Взаимодействие с родителями
статья по логопедии (старшая группа)
В материале описан опыт работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_rabote_s_semey.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к работе с семьей.
Проблема работы с семьей в настоящее время очень актуальна. Современный темп жизни, насыщенность окружающей среды всевозможными современными приборами (плеерами, телефонами, планшетами, телевизорами, компьютерами и др.), не дают семье возможности слушать спокойную речь, вести неторопливую беседу, а главное, услышать друг друга. Этот недостаток проявляется и в отношениях семьи и ДОУ, где родители являются социальными заказчиками. Даже тот факт, что ребенок имеет статус ОВЗ, игнорируется родителями, они недопонимают, что ребенок требует особого внимания, ему всегда и во всем нужно помогать. Постоянного контакта с педагогическими работниками большинство родителей избегают, повышать свой уровень педагогических знаний в области речевого развития не хотят, относятся безразлично к процессу коррекционной работы. Пассивность родителей, их нежелание слушать советы, выполнять рекомендации учителя - логопеда, подвигли к поиску новых форм работы с семьей, чтобы мотивировать родителей стать активными участниками образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения речевого развития детей. При зачислении детей на коррекционные занятия, родители (законные представители) знакомятся с целями и задачами, отраженными в индивидуальных планах, составленных на каждого воспитанника с ОВЗ, с содержанием адаптированных программ, а так же узнают, что они сами тоже имеют обязанности в рамках выполнения программных требований. Задачи родителей заключаются:
- в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
- в проведении целенаправленной и систематической работы по общему и речевому развитию детей в домашних условиях;
- в правильном отношении к речи ребенка и помощь в выполнении речевых упражнений дома.
Важно разговор с родителями (законными представителями) построить так, чтобы мотивировать их на участие в коррекционно- развивающем процессе, попытаться объяснить, что только совместными усилиями можно решить проблемы. Дальнейшее сотрудничество с семьями воспитанников, успехи детей в речевом развитии продолжают поддерживать интерес к совместной деятельности учителя- логопеда и родителей, помогают преодолеть равнодушие родительской позиции по отношению к речевым недостаткам своего ребенка.
Для оказания своевременной логопедической помощи детям, взаимосвязь с родителями поддерживается с помощью индивидуальных тетрадей детей, по которым можно отслеживать индивидуальную работу по звукопроизношению. В каждую тетрадь вклеивается памятка «Правила работы в тетради». В памятке даются пояснения, как заниматься по тетради с ребенком. (Приложение 1). Совместная деятельность по индивидуальной тетради воспитывает у родителей привычку интересоваться коррекционным процессом, успехами ребенка в речевом развитии. Для обсуждения острых или неотложных вопросов проводятся индивидуальные консультации, куда родители приходят по приглашению учителя - логопеда или по собственной инициативе. Для проведения бесед и консультаций в циклограмме рабочего времени учителя – логопеда выделен день недели и время, отведенное для данного вида работы. Дата и тема индивидуальных консультаций отражаются в журнале «Учета методической и профилактической работы».
Для стимулирования к активному взаимодействию с учителем – логопедом, в группах планово появляется мобильный «Уголка логопеда», ширма с логопедической информацией «Советы логопеда», передвижная папка «Задайте вопрос логопеду». А так же много лет соблюдается традиция оформлять к концу учебного года фотовыставку «В детсаду не скучно жили, к логопеду мы ходили», на которой родители могут увидеть запечатленные на фото моменты логопедических занятий. Вся работа учителя - логопеда отражается на личной странице сайта ДОУ, куда помещаются советы для родителей, речевые игры, в которые можно играть с ребенком дома.
Большое значение для успешного взаимодействия с родителями имеют групповые родительские собрания, для которых требуется большая подготовка. В подготовке к собранию участвуют и воспитатели групп, и учитель- логопед. Совместно продумываются организационные моменты, проводится анкетирование по теме собрания, печатаются приглашения с повесткой дня, оформляется выставка пособий (методических и дидактических) по теме, фотовыставка моментов свободной деятельности и НОД с детьми, презентации по теме сообщения, привлекаются дети к показу фрагментов логопедических занятий. Встречи с родителями проводятся в различных непринужденных формах: викторины, КВН, круглые столы и диспуты. В последнее время, в связи с введением режима повышенной готовности, общие родительские собрания не проводятся, вся работа переведена в дистанционный режим. На сайте ДОУ появился новый раздел консультационной помощи, куда помещается информация для родителей от разных специалистов ДОУ.
Приложение 1.
Правила работы в тетради.
- Обратите внимание ребенка на новое задание. Спросите, а для чего нарисована картинка? Пусть объяснит Вам задание, как помнит, а затем прочитайте запись учителя- логопеда.
- Новые задания в тетради выполнять не менее 10 минут, ежедневно. Можно и несколько раз в день (в выходной).
- Если нет в тетради новых заданий, нужно повторять старые.
- Все задания в картинках нужно разукрашивать, это развивает и графические навыки, и делает тетрадь яркой, привлекательной для ребенка.
- Артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом. Делайте вместе с ребенком, спрашивайте у него, правильно ли вы делаете, т.е. будьте с ребенком на равных.
- Чистоговорки произносить в медленном темпе, чтобы успевать проговаривать закрепляемый звук. Поправлять ребенка только при ошибке произнесения именно закрепляемого звука.
- Приучайте ребенка бережно относиться к тетради, сделайте обложку своими руками с яркой индивидуальной картинкой.
Балакина А.С., учитель- логопед МБДОУ ПГО «Детский сад № 49»,
г. Полевской Свердловской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьей (памятка для воспитателей). Взаимодействие с семьей Мы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями: • «Как найти подход к молодым современным родителям наших воспитанников»? • «Как п
Взаимодействие с семьейМы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями:·«Как найти подход к молодым современны...
«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.
Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...
Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...
Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями
Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...