Консультация на тему: «Что и как «объяснять на пальцах» дошкольникам».
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предлагаю Вашему вниманию пальчиковые игры для совершенствования навыков словообразования у старших дошкольников. Они направлены на практическое освоения различных способов словообразования и развитие тонкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_i_kak_obyasnyat_na_paltsah_doshkolnikam.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что и как «объяснять на пальцах» дошкольникам».
«Что и как «объяснять на пальцах» дошкольникам».
/ пальчиковые игры для совершенствования навыков словообразования у старших дошкольников /.
Своевременное овладение лексико-грамматическими категориями является важнейшим условием полноценной подготовки детей к школьному обучению.
Предлагаю Вашему вниманию пальчиковые игры для совершенствования навыков словообразования у старших дошкольников. Они направлены на практическое освоения различных способов словообразования и развитие тонкой моторики.
Игры помогают дошкольнику понять закономерности словообразования, преодолеть характерные ошибки, развивают языковое чутье, побуждают делать открытия в мире слов, удовлетворяют природную потребность в словотворчестве, формируют интерес к познанию родного языка.
Массаж, во-первых, стимулирует активность коры головного мозга, следовательно, способствует развитию мышления и произносительной стороны речи; во-вторых, укрепляет мышцы, подвижность пальцев, координацию движений, таким образом, помогает подготовить руку ребенка к овладению навыками письма.
Известно, что оптимальной в дошкольном возрасте является игровая форма дидактического общения, ибо она позволяет, во-первых, сделать процесс обучения радостным и интересным, во-вторых, обеспечивает высокую познавательную и речевую активность детей, концентрацию внимания, в-третьих, предоставляет возможность многократно повторять упражнения, что необходимо для освоения норм и правил русского языка.
Важно отметить, что предлагаемые упражнения не требуют никакого оборудования. «Наглядность» - это кисти рук взрослого и детей. Следовательно, можно «поучить, играя» и дома, и в поездке, и в очереди…
Желаю Вашим детям, уважаемые родители, успехов в овладении родным языком. Помните, что лучшие учителя – это эмоционально близкие ребенку люди: мама и папа, бабушка и дедушка.
* «Поглаживающий» массаж пальцев рук: обхватить ногтевую фалангу пальцами другой руки, выполнять движения к нижней фаланге.
1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Игровое упражнение «Гномы и гномики».
Мои пальцы, большие, - гномы. Твои пальчики, маленькие, - гномики. Познакомимся с ними.
Большой пальчик – Ваня. Назови его ласково (Ванечка), погладь его. Указательный – Дима (Димочка); погладь его и т. п.
Сема, Леня, Саня,
Миша, Яша, Паша, Леша, Гриша
2. Образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.
Игровое упражнение «Разноцветные колпачки».
Этот гном (большой палец) надел красный колпачок, а твой гномик надел . (красненький); погладь его по головке и т. п.
синий, зеленый, желтый, белый
Игровое упражнение «Кто какой?».
Этот гном (большой палец) – веселый, а твой гномик - . (веселенький); погладь его и т. п.
добрый, умный, хитрый, худой,
скромный, милый, шустрый, старый, молодой
* «Прижимающий» массаж пальцев рук: кисть на столе ладонью вниз, указательным пальцем другой руки прижимать ноготь, «катая» палец на подушечке влево-вправо.
3. Образование существительных, обозначающих название детенышей животных в единственном и множественном числе.
Игровое упражнение «В зоопарке».
Гномы были в зоопарке. Видели животных: больших и маленьких.
Этот гном (большой палец) видел медведя, а твой гномик – маленького . (медвежонка)
или видел медведей, а твой гномик – маленьких . (медвежат) и т. п.
лису, волка, белку, зайца, слона, тигра, льва, оленя, черепаху
4. Образование существительных с суффиксом -ист-.
Игровое упражнение «Кто на чем едет?».
Этот гномик (большой палец) едет на велосипеде. Он кто? . (велосипедист); покатай его и т. п.
на мотоцикле, на автомобиле, на танке, на тракторе
Игровое упражнение «Кто на чем играет?».
Этот гномик (большой палец) играет на баяне? Он кто? (баянист); сделай ему массаж и т. п.
на пианино, на гитаре, на гармони, на саксофоне
* «Разминающий» массаж пальцев рук: разминать, растирать ногтевую фалангу каждого пальчика.
5. Образование относительных прилагательных.
Игровые упражнения: «Гномы - сладкоежки», «Угостим гномов соком».
Этот гномик (большой палец) любит варенье из земляники. Какое варенье он любит? (земляничное); покорми его и т. п.
варенье из яблок, из клубники, из черники, из брусники,
сок из апельсинов, бананов, груш, винограда, персиков
6. Образование причастий.
Игровое упражнение «Гномы - непоседы».
Этот гномик (большой палец) шагает. Он какой? (шагающий); сделай ему массаж и т. п.
бегает, играет, прыгает, ползает,
плавает, поет, танцует, кричит, стучит
7. Образование сложных слов.
Игровое упражнение «Гномы – красавцы».
У этого гномика (большой палец) голубые глаза. Он какой? (голубоглазый); сделай ему массаж и т. п.
черные брови, красный нос, темные волосы, розовые щеки, светлые волосы,
длинные ноги, белые усы, белая борода, черные глаза, красные щеки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Игровая деятельность основа познания окружающего мира дошкольником»
Консультация на тему: "Игровая деятельность основа познания окружающего мира дошкольником"...
Консультация на тему «Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника в условиях ДОУ».
В консультации говорится о здоровьесберегающих технологиях как о средствах обеспечения физического, психологического и социального благополучия ребенка. Затрагиваются вопросы просвещения р...
Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...
консультация на тему "Место народного творчества в речевом развитии дошкольников"
В материале я постаралась раскрыть тему народного творчества в наше время.Потешки, считалки,зачины и многое другое как все это можно и нужно использовать в наши дни дня сохранения этнической кул...
Консультация на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников»
Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют...
Консультация по теме: Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности ...
Консультация на тему: "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить"
Уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....