правой рукой загибать по одному пальцу левой  

Мышки очень испугались,                                            вращать кулаком

В норки быстро разбежались                       спрятать кулак под.  правую подмышку

Формирование фонетико- фонематической стороны. Подготовка к обучению грамоте.

Работа над ЗКР.Автоматизация «З»

Есть у Зои коза,

Зовут козу Егоза.

Не знает Зоя покою

С козою своей Егозою.

Чтение художественной литературы

В.сутеев «Кто сказал мяу?», «Три котенка»

А.Н. Толстой «Кот Васька» ( из серии «Сорочьи сказки»)

С.Маршак «Усатый- полосатый», К.И.Чуковский «Путаница»,

Русская народная сказка «Коза- дереза», «Смоляной бычок»

Загадки, стихотворения по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».

Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ по теме "Дикие животные" в старшей группе.

Предлагаю занятие по теме "Дикие животные" в старшей группе с использованием ИКТ. Данное занятие направлено на развитие у детей с ОНР лексического и грамматического строя речи....

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возраста

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возрастаСовременные информационные технологии – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. ...

Проектная деятельность как средство для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Требования ФГОС ДО нацеливают педагогов на формирование у дошкольников умения  владеть грамматическим строем языка, связной монологической и диалогической речью, правильно и грамотно выражать сво...

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Лексическая тема: "Посуда"...

Инновационные технологии развития лексико-грамматических компонентов речи

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов: «Эффективные методы реализации ФГОС ДО в логопедической практике» (г.Новошахтинск, 2017 г.)...

Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия  ребенка...