Взаимосвязь развития речи ребёнка и его социального окружения
консультация по логопедии (старшая группа)

Рахимова Анастасия Алексеевна

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, условий жизни и педагогического воздействия. Если ребёнок слышит «нормальную» речь, тогда это влияние можно считать благоприятным, но если это не так, не благоприятная речевая среда может вызвать задержку речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, условий жизни и педагогического воздействия. Если ребёнок слышит «нормальную» речь, тогда это влияние можно считать благоприятным, но если это не так, не благоприятная речевая среда может вызвать задержку речевого развития.

Часто родители не обращают внимания на особенности детской речи, или, что ещё хуже, начинают ей подражать, что формирует в семье нездоровую речевую среду. Не следует надеяться на то, что когда ребёнок вырастет, его речь сама придёт в норму. Это не так. Чем дольше потакают неправильной речи ребёнка в семье, тем прочнее закрепляется неверное произношение и тем больше возникает проблем при обучении в школе.

У большого количества детей к 5-6 годам внятность речи достигает нормы и большинство звуков появляются самостоятельно, включая и звук [р]. Но в силу неблагоприятной речевой среды в семье, педагогических или социальных особенностей, а также если в семье происходит общение на двух и более языках, речевое развитие может задерживаться до 7-9 лет.

Не нужно забывать о возрастных особенностях развития речи. Если у ребёнка отсутствует или искажен звук [р] без видимых анатомических аномалий (например, короткая подъязычная уздечка), это возрастная особенность. Но если ребёнок уже пошёл в школу, а картавость всё ещё сохраняется, это уже стойкий дефект и ему нужна помощь специалиста. Если подъязычная уздечка короткая, такое отклонение считается патологическим и требует врачебного вмешательства.

Зачастую встречаются речевые нарушения, связанные с недостатком речевого выдоха, искривлением носовых ходов, патологическим расположением аденоидов, слабостью голосовых связок и т.д.

Иногда лишь в процессе логопедической помощи можно определить истинную причину речевого нарушения. Часто у ребёнка нет никаких анатомических особенностей органов артикуляционного аппарата или же проблем со здоровьем иного характера, что могло бы отрицательно сказаться на речи ребёнка. Но, тем не менее, ребёнок плохо говорит, тогда стоит обратить своё внимание на общение в семье. Возможно кто-то в семье «сюсюкает» с ребёнком или сам имеет недостатки речи.

Без наличия благоприятной языковой среды невозможно правильное развитие речи. Дети, которые выросли вдали от человеческого общества (дети - Маугли), даже если абсолютно здоровы, практически не в состоянии овладеть речью, так как их развитие проходило вне речевой среды.

Многие родители боятся отдавать «хорошо говорящего» ребёнка в детский сад, так как думают, что его речевое развитие может значительно замедлиться. Речь ребёнка дошкольного возраста развивается только через подражание, особенно сильное влияние оказывает речь других детей. Такую трудность можно преодолеть правильной организацией языковой культуры в группе детского сада или в начальном классе школы, где ведущую роль, конечно, играет воспитатель или учитель начальных классов, а также благоприятной речевой среды в семье.

Как же избежать отклонений в речевом развитии ребёнка? Для этого необходимо:

- добиваться правильного произношения слов;

- расширять словарный запас;

- развивать мелкую моторику;

- не коверкать слова при общении с ребёнком;

- поправлять неправильное произношение ребёнка;

- обеспечивать хорошую речевую среду ребёнку;

- придерживаться в общении с ребёнком одного языка;

- читать больше книг ребёнку;

- объяснять значение каждого слова;

- добиваться правильного произношения.

Если вашему ребёнку уже исполнилось 5 лет, а он всё ещё плохо говорит, то необходимо обратиться к специалисту. Чем раньше это случится, тем быстрее вы справитесь с речевыми «затруднениями», тем меньше у ребёнка будет проблем в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным окружением) с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе. Тема: «Такие разные и важные часы»

Задачи:1. Познакомить детей с историей возникновения  часов.2. Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.3. Закреплять названия и последовательн...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы Познавательное развитие Ознакомление с предметным и социальным окружение Узнай все о себе, волшебный шарик

Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы  Познавательное развитие  Ознакомление с предметным и социальным окружение Узнай все о себе, волшебный шарикЦель:Поз...

Взаимосвязь развития моторики ребёнка и его речью.

Дети приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений. Как правило у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и ...

Развитие речи в зависимости от социального окружения ребенка

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следуе...

Развитие речи в зависимости от социального окружения

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следуе...