конспект
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Сафиулина Анна Николаевна

используемые технологии. Методы, формы организации деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

       Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольника заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. В ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые) занятия, в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.  Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:  

  1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;  
  2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;  
  3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;  
  4. Формирование грамматического строя речи:  
  5. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической   (разговорной);  
  6. Воспитание  интереса  к художественному слову.  
  7. Методы коррекционной логопедической работы:
  1. Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание  игрушек и картин, рассказывание по игрушкам
  и картинам);

  1. Словесные

-чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

  1. Практические

-  дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

- хороводные игры и элементы логоритмики, речь  сдвижением.

Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются:

- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

- культурная языковая среда (дома и в детском саду);

- обучение родной речи на занятиях.

- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);

- изобразительное искусство, музыка, театр;

- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.

Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса в логопедической группе ДОУ.

По форме коррекционная работа учителя-логопеда на базе логопункта делится на подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную.

Обучение детей 5-7 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи (1 раз в неделю) и обучения грамоте (1 раз в неделю в подготовительной к школе группе). Индивидуальные формы работы (продолжительность от 15 до 25мин) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в журнале коррекционной работы, заполняется учителем-логопедом ежедневно.

          1. Фронтальная НОД

2. Подгрупповая НОД

3. Индивидуальная НОД

4. Дидактические игры

5. Настольно-печатные игры

6. Компьютерные обучающие игры и программы

7. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений

8. Речевые задания и упражнения

9. Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа

1. Пальчиковые игры и упражнения

2. Мимические, логоритмические артикуляционные дыхательные гимнастики, аквапластика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения.

3. Речевые дидактические игры

4. Чтение

5. Тренинги (действия по речевому образцу учителя-логопеда)

6. Праздники, развлечения

1. Сюжетно-ролевые игры

2. Дидактические игры

3. Настольно-печатные игры

4. Словотворчество

5. Совместная продуктивная и игровая деятельность

1. Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии

2. Речевые игры

3. Беседы

4. Чтение книг, рассматривание иллюстраций

5. Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений

6. Игры-драмматизации

На логопедическом пункте ДОУ  учитель-логопед привлекает   родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме  в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.  Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....