Конспект НОД «Путешествие в подводный мир» с применением метода «Биоэнергопластика»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Бабушкина Елена Дмитриевна

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Подводный мир" для детей с ТНР старшего дошкольного возраста с применением ИКТ, метода "биоэнергопластика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_v_podvodnyy_mir.docx180.97 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Путешествие в подводный мир»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнение, расширение и актуализация словаря по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов» (животное, рыба, океан, море, река, озеро, пруд, кит, акула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба, скумбрия, ставрида, сом, щука, окунь, плотва, судак, чешуя, плавники, хвост; обитать, плавать, нападать, охотиться, добывать; подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный).
  • Совершенствование грамматического строя речи (употребление сложноподчинённых предложений с придаточными причины; согласование прилагательных с существительными в числе и роде; употребление существительных- называний обитателей морей в винительном падеже).
  • Совершенствование навыка разгадывания загадок.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, умения отвечать на вопросы полным ответом.
  • Развитие артикуляционной, тонкой и крупной моторики.
  • Развитие координации речи с движением.
  • Развитие тактильной чувствительности.
  • Развитие графомоторных навыков.
  • Развитие синтаксической стороны речи (составление простых распространённых предложений по схеме, составление схем предложений).
  • Развитие общих речевых навыков (длительности речевого выдоха, звучности и подвижности голоса, чёткости дикции, интонационной выразительности речи).

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Проектор, ноутбук, бэйджики с изображением обитателей подводного мира, ракушка, телефон, видео «Обитатели подводного мира», карточки «Четвертый лишний» с изображением аквариумных, пресноводных рыб и морских обитателей, зеркала, перчатки с изображением акулы, рыбки, дельфина, морского конька на пальцах, «морская пещера», ширма «Сенсорные мешочки», звуковая игра «Обитатели морей», карточки по развитию графомоторных навыков, пианино, музыкальный центр, сенсорная доска, игра – загадки, раковина с сюрпризом, угощения для детей, простые карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.Создание эмоционального фона. Сообщение темы занятия.

                                      (Звучит аудиозапись «шум моря»).

Дети входят в группу. У детей на груди эмблемы с изображением обитателей подводного мира. Учитель-логопед приветствует их.

Учитель-логопед: О чём мы с вами беседуем на этой неделе?

Дети: Об обитателях подводного мира: аквариумных и пресноводных рыбах и обитателях морей!

Учитель-логопед: Вы все сегодня тоже превратились в обитателей подводного мира. Предлагаю вам назвать друг друга ласково, передавая друг другу эту волшебную ракушку.

Упражнение «Назови ласково».

(Щучка, сомик, морская звёздочка, крабик, скатик, дельфинчик, медузочка)

Раздаётся телефонный звонок.

Дети получают аудио-сообщение от Русалки.

Русалка: Здравствуйте, друзья! Это я- русалочка Ариэль! У меня сегодня день рождения! Я приглашаю вас к себе на праздник и прошу вас помочь мне в его организации!? Вас уже ожидает подводная лодка!

Учитель-логопед: Я предлагаю вам занять свои места на нашей подводной лодке в соответствии с картиночками и насладиться погружением на дно моря.

На экране проецируется видео «Обитатели подводного мира»  

2. Погружение на лодке. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.
Совершенствование грамматического строя речи (
употребление существительных в винительном падеже)

После «погружения» учитель – логопед задает детям следующие вопросы:

Каких животных мы увидели при погружении? (Кит, дельфин, кальмар, осьминог…).

1 ребёнок: Я увидел кита.

2 ребёнок: Я увидел дельфина.

3. Упражнение «Список гостей». Совершенствование грамматического строя речи (употребление сложноподчинённых предложений с придаточными - причины).

Учитель-логопед: Пока мы с вами добираемся до подводного царства русалочки, я предлагаю вам составить список гостей на её день рождения! У вас в контейнерах есть карточки с изображением обитателей подводного мира! Подумайте и выберите только тех из них, кто может отправиться в морское путешествие.

У каждого на столе – раздаточный материал с изображением пресноводных, аквариумных и морских рыб «Четвёртый лишний». Дети самостоятельно выбирают только морских обитателей, объясняют, прочему остальные рыбы не могут отправиться на день рождения.

Подводный мир моря (СЛАЙД №1)

4. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. Развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики. Координация движений органов артикуляционного аппарата с движениями пальцев рук.

На слайде проецируется изображение закрытых ворот в подводное царство.

(СЛАЙД №2)

Учитель-логопед: Перед нами ворота подводного царства. Они откроются, если мы выполним все условия волшебных раковин-камер. Морской царь строго следит за безопасностью. Поэтому нам нужно быть внимательными и очень стараться при выполнении упражнений. А помогут вам секретные печатки. Придвиньте к себе камеры, наденьте на правую ручку перчатку.

Дети устраиваются поудобнее, берут зеркала в виде морских раковин и надевают на правую руку перчатку с изображением морских обитателей на пальчиках.

  • Упражнение «Акула». Дети широко открывают рот и удерживают позу, пока учитель-логопед читает стихотворение. Большой палец правой руки с изображением акулы соприкасается поочерёдно с другими пальцами.

(СЛАЙД №3)

Акула

Пасть акула открывает,
О добыче лишь мечтает!

От неё плывут все прочь,
Скорость может им помочь!

