РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии на тему
У детей с ОНР снижена потребность в общении, коммуникативные навыки частично не сформированы. Они тянутся к сверстникам, стараются привлечь внимание, но диалог не получается. Они не слышат партнера и говорят только о своем. Неполноценная речевая деятельность отражается на всех сферах развития. Поэтому, детям с ОНР, требуется планомерное обучение, направленное на развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_navykov_u_detey_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Важной задачей дошкольного воспитания является воспитание социально-активной личности ребенка.
Дети с общим недоразвитием речи представляют особую группу детей, у которых формирование и развитие элементов социальной активности затруднено. И эта задача становится еще более актуальной, так как в последнее время возрастает число детей с таким недостатком. Речевое поведение, речевое действие ребенка с недоразвитием речи существенно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии. При общем недоразвитии речи в структуре дефекта отмечается несформированность речевой деятельности и других психических процессов. Выявляется недостаточность речемыслительной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня. У большинства детей с общим недоразвитием речи отмечаются бедность и качественное своеобразие лексики, трудности развития процессов обобщения и абстракции. Пассивный словарь значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Из-за бедности словаря детей возможности их полноценного общения и, следовательно, общего психического развития не обеспечиваются. Нарушение коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи препятствует полноценному формированию обобщающей функции, поскольку их речевые возможности не обеспечивают в достаточной степени правильного восприятия и сохранения информации в условиях последовательного расширения ее объема и усложнения содержания в процессе развития речевого общения с окружающими. Задержка формирования одного компонента, в данном случае речи, ведет к задержке развития другого - мышления, ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется в выполнении анализа и синтеза поступающей информации. Ребенку понятна только та информация, которая связана со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами и людьми в привычной ему обстановке. Во многих ситуациях деятельности и общения ребенок не может сформулировать и с помощью речи передать свои мысли, личные переживания. Часто он нуждается в дополнительной наглядности, которая помогает ему выполнить те или иные мыслительные операции.
Логопедическая работа, взаимодействие детей со взрослым миром, совместная деятельность ребенка и взрослого, будет способствовать развитию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного процесса. Коррекционная работа строится по принципу доступности - от простого к проблематичному подбирается лексический материал с применением разных видов зрительной наглядности.
- Развитие способности передавать заданное эмоциональное состояние (мимическая гимнастика как часть артикуляционной гимнастики, графические изображения лица).
- Развитие умения понимать свои чувства и чувства других людей (прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения).
- Развитие интонационной стороны речи:
- формирование воспроизведения ритма речи (отстукивание и прослушивание по подражанию различных ритмических рисунков)
- использование фразы с нужной интонацией в экспрессивной речи (проговаривание с нужной интонацией предложений отраженно, сопряжено, самостоятельно)
- способность дифференцированно применить интонационную выразительность в экспрессивной речи
- Развитие эмоциональной лексики:
- «Словообразование»
- образование слов с ласкательным значением
- образование прилагательных путем чистого или префиксального повтора
- образование превосходной степени прилагательных
- «Образование словосочетаний»
- добавление слов в словосочетания
- образование словосочетаний от прилагательных в относительной и превосходной степени
- образование словосочетаний путем добавления основного слова к зависимому
- образование словосочетаний путем добавления зависимых слов к основному
- Распространение предложений при помощи синонимов.
- Составление предложений с противоположным значением.
- Составление предложений с применением прилагательных в относительной и превосходной степени.
- Составление предложений, описывающих эмоциональное состояние.
- Преобразование деформированного предложения.
- «Обучение рассказыванию»
- составление маленьких рассказов
- составление рассказов по сюжетной картине
- составление рассказа «по цепочке»
- самостоятельный рассказ ребенка без помощи логопеда по новой подобной картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...
Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
Представлены основные направления работы по формированию графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС
Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС....
Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»
Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...
Песочная терапия как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи
Песочная терапия – эффективное средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи, так как во время игр на песке дети вступают в общение с педагогом и други...
Программа развития коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Программа рассчитана на дошкольников 6 лет и состоит из 30 занятий продолжительностью 20-25 минут. Занятия проводит логопед 3 раз в неделю с привлечением других специалистов дошкольного образовательно...
«Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность»
laquo;Коллективное дело» – это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творчес...