Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В рамках муниципального конкурса "Добротой согреем серца!" провела НОД по нравственно -патриотическому воспитанию для детей с ОВЗ 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.doc | 684.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества»
для детей с ОВЗ 6-7 лет
Подготовила и провела:
учитель-логопед Хроменкова С.Н.
Аннотация
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию для дошкольников с ОВЗ (ОНР III уровень) подготовительной к школе группы. НОД направлен на развитие интереса к истории нашей Родины, на формирование целостного представления о защитниках Отечества, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу, на развитие познавательного интереса детей к профессии военного, военной технике. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, пап прививаются детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, благодарность к людям, защищающим Родину. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. В процессе занятия происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. В современном обществе происходят очень сложные перемены. Изменились представления о доброте, милосердии, справедливости; гражданственности и патриотизме. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы дошкольного образования является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. В Программе «От рождения до школы» особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим, углублению знаний о Российской армии; воспитанию уважения к защитникам Отечества.
Ключевые слова: Отечество, защитники Отечества, нравственно-патриотическое воспитание, армия, военная техника.
Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма НОД: коммуникативная деятельность.
Форма организации: подгрупповая.
Возраст детей: подготовительная группа (ОНР III уровень) II год обучения (6 – 7 лет).
Образовательные задачи: формирование представлений детей о характерных особенностях различных родов войск; уточнение понятия «Защитник Отечества».
Коррекционные задачи:
- развитие и обогащение словаря существительными – Отечество, традиция, проводы, названиями профессий (пограничник, пехота, лётчик, вертолётчик, артиллерист, десантник, сапёр, ракетчик, подводник) и названиями войск;
- развитие и обогащение словаря прилагательными, характеризующими людей военных профессий;
- развитие связной речи (при составлении описательного рассказа по картине);
- развитие мышления, внимания, памяти детей.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса детей к профессии военного, военной технике;
- развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
- воспитание патриотических чувств, благодарность к людям, защищающим Родину.
Методы:
- словесный: беседа на сопоставление явлений и предметов; система продуманных вопросов и предполагаемых ответов детей на сопоставление явлений и предметов;
- диалог;
- устное изложение педагога;
- наглядный: рассматривание слайдов, глобуса и географической карты;
- практический: работа с трафаретом, рисунок c элементами аппликации.
Предварительная работа: изготовление подарков для пап и дедушек; беседы о том, кем они служили в армии; рассматривание домашних армейских альбомов; чтение художественной литературы: З. Александрова «Дозор», Л. Кассиль «Твои защитники»; заучивание стихотворения «Армия наша крепка и сильна…»; рассматривание картинок и иллюстраций об армии.
Оборудование и материалы: загадки о военных профессиях; географическая карта с границами России; мяч; раздаточный материал по количеству детей на классификацию военного снаряжения по родам войск «Что нужно военному?»; презентация «Защитники Отечества»; цветные карандаши, листы белой бумаги А4, трафареты пограничного столба, клей-карандаш, гербы России.
Ход НОД
Вводная часть
Минутка вхождения (эмоциональный настрой). Логопед собирает детей вокруг себя.
Л (логопед): Ребята, возьмемся все за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!
К тебе я обращаюсь, друг!
Вставай скорее с нами в круг.
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо!
- А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
Правда, это радостно – почувствовать тепло рук друзей?
Основная часть
Л: Ребята, прислушайтесь… Что вы слышите?
Дети высказывают предположения: птицы поют за окном, собака лает, голоса ребят из соседней группы и др.
Л: Посмотрите в окно… Что вы видите?
Д (дети): небо, солнце, облака…
Л: Как хорошо, что сегодня на улице светит солнце, по голубому небу плывут белые облака. А ведь было время, когда взрывы грохотали на улице, не слышно было пения птиц, а небо было серым от огня и дыма. Это была война.
Скажите, ребята, как вы думаете, что такое война?
Дети высказывают свои мнения…
Л: Война – это когда одни люди (враги, фашисты) нападают на других, на их дома, на их Родину, их страну. Было время, когда и на нашу с вами Родину напали враги и хотели ее захватить. Как вы думаете, кто встал на защиту своей Родины?
