Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет
консультация по логопедии (старшая группа)
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_kompleks_uprazhneniy_artikulyatsionnoy_gimnastiki_s_detmi_5-6_let.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет»
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
По характеру выполнения упражнения артикуляционной гимнастики подразделяются на статические и динамические.
- Целью статических упражнений является выработка умения принимать и удерживать артикуляторную позу. Это, например, «Лопатка», «Окошко», «Парус», «Грибок».
- Целью динамических упражнений является выработка умения переключаться с одной позы на другую. Это упражнения: «Маятник», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка».
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания. Каждое упражнение выполняется по 3 раза.
Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять, также можно подобрать стихотворение.
Существует несколько комплексов артикуляционной гимнастики. Это общая, базовая артикуляционная гимнастика. Включает следующие упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Окошко», «Часики», «Качели» и т.д.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка)
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
«Улыбка – Трубочка -Заборчик». Чередование положений губ.
Упражнения для щек
1. Похлопывание и растирание щек.
2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Комплекс для свистящих звуков С, З, Ц «Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык»» Киска сердится».
Комплекс для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ – «Чашечка», «Вкусное варенье», «Часики», «Чистим верхние зубы», «Маляр».
Комплекс упражнений для звука [Р] включает в себя: «Барабанщик», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». «Маляр», «Дятел».
Для звука [Л] это: «Иголочка», «Маятник», «Накажем непослушный язычек», «Индюк», «Качели», «Лопатка», «Пароход гудит.
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.
В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.)
Во 2-ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата:
— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.
— нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.
— язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.
Выполняются:
— упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов)
— упражнения для развития подвижности нижней челюсти
— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»)
— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»).
В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать языке широким и узким.
Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»).
Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения : «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк».
В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.
В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка. Для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков:
И-У, Э-О, И-О, Э-У, И-Э, У-О
М-Л, Н-Л
Б-Д, Ф-Х, Б-В, К-Х
Эта работа способствует также развитию у ребёнка фонематического слуха.
Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, в сказке происходят чудеса, и звуки преображаются. Приведу пример некоторых считалок и сказок.
Считалка: раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точностью движений, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому. Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше показать ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься вверх»).
Одна из интересных форм проведения артикуляционной гимнастики – Артикуляционные сказки.
Сказка «Язычок и Змейка»
Это артикуляционная игра — сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для их профилактики.
Жил-был язычок. (Высунуть язык.)
Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)
Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и забирать обратно.)
— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.
И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)
А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)
Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)
Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)
Пора домой.
Нарвали корзину грибов. ( Удерживать язык, присосав его к небу.)
И поскакали домой. ( Щелкать языком.)
Чтобы ребёнку не надоедала артикуляционная гимнастику проводить ее можно форме разнообразных сказок.
Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
— увеличить амплитуду движений;
— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);
— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков;
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков
[С], [С’], [З], [З’], [Ц]
- «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
- «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
- «Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
- «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
- «Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
- «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все врёмя, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
- «Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить кончик языка за нижние зубы. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
- «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твёрдый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Повторить 4-5 р.
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
[Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
- «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
- «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
- «Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
- «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
- «Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
- «Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
- «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.
- «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
- «Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.
- «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, высунуть язык изо рта, подняв кончик и боковые края языка, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. Повторить 4-5 р.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Р], [Р’]
- «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
- «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
- «Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
- «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
- «Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
- «Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
- «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.
- «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
- «Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.
- «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.
- «Дятел» – рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить широким кончиком зыка по верхней десне: д-д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер чёткого удара, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’]
- «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
- «Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
- «Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.
- «Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
- «Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
- «Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
- «Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
- «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.
- «Индюк» - рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Сначала нужно производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как индюк «болбочет»).
- «Парус» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка за верхними зубами в форме «паруса». Удерживать под счёт до 5-10 раз.
- «Пароход гудит» - губы в улыбке, зубы «заборчиком», кончик языка зажать между зубами, длительно произносим звук ы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный комплекс упражнений для занятий с детьми по развитию фонематического восприятия
Данный материал поможет специалистам и родителям организовать занятия с детьми в саду и дома....
комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....
Комплекс упражнений "Артикуляционная гимнастика"
Артикуляционная гимнастика...
Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...
"Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет"
В течении недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц....
Консультация для педагогов: «Примерные комплексы упражнений ленивой гимнастики»
Консультация для педагогов: «Примерные комплексы упражнений ленивой гимнастики»...
Примерные комплексы упражнений ленивой гимнастики
Комплекс №1 (для младшего возраста)Проснись дружок, и улыбнись.С боку на бок повернись,И в зайчишку превратись(поворачиваются направо, затем налево).Чтобы прыгнуть дальше всех,Зайка лапки поднял вверх...