"Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет"
консультация (старшая группа) на тему
В течении недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_artgimnastiki_5-6_let.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
комбинированного вида детский сад «ЗОРЕНЬКА» №51
консультация для родителей
«Примерный комплекс
упражнений артикуляционной гимнастики
с детьми 5-6 лет»
Подготовила учитель-логопед,
Константинова Эльвира Николаевна
г.о. Химки – 2014
Для того, чтобы ребенок от раза к разу с охотой выполнял артикуляционную гимнастику, я предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для ребенка форме сказки " О Веселом Язычке". Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату!
Сказка «О Веселом Язычке»
«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.
«ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ 5—6 ЛЕТ»
Коррекционно-речевая работа на логопункте является органической частью единого дошкольного образовательного процесса, следовательно, педагоги общеобразовательных групп выступают как равноправные партнеры коррекционно-речевого воздействия на дошкольников, имеющих нарушения звукопроизношения. Воспитатели имеют возможность ежедневно и достаточно продолжительное время общаться с детьми, знают их речевые недостатки.
Четкое и правильное выполнение артикуляционных упражнений, включенных в ежедневную трех-пятиминутную артикуляционную гимнастику, является непременным условием формирования качественной артикуляционной моторики, следовательно, фонетически чистого, правильного произношения звуков. Задача логопеда — познакомить воспитателей общеобразовательных групп с правилами проведения артикуляционной гимнастики, убедить в значимости и пользе ежедневных артикуляционных упражнений.
Так как речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой, следует учитывать и принцип двигательно-кинестетической стимуляции. Поэтому предлагаемые комплексы содержат сочетанные артикуляционные упражнения с движениями рук и пальчиковые упражнения для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики.
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3—5 минут, выполняется стоя или сидя, с обязательным соблюдением правильной осанки. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Работа с детьми должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
В течение недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц.
Комплекс 1
- «Улыбка». Согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы, зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно и протяжно звук [и].
- «Крокодил». Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, вытянутых вперед и имитирующих ладонями движения пасти крокодила.
- «Лопата». Пошлепывать губами кончик широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты вверх, пальцы сжимаются в кулаки и с силой разжимаются.
- «Качели». Рот широко открыт, движения языка к верхней — нижней губе. Руки вытянуты вперед, кисти рук при этом так же движутся вверх-вниз.
- «Лошадка». Прямые руки вытянуты вперед. Улыбнуться, показать зубы, щелкать языком медленно, сильно. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются кулаки рук.
- «Болтушка». Рот широко открыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад и в такт с этими движениями, так же вперед-назад, двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).
Комплекс 2
- «Улыбка». Согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы, зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно и протяжно звук [и].
- «Трубочка». Одновременно с длительным и протяжным произнесением звука [у] (вытянуть губы вперёд трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
- «Болтушка» (см. комплекс 1), только руки разведены в стороны.
- «Качели». Рот широко открыт, движения языка к верхним – нижним зубам. Руки вытянуты вперёд, кисти рук в такт с языком двигаются вверх-вниз.
- «Часики». Руки перед грудью ладонями вперёд, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движения языка с одновременным движением кистей рук вправо – влево.
- «Лошадка» (см. комплекс 1)
Комплекс 3.
- Чередование «Улыбки» и «Трубочки». «Улыбка» - руки разводятся в стороны, при этом указательные пальцы с большими образуют «колечки». «Трубочка» - кулачки с вытянутым большим пальцем поднимаются вверх.
- «Лопата» (см. комплекс 1).
- «Качели» (см. комплекс 1), только движения языка к верхним – нижним альвеолам.
- «Уколы в щёку». Попеременно кончиком языка с усилием давить в правую – левую щёки с внутренней стороны. Руки перед грудью ладонями вперёд. Движения кистей рук одновременно с движением языка вправо-влево.
- «Лошадка» (см комплекс 1).
- «Маляры». Круговые движения языком по губам, сопровождающиеся синхронными круговыми движениями кистей рук.
Комплекс 4
- «Крокодил» (см. комплекс 1).
- «Улыбка» (см. комплекс 1).
3. «Качели» (см. комплекс 3).
4. «Лошадка» (см. комплекс 1).
- «Гармошка». (Присосать язык к нёбу, удерживая его в таком положении, улыбаясь, медленно открывать и закрывать рот. Руки вытянуты вперёд, пальцы с силой сжимаются и разжимаются в кулаки.
- «Болтушка» (см. комплекс 1), только руки опущены вниз.
Комплекс 5.
- Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. комплекс 3).
- «Уколы в щеку» (см. комплекс 3).
- «Маляры» (см. комплекс 3), только круговые движения языком по зубам.
- «Лопата» (см. комплекс 1).
- «Лошадка» (см комплекс 1).
- «Гармошка» (см. комплекс 4).
Комплекс 6.
- «Лопата» (см. комплекс 1).
- «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Руки согнуты в локтях, пальцы в такт движениям языка сжимаются в кулачки и разжимаются.
- «Болтушка» (см. комплекс 1), только одна рука поднята вверх, другая опущена вниз.
- «Уколы в шеку» (см. комплекс 3).
- «Качели» (см комплекс 3).
- «Лошадка» (см. комплекс 1).
Комплекс 7.
- «Улыбка». (см. комплекс 1).
- «Лопата» (см. комплекс 1).
- «Вкусное варенье». (см. комплекс 6).
- «Лошадка» (см. комплекс 1).
- «Гармошка» (см комплекс 4).
- «Болтушка» (см. комплекс 1), только одна рука вытянута вперёд, вторая опущена вниз.
Комплекс 8.
- Чередование «Улыбки» и «Трубочки».. (см. комплекс 3).
- «Лопата» (см. комплекс 1).
- «Вкусное варенье» (см. комплекс 6).
- «Лошадка» (см. комплекс 1).
- «Болтушка» (см комплекс 1).
- «Гармошка» (см. комплекс 4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный комплекс упражнений для занятий с детьми по развитию фонематического восприятия
Данный материал поможет специалистам и родителям организовать занятия с детьми в саду и дома....
комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....
Комплекс упражнений "Артикуляционная гимнастика"
Артикуляционная гимнастика...
Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...
Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенн...
Консультация для педагогов: «Примерные комплексы упражнений ленивой гимнастики»
Консультация для педагогов: «Примерные комплексы упражнений ленивой гимнастики»...
Примерные комплексы упражнений ленивой гимнастики
Комплекс №1 (для младшего возраста)Проснись дружок, и улыбнись.С боку на бок повернись,И в зайчишку превратись(поворачиваются направо, затем налево).Чтобы прыгнуть дальше всех,Зайка лапки поднял вверх...