Предположения и высказывания детей…
Л: Мужчины и женщины, и даже дети. Дети во всем старались помогать взрослым. Взрослые люди становились солдатами и уходили на фронт, воевать с врагом, защищать свою Родину. Война прошла. Наш народ победил. Защитил родную землю.
Л: И сегодня мы с вами поговорим о военных профессиях.
Присаживайтесь за столы. Я предлагаю отгадать загадки:
1. Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушная граница.
Зачем летит он в вышину,
Чтоб защитить свою страну (Летчик).
2. Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется … (танкистом).
3. Пошел служить мой друг во флот,
На корабле теперь плывет,
И, хоть волна идет горой,
На палубе стоит герой.
На нем морская форма
Он не боится шторма (Моряк).
Дети: отгадывают загадки.
Л: (демонстрирует детям слайды с изображением военных профессий). - Ребята, рассмотрите слайды и правильно назовите, кто здесь изображен.
Дети: Летчик, вертолетчик, моряк, танкист, парашютист, сапёр и т. д.
Л: Вы назвали много военных профессий. Есть много разных стран и в каждой стране - своя армия. В нашей стране - Российская армия.
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья.
Это праздник февраля - армии рожденье.
Какой праздник отмечает в феврале вся наша страна?
Дети: День рождения армии.
Л: У каждого человека есть дата своего дня рождения. Назовите дату рождения нашей Армии.
Дети: 23 февраля.
Открытие нового знания
Л: Издавна на Руси сложилась традиция – проводы в армию. Служили раньше очень долго, солдат приходил со службы и часто не заставал в живых своих родных, терял своих друзей. Поэтому перед тем как уйти служить, будущий солдат всю ночь прощался со своими близкими и друзьями, а утром все шли его провожать на долгую службу. Эта традиция сохранилась и сейчас. Когда юноши вырастают, они идут служить в армию, их провожают родные и друзья, гуляют до утра, а утром все вместе идут на призывной пункт. Там их ждут командиры, которые будут сопровождать будущих солдат в военную часть, где научат военному мастерству.
Наша армия не должна стареть, должна постоянно пополняться молодыми солдатами, быть всегда на страже мира. Юноши приходят после службы возмужавшими, сильными и смелыми. Но некоторые остаются служить, чтобы стать офицером, командиром. Но, чтобы стать грамотным офицером надо закончить военную Академию. Академия – это школа, где учат военному мастерству, учат, как правильно командовать солдатами. Командир в ответе за каждого солдата.
Л: В начале занятия мы назвали различные профессии: танкисты, ракетчики, летчики, моряки, сапёры и т. д.
Моряки и подводники – это военно-морской флот.
Военные летчики самолетов и вертолетов (вертолетчики) – это военно-воздушные и воздушно-десантные войска.
Танкисты, артиллеристы, сапёры – это сухопутные войска. Как вы считаете, кто еще относится к сухопутным войскам?
Л: Пехота. Почему так называют – пехотинец?
Дети: - Солдат идет пешком.
Л: Я вам прочитаю из книги Льва Кассиля «Твои защитники» текст из главы «Главное войско»: «Пошла в бой наша пехота. Главное войско, без него победы нет. Самолет бросит бомбы – улетит. Танк дорогу проложит и уйдет. А пехота всем завладеет. Каждый дом отобьет, из-под куста врага выгонит, под землей его достанет… В бою смерти не боится. В походе отдыха не просит…
Солнце жарит, пыль – идет пехота.
Мороз трещит, снег – идет пехота.
День светлый – идет пехота.
Ночь темная – идет пехота».
(Демонстрирует детям слайд «Пехота»).
Л: Ребята, как вы считаете, каким должен быть военный человек, боец, солдат?
Игра с мячом «Закончи предложение»
Дети встают в полукруг. Логопед по очереди кидает мяч каждому ребенку, говоря слова: «Настоящий солдат должен быть…». Дети предлагают варианты ответов: смелым, сильным, ловким, умным, наблюдательным, метким т. д.
Проводится динамическая пауза:
Чтоб защитниками стать,
Долг солдата выполнять,
Нужно крепким, сильным быть,
С физкультурою дружить!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый
Раз, два – дружно в ногу,
Три, четыре – тверже шаг.
На парад идут солдаты,
И чеканят дружно шаг.