  • Упражнение «Рыбка».  (= «Часики»). Указательный палец правой руки с изображением рыбки соединяется со средним и отходит от него.

(СЛАЙД №4)

Рыбка
Рыбка хвостиком махнула
И умчалась от акулы.
Шустро хвостиком виляет,
Плавниками помогает.

(СЛАЙД №5)

  • Упражнение «Дельфин». (= «Качели»). Правая рука лежит на столе, средний палец с изображением дельфина поднимается и опускается.

Дельфин
Лихо выскочил дельфин
К солнцу из морских глубин.
Вынырнет и занырнёт,
А потом наоборот!

(СЛАЙД №6)

  • Упражнение «Морской конёк». (= «Лошадка»). Мизинец правой руки с изображением морского конька сгибается и разгибается, остальные пальцы собраны в кулак.

Морской конёк
Есть на дне морском загадка,
Вроде с гривой, как лошадка…
Малоподвижный паренёк –
Это наш морской конёк.

(СЛАЙД №7)

Волшебные ворота в подземное царство открываются.

(СЛАЙД №8)

5. «Морская пещера». Развитие тактильной чувствительности, общей моторики. Уточнение представлений детей о строении тела морских обитателей.

Учитель-логопед: Вот мы и попали в подводное царство. Посмотрите, ребята, перед нами морская пещера. Я слышу, что кто-то запутался в водорослях на дне этой пещеры. Она очень узкая. Я предлагаю по одному погружаться в пещеру и выручать морских жителей.

Дети по одному преодолевают лабиринт пещеры, на выходе из которой  - ширма «Тактильные мешочки». Дети определяют на ощупь морских обитателей.

6. Звуковая игра «Обитатели морей». Расширение представлений детей об особенностях жизнедеятельности обитателей морей и океанов.

Учитель-логопед: А вот и доска знакомств в подводном мире. Чтобы узнать больше о спасённом животном, нужно найти его на этой доске и нажать на кружок рядом с ним.

Дети выполняют задание.

Учитель – логопед: Мы узнали много нового и интересного об обитателях подводного мира. Теперь вы можете рассказать о них своим друзьям.

7. «Помоги гостям добраться». Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики.

Звучит музыка. Выходит Русалка.

Русалка: Здравствуйте, мои друзья! Я так рада видеть вас на своём дне рождения и благодарю за спасённых животных. Но, вот беда, некоторые из моих гостей сбились с пути и так и не могут добраться до моего царства. Помогите мне нарисовать на этих картах путь для них.

Дети садятся за столы и прорисовывают дорожки для гостей на картах, которые раздаёт Русалка. Звучит спокойная музыка.

ВКЛЮЧИТЬ В ЭТО ВРЕМЯ СЕНСОРНУЮ ПАНЕЛЬ

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d5b/000600ca-fe45a4f4/hello_html_20c8ddf.jpg

Подводные обитатели и русалка (СЛАЙД №9)

8. Физ. Минутка с элементами логоритмики «Рыбки». Координация речи с движением.

Русалочка: Спасибо вам большое! Теперь все гости в сборе.  Теперь пора поиграть. Сейчас мы все представим, что превратились  в морских рыб и поиграем в весёлую музыкальную игру «Рыбка».

Учитель-логопед спрашивает каждого ребёнка, в кого он превратился.

1 ребёнок: Я превратился в акулу.
2 ребёнок: Я превратился в рыбу-меч.
3 ребёнок: Я превратилась в молот-рыбу.
4 ребёнок:
Я превратилась в морского угря.
5 ребёнок:
Я превратился в ската.
6 ребёнок:
Я превратился в пилу-рыбу.
7 ребёнок:
Я превратилась в ставриду.
8 ребёнок:
Я превратился в скумбрию.

Дети по музыку играют в игру «Рыбки».

«Рыбки»

Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка – озорница,
Мы хотим тебя поймать.
 (2 раза)

Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
 (2 раза)

9. Интерактивная игра «Загадки». Совершенствование навыка отгадывания загадок.

Русалка: Как весело с вами играть.

Учитель – логопед: А мы еще подготовили тебе подарок на день рождения – весёлую интерактивную игру - загадки.

12. Гимнастика для глаз «Проследи за русалкой». Снятие напряжения.

Русалка: Молодцы, ребята. Вы подготовили мне отличный подарок и хорошо умеете отгадывать загадки. Мне пора, но я тоже подготовила для вас сюрприз. Если вы будете внимательными и отправитесь по моёй тропинке из ракушек, то быстро найдёте мой гостинец. До свидания!

Дети  глазками следят за русалкой, которая приводит их к морской раковине сюрпризом. Все прощаются с русалкой, обещают в подарок ей прислать рисунки о морском царстве и отправляютсяобратно в детский сад.

Ребята делятся впечатлениями, рассказывают, что им понравилось больше всего. В морской раковине – угощение (конфеты в виде морских ракушек из шоколада).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие".

Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие", с заданиями на развитие лексико-грамматичес...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.

В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях....

"Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда"

Эта работа будет интересна как учителям-логопедам, так и воспитателям логопедических групп....

Применение метода "биоэнергопластики" в логопедической работе

Плюсы применения метода биоэнергопластики...

Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе

Успешное применение метода энергопластики....

Артикуляционная гимнастика с применением метода биоэнергопластики

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, тем самым, улучшая внимание, память, мышление, речь....