Конспект НОД с элементами экспериментирования с детьми старшей группы на тему: « Испекли мы колобок…..»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бауэр Елена Александровна

Автоматизация  звуков в связной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek1.docx56.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   НОД с элементами экспериментирования  с детьми 6 лет  на тему: « Испекли мы колобок…..»


Цель занятия: Автоматизация  звуков в связной речи.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:

-Закреплять  навыки словообразования и словоизменения, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, совершенствовать фонематическое восприятие.
 -Упражнять  в грамматически правильном построении фразы

-Закреплять умение согласовывать числительные  с существительными;

- Продолжать формировать у детей умение устанавливать причинно – следственные связи.

- Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться со свойствами  муки и соли

-Активизировать и пополнить активный и пассивный словарь с помощью таких слов, как: амбар, сусеки, завалинка.

 - познакомить детей с процессом приготовления теста для лепки;

Коррекционно – развивающие задачи:

-Развивать  речевой  слух.

- логическое мышление - умение выделять общие и отличительные признаки веществ;
-   умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности;
-  связную  речь -  высказывать свое мнение, используя в речи сложноподчиненные предложения; и диалогическую речь
- совершенствовать элементы актерской игры;

-зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику,                                умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

Коррекционно-воспитательные.

- Формировать положительное отношение и интерес к деятельности.

- Формировать навыки самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности.

- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость через помощь герою сказки.

- Формировать положительную самооценку.        

Методы  и методические приёмы:
-беседа;

-наблюдение;

-создание проблемной ситуации;

-исследовательский;

-игровой;

Здоровьесберегающие  технологии:

-создание положительного эмоционального фона ;

- системное чередование нагрузок и отдыха;

Форма организации: индивидуально-групповая.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность: 30 минут.        


- Материалы и оборудование: 
1.Для каждого ребенка:
- одноразовые тарелочки с мукой и солью;
- емкости с водой;
- емкости для замешивания теста;
- пластмассовые ложечки;
- крышки с черным дном для рассматривания веществ;
2. Для логопеда:
- настольная ширма из кукольного театра;
- куклы би-ба-бо к сказке Колобок -  демонстрационные карточки - модели, изображающие агрегатные состояния веществ (ММЧ);
- соленое тесто;

- аудиозапись ( песенка Колобка)

ХОД  НОД:

Организационный момент.

1. Вводная часть. Постановка проблемы - " Кто я?"
( зал оформлен под цветочную поляну на полянке стоит домик в домике спрятана игрушка -Колобок)

Дети входят в зал и любуются цветами.

(Слышен плач)
-Ребята как вы думаете откуда  доносится этот плач? ( ответы детей )

Кто это плачет? покажись нам.

Голос из - за ширмы:
- Говорят, я - круглобокий,
Говорят, без рук, без ног я,
И, что от всех я убегаю,
Кто же я такой!? Не знаю!
Логопед :
- Интересно кто же там спрятался в домике? ( ответы детей), на верёвочке  выпрыгивает из домика колобок)
Колобок ( голос из-за ширмы)
- Здравствуйте ребята, спасибо, что назвали мое имя! Теперь я знаю, что я - Колобок... Только, все равно не понятно: какой я, откуда я взялся, расскажите мне, пожалуйста!

Воспитатель  :Я думаю что лучше один раз увидеть чем сто раз услышать , ребята  , что  значет ( лучше один раз увидеть чем сто раз услышать?) ( ответы детей) , ( постановка  сказки)

На столе лежат игрушки дети по желанию сами выберают себе героев.

Колобок : Вот спасибо ребята теперь я знаю многое о себя. Вот только из чего бабушка замесила тесто мне непонятно? Неужели только из муки?

2. Основная часть. Решение проблемы: " Как сделать настоящий Колобок?"
А. Беседа логопеда  с детьми
- вспомните, как в сказке появился Колобок?
- что нужно, чтобы испечь настоящий Колобок?
- где мы будем печь Колобок?
В ходе беседы дети выясняют, что для приготовления теста необходимы мука, соль и вода. А так как у нас нет настоящей печки, мы положим в тесто побольше соли, и тогда сможем высушить наши колобки на батарее. Предлагаю детям познакомится со свойствами муки и соли и попробовать самим сделать тесто для Колобка.

Б. Знакомство со свойствами муки и соли
Эксперимент №1 " Определите на ощупь, где соль, а где мука?"
Действия: Опустите пальчики в тарелочки с мукой и солью. Потрите содержимое между пальцами. Что вы ощущаете?
Вывод ( дети): Мука на ощупь мягкая, а соль более жесткая.


Эксперимент № 2 " Рассматривание частиц соли"
Действия:
- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного соли;
- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;
- рассмотрите крупинки;
- постарайтесь ложкой раздавить крупинку;
Вывод ( дети): Соль состоит из крупинок, которые нельзя раздавить ложкой. Соль - твердое вещество.


Эксперимент № 3 " Рассматривание частиц муки"
Действия:
- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного муки;
- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;
- рассмотрите крупинки:
- постарайтесь ложкой раздавить крупинку;
Вывод ( дети): Мука тоже состоит из крупинок, но они меньше по размеру, и их тоже нельзя раздавить ложкой. Мука - твердо вещество

Эксперимент № 4 " Какого вкуса соль и мука?"
Действия:
-возьмите из тарелочки немного муки;
- попробуйте ее кончиком языка;
- тоже самое проделайте с солью;
Вывод ( дети):соль - по вкусу соленая, а мука - безвкусная, пресная.

