Перспективный план работы по формированию фонематических процессов у детей с ОНР через систему специальных игр и игровых упражнений.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Этапы работы | Задачи | Название игры | Цель | Оборудование |
1 | узнавание и различение неречевых звуков | «Скажи, что ты слышишь» | Развитие слухового внимания | Звуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц..) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_perspektivnyy_plan_raboty_po_formirovaniyu_fon_predstav_u_deteys_onr.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы
по формированию фонематических процессов у детей с ОНР через систему специальных игр и игровых упражнений.
Этапы работы | Задачи | Название игры | Цель | Оборудование |
1 | узнавание и различение неречевых звуков | «Скажи, что ты слышишь» | Развитие слухового внимания | Звуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц..) |
«Угадай, что звучит?» | Развитие слухового внимания, различать громкие и контрастные звуки. | Колокольчик, барабан, погремушки, бубен, губная гармошка. | ||
«Узнай по звуку» | Развитие слухового внимания, накопление словаря | 4-5 предметов (мет.коробка, стеклянная банка, дер.ложка, пластмас.стакан) | ||
«Что я делаю?» | Развитие слухового внимания, накопление словаря, развитие фразовой речи. | Карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, бумага | ||
«Продавец и покупатель» | Развитие коммуникативного общения, диалогической речи, слухового внимания. | Коробочки с крупой, горохом, песком, фасолью. | ||
«Тихо -громко» | Развитие слухового внимания, учить дифференцировать на слух тихие и громкие звуки, развивать чувство ритма. | Бубен, барабан. | ||
«Жмурки с колокольчиком» | Развитие слухового внимания, ориентация в пространстве. | Колокольчик, повязка. | ||
«Найти игрушку» | Развитие слухового внимания, координация движений, определение силы хлопков на слух. | Небольшая яркая игрушка. | ||
«Наседка и цыплята» | Развитие слухового внимания, чувства ритма, дифференциация кол-ва хлопков. | Шапочка курицы, маленькие карточки с разным кол-м цыплят. | ||
2 | Развитие речевого слуха, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру. | «Угадай, чей голосок?» | Развитие речевого слуха, узнавание товарища по голосу, различение тембра голоса. | |
«Улиточка» | Развитие речевого слуха, узнавание товарища по голосу. | Шапочка – улитка. | ||
«Угадай, кто я?» | Развитие слухового внимания. | Повязка на глазах. | ||
«Лягушка» | Развитие речевого слуха, узнавание товарища по голосу. | Шапочка – лягушка. | ||
«Три медведя» -инсценировка. | Развитие речевого слуха. Учить определять высоту звучания голоса. | Настольный театр. | ||
«Встречайте гостей» | Развитие слухового внимания, коммуникативного общения, фразовой речи. | Колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушками для разных зверей, звучащие игрушки. | ||
«Солнышко и дождик» | Развитие слухового внимания, координация движений. | Любая музыкальная игрушка. | ||
«Телеграф» | Развитие слухового внимания, воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании, отхлопывании. | Музыкальные молоточки. | ||
3 | Развитие фонематического слуха. Различение слов близких по звуковому составу. | «Красный-зеленый» | Учить слышать правильное название предметов, развивать речевой слух. | У каждого ребенка красный и зеленый кружок, картинки. |
«Повтори так же» (телефон) | Развитие речевого слуха и памяти. | Телефон. | ||
«Четвертый лишний» 1 вариант. | Развитие речевого слуха, учить определять непохожие по звуковому составу слова. | |||
«Четвертый лишний» 2 вариант. | Развитие речевого слуха, учить определять непохожие по звуковому составу слова. | |||
«Найди пару» | Развитие речевого слуха, сравнение слов по звуковому составу. | Картинки, наборное полотно | ||
«Подскажи словечко» | Учить подбирать слова в рифму | Рифмованные двустишия. | ||
«Договорки» | Учить подбирать слова в рифму | Без наглядной опоры. | ||
«Расставь по местам» | Учить выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово в соответствии с данным понятием. | Предметные картинки | ||
«Кто внимательный?» | Учить выбирать в определенной последовательности картинки близкие по звучанию. | Предметные картинки, наборное полотно | ||
