РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии на тему

Борисова Наталья Евгеньевна

У детей с ОНР снижена потребность в общении, коммуникативные навыки частично не сформированы. Они тянутся к сверстникам, стараются привлечь внимание, но диалог не получается. Они не слышат партнера и говорят только о своем. Неполноценная речевая деятельность отражается на всех сферах развития. Поэтому, детям с ОНР, требуется планомерное обучение, направленное на развитие коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Важной задачей дошкольного воспитания является воспитание социально-активной личности ребенка.

Дети с общим недоразвитием речи представляют особую группу детей, у которых формирование и развитие элементов социальной активности затруднено. И эта задача становится еще более актуальной, так как в последнее время возрастает число детей с таким недостатком. Речевое поведение, речевое действие ребенка с недоразвитием речи существенно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии. При общем недоразвитии речи в структуре дефекта отмечается несформированность речевой деятельности и других психических процессов. Выявляется недостаточность речемыслительной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня. У большинства детей с общим недоразвитием речи отмечаются бедность и качественное своеобразие лексики, трудности развития процессов обобщения и абстракции. Пассивный словарь значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Из-за бедности словаря детей возможности их полноценного общения и, следовательно, общего психического развития не обеспечиваются. Нарушение коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи препятствует полноценному формированию обобщающей функции, поскольку их речевые возможности не обеспечивают в достаточной степени правильного восприятия и сохранения информации в условиях последовательного расширения ее объема и усложнения содержания в процессе развития речевого общения с окружающими. Задержка формирования одного компонента, в данном случае речи, ведет к задержке развития другого - мышления, ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется в выполнении анализа и синтеза поступающей информации. Ребенку понятна только та информация, которая связана со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами и людьми в привычной ему обстановке. Во многих ситуациях деятельности и общения ребенок не может сформулировать и с помощью речи передать свои мысли, личные переживания. Часто он нуждается в дополнительной наглядности, которая помогает ему выполнить те или иные мыслительные операции.

Логопедическая работа, взаимодействие детей со взрослым миром, совместная деятельность ребенка и взрослого, будет способствовать развитию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного процесса. Коррекционная работа строится по принципу доступности - от простого к проблематичному подбирается лексический материал с применением разных видов зрительной наглядности.

Содержание работы:

  • Развитие способности передавать заданное эмоциональное состояние (мимическая гимнастика как часть артикуляционной гимнастики, графические изображения лица).
  • Развитие умения понимать свои чувства и чувства других людей (прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения).
  • Развитие интонационной стороны речи:
  • формирование воспроизведения ритма речи (отстукивание и прослушивание по подражанию различных ритмических рисунков)
  • использование фразы с нужной интонацией в экспрессивной речи (проговаривание с нужной интонацией предложений отраженно, сопряжено, самостоятельно)
  • способность дифференцированно применить интонационную выразительность в экспрессивной речи 
  • Развитие эмоциональной лексики:
  • «Словообразование»
  • образование слов с ласкательным значением 
  • образование прилагательных путем чистого или префиксального повтора 
  • образование превосходной степени прилагательных
  • «Образование словосочетаний»
  • добавление слов в словосочетания 
  • образование словосочетаний от прилагательных в относительной и превосходной степени
  • образование словосочетаний путем добавления основного слова к зависимому 
  • образование словосочетаний путем добавления зависимых слов к основному 
  • Распространение предложений при помощи синонимов.
  • Составление предложений с противоположным значением.
  • Составление предложений с применением прилагательных в относительной и превосходной степени.
  • Составление предложений, описывающих эмоциональное состояние.
  • Преобразование деформированного предложения.
  •  «Обучение рассказыванию»
  • составление маленьких рассказов 
  • составление рассказов по сюжетной картине
  • составление рассказа «по цепочке»
  • самостоятельный рассказ ребенка без помощи логопеда по новой подобной картине.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС

Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС....

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

Песочная терапия как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи

Песочная терапия – эффективное средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи, так как во время игр на песке дети вступают в общение с педагогом и други...

Программа развития коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Программа рассчитана на дошкольников 6 лет и состоит из 30 занятий продолжительностью 20-25 минут. Занятия проводит логопед 3 раз в неделю с привлечением других специалистов дошкольного образовательно...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность»

laquo;Коллективное дело» – это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творчес...