В. ФИЗКУЛЬТМИУТКА. Подвижная игра " Маленькие человечки"
В данной игре используется прием технологии ТРИЗ - метод моделирования маленькими человечками.
Воспитатель объясняет детям правила игры: Вещества вокруг нас состоят из маленьких частиц. Если частички крепко держатся друг за друга, как человечки на этой карточке (показываю карточку), то такие вещества называются твердыми.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33039_7f9797a42d51b5db1eda9d1f214996ad.jpg.jpg


 Покажите "твердое вещество" - соль: возьмитесь крепко за руки. Легко ваши руки разъединить? (нет). Условие игры: если я буду называть твердое вещество, вы дружно беретесь за руки.
Частицы в жидком веществе не очень крепко держатся друг за друга, вот так, как человечки на этой карточке (показываю карточку).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33039_5292b26c9359ec642d59f388a35ea89e.jpg.jpg


А может  вместе  покажем жидкое вещество - воду. Встаньте рядом и коснитесь друг друга локтями. Легко ли разорвать вашу цепь? ( не очень трудно). Условие игры: если я буду называть жидкое вещество, вы встанете и коснетесь друг друга локтями.
И наконец, есть вокруг нас газообразные вещества. Мы их практически не видим, но можем ощущать по запаху. Частички газообразных веществ вообще не соприкасаются друг с другом, они свободно движутся в разных направлениях. Как человечки на этой карточке (показываю карточку)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33039_91336f101a42d260c7368319a3f25184.jpg.jpg


Частички двигаются так, как вы бегаете в рассыпную.  Покажем газообразное вещество - воздух: побегайте в разных направлениях. Условие игры: если я буду называть газообразное вещество - вы будет двигаться в разных направлениях. Все понятно? Начинаем игру. (воспитатель называет различные вещества, дети "моделируют" их с помощью движений: сахар, вода, воздух, молоко, камень, дым, песок, компот, дерево, туман и т. д.)

Г. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - " Приготовление теста для лепки"
Вместе с детьми, общая полученные в ходе эксперимента знания, определяем, что для приготовления теста нам нужна мука, вода, немного соли. Тогда наш колобок будет съедобным, но его нужно обязательно испечь. Где мы это будем делать? ( у нас нет такой возможности).    Показываю детям хлебобулочное изделие, сделанное из соленого теста. Рассказываю, что это изделие сделано из теста, в которое положил много соли. Из этого теста можно слепить что угодно. Его не нужно печь, нужно только положить в теплое место. Когда изделие высохнет, его можно покрасить красками и использовать для игры в " Магазин". Но есть его, конечно, нельзя, почему? ( ответы детей)(слишком соленое). Я некогда не делала такое тесто, может быть вместе попробуем?

Эксперимент № 5 "Приготовление соленого теста"
Действия:
- возьмите две ложки мук и высыпьте ее в емкость для приготовления теста;
- добавьте четыре ложки соли;
- перемешайте ложкой полученную смесь;
- постепенно, понемногу добавляйте в полученную смесь воду;
- добавляйте воду до тех пор пока в стаканчике не получится вязкая смесь ( это и будет соленое тесто)
Вывод ( дети):чтобы получить тесто, нужно взять муку, соль и воду.

Д. ЛЕПКА колобка из приготовленного теста 
 Предлагаю  детям достать ложкой полученное тесто на клеенку. Ручки (ладошки) опустить в тарелочку с мукой, взять комок теста и скатать колобок. Ребята , а вы знаете потешку про колобка? ( проговаривание потешки)

Пекла кошка колобок, 
Подрумянился уж бок. 
Лист из печки вынула - 
На пол опрокинула. 
Покатился колобок 
Прямо к мышке под порог. 
Мышка Прасковья 
Пищит из подполья: 
- Катись, колобок, 
На мышиный зубок! 
Мышка - то рада, 
А кошке досада.

По окончании выполнения работы, ребята выкладывают "колобки" на крышечки и показывают их игрушечному Колобку

Колобок: Как здорово у вас получилось! Можно я попробую? (ответы детей). Жаль, что нельзя! А с другой стороны - Лисе тоже такой колобок не понравится! И тогда с вашими колобками можно играть в другую сказку. Только их надо сделать сказочными, а то они у вас какие-то бледные!

Воспитатель  : Не переживай! Когда наши колобки подсохнуть, мы разрисуем их красками и они станут сказочными!
А сейчас Колобок, я хочу проверить: был ли ты внимательным?

3. Заключительная часть. Итог занятия - " Мы испекли колобок!"
Дети вместе с Колобком отвечают на вопросы:
- какие веществ нужны для приготовления теста?
- назовите твердые вещества, которые мы использовали для приготовления теста?
- какие жидкие вещества нам помогли сделать тесто?
  Хвалю Колобка и детей. Колобок обращает внимание на беспорядок на столах.   Логопед : Что-же нам делать? наша Наталья Ивановна уже ушла домой  кто же это всё уберёт теперь ( дети предлогают свои варианты) показывают Колобку, как надо приводить в порядок свое рабочее место.
P.S. В свободное время дети самостоятельно лепят из соленого теста атрибуты для игры в " Магазин"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: Математическая сказка "Колобок"

Презентация к конспекту образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: Математическая сказка "Колобок"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой технологии «Сказкотерапия» Тема: «Круглый – круглый Колобок»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностидля детей младшей группы (3-4 года)Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой техн...

Конспект нетрадиционной утренней гимнастики с детьми средней группы по сказке "Колобок"

Нетрадиционная  утренняя гимнастика в игровой форме способствует укреплению здоровья детей, создает радостный эмоциональный подъём, позволяет "разбудить" организм ребенка....

Конспект открытого занятия по тестопластике в младшей группе «Испекли бабушке колобок»

Цель: Развивать познавательную способность детей. Данное открытое занятие я проводила с использованием театрализации. Мы с ребятами провели беседу по содержанию сказки, поиграли в пальчиковую ги...