«Далеко-близко» | Развитие речевого слуха, различение силы голоса (громко-тихо). Учить определять далеко или близко находится объект. | Картинки: дети, собака, кошка, корова, петух, курица, лягушка, ворона. | ||
«Догадайся кто я?» | Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. | Картинки: кот за дверью, кот около стола. | ||
«Найди место своей картинке» | Учить подбирать похожие по звучанию слова, развивать внимание, речевой слух. | Предметные картинки, наборное полотно | ||
«Лото» | Развитие речевого слуха, учить соотносить изображение с предметом. | Картинки к игре «Лото» | ||
4 | Дифференци-рование слогов. | «Телеграф» 1 вариант. | Учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога. | Музыкальные молоточки. |
«Телеграф» 2 вариант | Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными. | Музыкальные молоточки. | ||
«Дятел» | Учить воспроизводить слоговые ряды с одним гласным и разными согласными. | Шапочка-дятел | ||
«Какой слог лишний?» | Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными. | Сигнальные флажки (красный, синий) | ||
«Испорченный телефон» | Учить слушать и запоминать слоги, выделять среди слоговых рядов близкие по звучанию. | |||
«Эхо» 1 вариант | Развивать слуховое внимание. Учить различать слоги по звонкости-глухости. | |||
«Эхо» 2 вариант | Развивать слуховое внимание, память. Учить различать согласные по мягкости-твердости. | |||
«Добавь звук» | Развивать слуховое внимание, память, учить воспроизводить слоговые ряды со стечением согласных звуков. | |||
5 | Учить различать фонемы родного языка. | «Гудит-поет-плачет» | Учить дифференцировать гласные звуки. | Предметные картинки (девочка, мальчик, птичка…) |
«Кто внимательный» | Учить выделять гласные звуки среди других. | Звуковые ряды. | ||
«Покажи правильно картинку» | Учить дифференцировать согласные звуки. | Звуковые ряды. Предметные картинки | ||
«Звенит-жужжит» | Учить дифференцировать согласные звуки. | Шапочки комара и жука. | ||
6 | Вырабатывать навыки элементарного звукового анализа. | «Красный -белый» | Учить находить звук в словах, воспринятых на слух. | У каждого ребенка по 2 кружка красного и белого цвета. |
«Где звук?» | Учить находить звук в словах, воспринятых на слух. | Полоски из картона, разделенные на 3 части, фишка | ||
«Кто больше?» | Учить находить звук в названиях предметов на картинках. | Сюжетная картина. | ||
«Кто внимательнее?» | Определение наличия звука в слове. | Картинки на определенный звук. | ||
«Кто больше слов придумает» | Развитие фонематического слуха, активизация словаря. | Мяч, фанты. | ||
«Поймай рыбку» | Развитие фонематического слуха, активизация словаря. | Предметные картинки с магнитами, ведерко, удочка. | ||
«Найди место для своей картинки» | Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря. | Предметные картинки | ||
«Будь внимательным» | Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря. | Предметные картинки | ||
«Магазин» | Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря | Предметные картинки, игрушки. | ||
«Чудесный мешочек» | Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря | Мешочек со знакомыми детям предметами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...
Перспективный план по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза
В работе изложена система работы по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза для детей старшей группы l года обучения...
Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Теоретическое сообщение Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий
Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий...
Перспективный план по формированию фонематического восприятия у детей с ЗПР. Средняя группа. 2019-2020
Перспективный план разработан в соответствии с АООП...
Перспективный план по формированию фонематического восприятия у детей с ЗПР. Старшая группа. 2019-2020
Перспективный план разработан в соответствии с АООП...
План самообразования "Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр"
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач логопеда, работающих с детьми с фонетико- фонематическим недоразвтием речи. Фонематисеское восриятие является важнейшим стимулом ф...