Перспективный план работы по развитию фонематических процессов
материал по логопедии
Перспективный план работы по развитию фонематических процессов через систему игр и игровых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план работы по развитию фонематических процессов | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по развитию фонематических процессов
через систему игр и игровых упражнений.
Этапы | Название игры, упражнения | Цель | Оборудование | Методические указания |
I этап Узнавание и различение неречевых звуков | «Послушаем тишину» | Развитие слухового внимания. | Звуки окружающего мира | Ребенок определяет, что слышишь. |
«Скажи, что ты слышишь» | Развитие слухового внимания. | Звуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц) | Определить с закрытыми глазами. | |
«Угадай, что звучит?» | Развитие слухового внимания, различать громкие и контрастные звуки. | Колокольчик, барабан, погремушки, бубен, губная гармошка. | Музыкальные инструменты предварительно показать и назвать. | |
«Узнай по звуку» | Развитие слухового внимания, накопление словаря. | 4-5 предметов (мет. коробка, стеклянна банка, дер. ложка, пластмасс. стакан) | Предметы выставляются перед детьми. При постукивании вызываем звуки. Начинать с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре, а затем за ширмой. | |
«Что я делаю?» | Развитие слухового внимания, накопление словаря, развитие фразовой речи. | Карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, бумага. | Предложить рассказать, что делает взрослый по слуху: переливает воду, мнет бумагу и т.д. При затруднении – со зрительной опорой. | |
«Прятки» | Развитие слухового внимания. | Музыкальные инструменты | Определить по слуху далеко или близко спрятан инструмент (ориентировка на силу звука: громко - при приближении к игрушке, тихо - при удалении от нее). | |
«Продавец и покупатель» | Развитие коммуникативного общения, диалогической речи, слухового внимания. | Коробочки с крупой, горохом, песком, фасолью | Определить по слуху, что лежит в коробке. | |
«Тихо-громко» | Развитие слухового внимания, учить дифференцировать на слух тихие и громкие звуки, развивать чувство ритма. | Бубен, барабан. | Дети выполняют движения в соответствии со звучанием бубна, барабана. | |
«Найти игрушку» | Развитие слухового внимания, координация движений, определение силы хлопков на слух. | Небольшая яркая игрушка. | По мере приближения к игрушке хлопки должны звучать громче. | |
“Коробочка гремит” | Дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые по звучанию шумовые коробочки. | По 2 коробочки наполненные одинаковой крупой. | Определить по слуху, что лежит, в какой коробке. | |
«Часовой» | Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве. | Повязка. | Один ребенок с завязанными глазами, другой должен пробраться тихо с одного конца кабинета в другой конец. Если часовой услышит, кричит «стой» | |
II этап Развитие речевого слуха, различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе, тембру | «Угадай, чей голосок?» | Развитие речевого слуха, узнавание товарища по голосу, различение тембра голоса. | Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из родных (детей) его позвал, сначала называем имя, а затем «ау». | |
«Улиточка» | Развитие речевого слуха, узнавание товарища по голосу. | Шапочка – улитка. | Водящий с завязанными глазами в центре круга. Дети, изменяя голос, спрашивают: «Улиточка, высуни рога. Дам тебе я пирога!» чей голос улитка узнает, тот и становится водящим. | |
«Угадай, кто я?» | Развитие слухового внимания. | Повязка на глазах. | Водящий должен определить, кто из детей подал голос заранее установленным образом (ку-ку). | |
«Три медведя» - инсценировка. | Развитие речевого слуха. Учить определять высоту звучания голоса. | Настольный театр. | Вспомнить сказку. Меняя высоту голоса предложить угадать, кто из героев сказки говорит. Затем предложить детям самостоятельно озвучить героев. | |
«Солнышко и дождик» | Развитие слухового внимания, координация движений. | Любая музыкальная игрушка. | Дети должны заметить изменения в звучании игрушки и выполнить соответствующие движения. | |
«Телеграф» | Развитие слухового внимания, воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании, отхлопывании. | Музыкальные молоточки. | Ритмические рисунки даются в порядке усложнения. | |