Дети: Выполняют соответствующие движения.
Л: Ребята, давайте посмотрим на глобус. Где наша страна? Вот какая она огромная, вот ее границы. Посмотрите на географическую карту. Одна страна от другой отделена границей. Покажите границу России.
Дети: (Несколько детей с помощью логопеда проводят указкой вдоль границы России).
Л: Граница проходит и по морям, и по горам, и по равнинам и лесам. Кто охраняет границу?
Дети: - Солдаты, военные.
Л: Как называют военных, которые охраняют границу?
Дети: - Пограничники.
Л: (Демонстрирует детям слайд с картиной «На границе»). Кого вы видите на картине?
Дети: Мы видим пограничников.
Л: Правильно. Это тоже сухопутные войска нашей армии.
Давайте расскажем о каждом из пограничников на этой картине.
1-й ребенок: Один пограничник ведет на поводке овчарку, собака учует, если через границу прошел человек.
2-й ребенок: У другого пограничника рация. Он говорит по рации с другими пограничниками.
3-й ребенок: третий пограничник стоит и внимательно смотрит в бинокль в сторону границы.
Логопед: мы видим наряд пограничников. В наряде три человека и служебная собака. Они идут вдоль песчаной полосы, которая проложена на границе с другим государством. Что мы видим на заднем плане?
4-й ребенок: Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль государственной границы.
5-й ребенок: Вдалеке мы видим вышку. С нее пограничники ведут наблюдение за границей.
Л: Справа мы видим ограждение, которое стоит вдоль всей границы. Молодцы, ребята.
Л: Давайте рассмотрим крупнее пограничный столб России (демонстрация на слайде): это пограничный знак представляет собой бетонный столб с четырьмя гранями. Высота 2 метра. Окрашен полосками красного и зеленого цветов. И обязательно на нем герб страны.
Я предлагаю вам сейчас взять листы бумаги, трафареты пограничных столбов. Нужно обвести по трафарету пограничный столб. Раскрасить его и приклеить на него герб нашего государства.
Дети выполняют работу.
Заключительная часть
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Л: Ребята, вот и заканчивается наше занятие. Вы сегодня много узнали о людях военных профессий, о чертах их характера, о некоторых традициях нашей Родины. И я предлагаю поиграть в последнюю на сегодня игру «Да или нет». А я проверю, какие вы внимательные были сегодня. Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать словами: да, нет.
- Наша армия сильна? (Да)
- Защищает мир она? (Да)
- Мальчишки в армию пойдут? (Да)
- Девочек с собой возьмут? (нет)
- Стоит летчик на границе? (нет)
- Он летает выше птицы? (Да)
- Мы скоро праздник отмечаем? (Да)
- Мам, девчонок поздравляем? (Нет)
- Мир важней всего на свете? (Да)
- Знают это даже дети? (Да)
Мотивация на дальнейшую деятельность
Л: Ребята, вы молодцы! И сейчас я вам раздам листики с заданиями «Что нужно военному?» (Приложение 1), которые вы возьмете с собой домой. Предложите выполнить задание вашим родителям. В случае затруднения - помогите им, пожалуйста.
Приложение 1
Что нужно военному?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "День защитника отечества. Знакомство со службой пограничников"
Цель. Закрепить знания детей о Российской армии – надежной защитнице нашей Родины. Познакомить их со службой пограничников, об их помощниках – пограничных собаках. Воспитывать уважение к российским во...
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе. Тема: «Защитники Отечества».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко». Ст. Ольгинская. Приморско-Ахтарский район. Краснодарский край.Конспект ООД по нравственно-патриотическому во...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Защитники отечества"
Краткосрочный проект посвященный Дню Защитника отечества для детей 3-4 лет...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» для детей среднего дошкольного возраста.
Воспитание любви к Родине – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настояще...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» для детей среднего дошкольного возраста.
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«Защитники Отечества» для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «23 февраля. День защитника Отечества».
Цель занятия: воспитание у детей дошкольного возраста чувства патриотизма....
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Моя Родина - Россия. Защитники Отечества"
Формирование представлений о России как о родной стране, развитие знаний о государственном празднике День защитника Отечества, воспитание чувства любви к своей Родине, уважение к защитникам Отечества....