III этап Различение слов близких по звуковому составу | «Красный-зеленый» | Учить слышать правильное название предметов, развивать речевой слух. | У каждого ребенка красный и зеленый кружок, картинки. | Ребенок поднимает красный кружок, если слышит правильное звучание названия предмета или зеленый, если неправильное (банам-банан-панам) |
«Повтори так же» (телефон) | Развитие речевого слуха и памяти. | Телефон. | Ребенку предлагается повторить похожие слова по 2,по 3 в определенном порядке: мак-бак-так; бутон-бетон-батон. | |
«Четвертый лишний» | Развитие речевого слуха, учить определять непохожие по звуковому составу слова. | Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое отличается от остальных: кот-кот-ком-кот; балет-билет-балет-балет. Выбрать слово непохожее на остальные: мак-бак-так-банан; каток-дом-моток-поток. | ||
«Найди пару» | Развитие речевого слуха, сравнение слов по звуковому составу. | Картинки, наборное полотно. | Взрослый произносит четко 3 слова и просит ребенка определить, какое из названных слов похоже на четвертое: мак-дом-ветка. | |
«Подскажи словечко» | Учить подбирать слова в рифму | Рифмованные двустишия. | Взрослый читает стихотворные строчки, выделяя голосом последнее слово, ребенок должен из 3 слов выбрать слово в рифму. | |
«Договорки» | Учить подбирать слова в рифму | Без наглядной опоры. | Подобрать слово в рифму - вариантов не дается. | |
«Расставь по местам» | Учить выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным понятием. | Предметные картинки. | Взрослый читает стихотворение, на доске картинки. «Я тебе задачу дам-все расставить по местам: Что скатали мы зимой?... Что построили с тобой?.. На крючок в реке попал?.. Может все, хоть ростом мал?..» (дом, ком, сом) | |
«Кто внимательный» | Учить выбирать в определенной последовательности картинки близкие по звучанию. | Предметные картинки, наборное полотно. | На наборном полотне картинки (рак, мак, бак, лак, …) Взрослый называет их в определенном порядке, ребенок должен поставить их так же. | |
«Найди место своей картинке» | Учить подбирать похожие по звучанию слова, развивать внимание, слух. | Предметные картинки, наборное полотно. | На наборном полотне ряд картинок: ком, бак, сук, каток. Ребенок должен найти место своей картинке, название которой наиболее подходит по звучанию к выставленной. | |
«Подбери похожие имена» | Учить подбирать слова, сходные по звучанию. | Подбор имен сходных по звучанию: Марина – Ирина, Ваня – Саня – Маня и т.д. | ||
IV этап Дифференциация слогов | «Телеграф»1 вариант | Учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога. | Музыкальные молоточки. | Предложить ребенку послать телеграмму так же как это сделал взрослый, сопровождая слоговые ряды ударом молоточка. |
«Телеграф»2 вариант | Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными. | Музыкальные молоточки. | Дети повторяют вслед за взрослым слоговые ряды типа: та-то-ту; му-мы-ма. | |
«Дятел» | Учить воспроизводить слоговые ряды с одним гласным и разными согласными. | Картинка-дятел. | Дети повторяют слоговые ряды: та-ка-па; во-мо-но; ту-ку-пу. | |
«Какой слог лишний?» | Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными. | Сигнальные флажки (красный, синий). | Взрослый произносит слоговой ряд, ребенок должен найти «лишний» слог (на-на-па-на). Постепенно ряды усложняются (на-ба-на-на). | |
«Эхо» | Развивать слуховое внимание. Учить различать слоги по звонкости-глухости, согласные по мягкости-твердости. | Воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками различающимися по звонкости-глухости (на-ба; та-да), по мягкости-твердости: на-ня; та-тя. | ||
«Добавь звук» | Развивать слуховое внимание, память, учить воспроизводить слоговые ряды со стечением согласных звуков. | Воспроизведение слоговых сочетаний с наращиванием стечения согласных -па-тпа; та-тма. | ||
V этап Дифференциация фонем | «Гудит-поет-плачет» | Учить дифференцировать гласные звуки. | Предметные картинки (девочка, мальчик, птичка…) | Объяснить, какие звуки мы услышим, если девочка плачет(а-а- а),поезд гудит (у-у-у),птичка поет (и-и-и) Предложить поднимать соответствующую картинку. |
«Разноцветные мячи» | Учить дифференцировать гласные и согласные звуки | Мячи красного и синего цвета. | «Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!» Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу. | |
«Поймай звук» | Учить выделять гласные, согласные звуки среди других. | Звуковые ряды. | Взрослый называет в потоке звуков гласный (согласный), который ребенок должен выделить заранее обговоренным символом. | |
«Камень-вата» | Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. | Сигнальные карточки синего и зеленого цвета. Предметные картинки. | Педагог читает стихотворение, дети поднимают синий кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат твердый согласный звук, и поднимают зеленый кружок, если услышат мягкий звук. | |
«Назови братца» | Закрепление представлений о твердых и мягких согласных. | Мяч. | Педагог называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару - «маленького братца» и перебрасывает мяч педагогу. | |
«Мешочек для ежика» | Дифференциация оппозиционных звуков. | Предметные картинки, картинка ежика с мешком. | Ребенок кладет ежику в мешок предметы с заданным звуком. | |
VI этап Развитие навыков звукового анализа | «Красный-белый» | Учить находить звук в словах воспринятых на слух. | У каждого ребенка по 2 кружка красного и белого цвета. | Педагог предлагает определить в каком слове есть заданный звук. |
«Где звук?» | Учить находить звук в словах воспринятых на слух. | Полоски из картона, разделенные на 3 части, фишка. | Педагог называет слова, дети определяют место звука в слове. | |
«Кто больше?» | Учить находить звук в названиях предметов на картинках. | Сюжетная картина. | Рассмотреть картинку и найти предметы с определенным звуком. | |
«Кто внимательнее?» | Определение наличия звука в слове. | Картинки на определенный звук. | Взрослый показывает и называет картинки, дети определяют, какой звук есть во всех этих словах. | |
«Кто больше слов придумает» | Развитие фонематического слуха, активизация словаря. | Мяч, фанты. | Педагог называет звук и предлагает тому, кто ловит мяч, называть слово с этим звуком. | |
«Поймай рыбку» | Развитие фонематического слуха, активизация словаря. | Предметные картинки с магнитами, ведерко, удочка. | Ребенок вылавливает картинку и определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове. | |
«Найди место для своей картинки» | Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря. | Предметные картинки. | Ребенок должен разложить картинки по группам на заданные звуки. | |
«Будь внимательным» | Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря. | Предметные картинки. | Дети выделяют условленный звук в слове. | |
«Чудесный мешочек» | Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря | Мешочек со знакомыми детям предметами. | Дети достают из мешочка предметы и определяют, какой звук из 2 есть. | |
«Звукоешка» | Развитие фонематического слуха, определять позицию звука в слове. | Картинка Звукоешки. | Звукоешка съел первый звук у всех фруктов в саду. Отгадайте какие были фрукты? …руша, …блоко, …пельсин, …брикос | |
«Бусы» | Учить находить звук в названиях предметов на картинках. | Шнурок, пластиковые крышечки с картинками (бусинки). | Дети собирают бусы с определенным звуком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.
Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....
Перспективный план работы по развитию у дошкольников коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности.
Перспективное планирование организует систему работы по театрализованной деятельности, так как именно в ней ребенок побуждается к речевому общению, формируются такие качества, как самостоятельность, и...
Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом
Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...
Перспективный план работы по развитию у дошкольников коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности
Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпеч...
Перспективный план работы по развитию речи с детьми, перспективный план работы по развитию речи с родителями
перспективные планы...
Перспективный план работы по развитию фонематического слуха у дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей.
Перспективный план работы по развитию фонематического слуха у дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей....
Перспективный план работы по формированию фонематических процессов у детей с ОНР через систему специальных игр и игровых упражнений.
Этапы работыЗадачиНазвание игрыЦельОборудование1узнавание и различение неречевых звуков«Скажи, что ты слышишь»Развитие слухового вниманияЗвуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц..)...