консультация на тему "Место народного творчества в речевом развитии дошкольников"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В материале я постаралась раскрыть тему народного творчества в наше время.Потешки, считалки,зачины и многое другое как все это можно и нужно использовать в наши дни дня сохранения этнической культуры нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Место народного творчества в речевом развитии дошкольников. | 701.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Бутурлиновский МКДОУ детский сад №10 г. Бутурлиновка
Консультация
« Место народного творчества в речевом развитии дошкольников»
«Сквозь время».
Приглашаю детвору
На веселую игру!
А кого не примем
За уши поднимем
Уши будут красные
До того прекрасные!
(народные зачины)
Выполнила: учитель – логопед Новак Т.М.
С поступлением ребенка в детский сад его жизнь меняется, что далеко не всегда приносит ему радость, а наоборот, чаще ставит перед ним новые задачи. Чтобы облегчить детям привыкание к новой жизни среди незнакомых людей, необходимо прежде всего отвлечь их от всего, что омрачает их пребывание в детском саду. Сделать это можно в том числе и с помощью подвижных игр.
Используемых в играх- забавах движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба ,прыжки и пр.) Одним из главных условий их проведения является добровольность участия. Можно начать с группой только желающих, тогда для тех, кто пока не решается включиться в действо, наблюдение за играющими сверстниками станет интересным и полезным занятием.
« Ум ребенка находится в кончиках пальцев» - этот известный афоризм вспоминают каждый раз,когда речь заходит о тренировке кисти и пальцев ребенка в процессе ручного труд : занятий лепкой,вырезанием из бумаги, конструированием из различных материалов, т.е. тем, что требует развитой координации движений.
В раннем детстве ( от года до трех лет ) ребенок,естественно, еще не способен к разнообразной деятельности, и поэтому незаменимым средством его развития становится пальчиковая гимнастика, иначе пальчиковые игры.
В народной педагогике этому всегда придавали первостепенное значение. Особенностью игр является их синкретизм, т.е. одновременное обращение ко всем сторонам личности ребенка.В любой пальчиковой игре помимо тренировки кистей рук происходит социализация ребенка: он общается и с взрослыми, и с детьми. Развиваются речевые центры поскольку игра обязательно сопровождается проговариванием или пропеванием рифмованного текста. Включаются эстетические переживания, активизируются анализаторы головного мозга – слуховые, зрительные и тактильные. Таким образом, пальчиковые игры,образно говоря, приводят центральную нервную систему в активное творческое состояние, что и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития. При общении с одним ребенком можно использовать пальчиковую игру « Банька ».Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Ребенок проводит пальцами между ладоней взрослого, приговаривая: « Пусти в баньку». На что взрослый отвечает, мыльца: « Водички нет, нет,не топлено, жару нет». Затем взрослый сжимает ладонями палец ребенкаи удерживает его , приговаривая : « Жарко,жарко,жарко!».
Занимаясь со всей группой, можно использовать пальчиковую игру «Ай , туки – туки- туки…», проговаривая текст:
Ай, туки- туки-туки,
Застучали молотки.
Тук -ток, тук-ток,
Мы скуем себе замок.
Детям очень нравятся пальчиковые игры-цапки ( играть в них можно одновременно со всеми детьми, которые разбиваются на пары).
На горе стояли зайцы
И кричали: « Прячьте пальцы!»
Под моею крышей
Жили- были мыши.
Мама стала их считать:
Раз, два, три, четыре, пять! Цап!
Народные игры малой подвижности или словесные можно использовать в процессе освоения режимных моментов, а также как подготовку к занятиям, непосредственно на занятии можно использовать в процессе освоения режимных моментов, а также как подготовку к занятиям, непосредственно на занятии или в качестве закрепления полученных знаний.
В ходе игры «Кукомоя» у детей вырабатывается положительное отношение к процедурам, связанным с водой: укупанию, умыванию, мытью рук.
Как у нас на лавке
Все сидят ребятки.
Чисто умылись,
Славно нарядились.
Одна кукомоя-
Ваня неумоя.
Ванечка, умойся!
Ведущий « поливает» из ведерка или лейки, ребенок « умывается»(имитирует движения).
В игре «Башмачки» развивается аккуратность, ребенок учится быстро и правильно обуваться.
Дети снимают обувь и ставят ее вперемешку, чтобы не очень легко было отыскать пару.
Вот сидят малыши-
До чего хороши!
До чего хороши –
Ну а ножки – то босы!
Раз, два, три,
К башмачкам беги!
Игра считается законченной, когда все дети найдут и аккуратно наденут свою обувь.
Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях, например, закрепить представления о цвете можно в игре « Краски»( в младшем возрасте дети загадывают только основные цвета, старшие могут загадывать и их оттенки).
Среди играющих выбирают водящих – «монаха» и «продавца». Остальные игроки ( в тайне от « монаха») загадывают, какими красками они будут ,причем цвета не должны повторяться.
Монах.
Я, монах,
В синих штанах.
Пришел к вам за краской.
Продавец. За какой?
Монах называет любой цвет, например голубой. Если такой краски нет, продавец говорит:
Иди по голубой дорожке,
Найдешь голубые сапожки,
Поноси, да назад принеси!
Монах начинает игру сначала. Если названная краска есть,то игрок ,загадавший этот цвет,пытается убежатьот монаха, а тот его догоняет.Если догнал – монах и краска меняются ролями,если нет – игра продолжается.
Восприятие и оценка такого свойства, ,как величина, имеет исключительно важное значение. В педагогической практике знакомство с величиной, как правило, осуществляется на занятиях с использованием игровых приемов. В дополнение к ним можно проводить игры типа «Жито растет», « маленькие ножки».
Например, при знакомстве с числом можно использовать любые потешки с числительными, например « Ерши».
Ершей, ершей!
По пяти грошей-
Один ершок -
Ухи горшок!
В народных играх много юмора,соревновательного задора,движения точны и образны,часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами,любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Зачины дают возможность быстро организовать игроков,настроить их на выбор водящего,на безоговорочное и точное их выполнение. Этому же способствует ритмичность, напевность или скандирование считалок,предшествующих игре.
Зачин.
Приглашаю детвору
На веселую игру!
А кого не примем,
За уши поднимем,
Уши будут красные,
До того прекрасные.
Считалка.
Шел коток по лавочке,
Всем дарил булавочки.
Кому две,кому три,
А водить будешь ты!
Жеребьевки – также создают положительный эмоциональный настрой. Они применяются в тех случаях, когда дети должны разделиться на команды.
Лебедь белый,
Или ястреб смелый? Здесь в лесах
Или птица в облаках?
Привлечь внимание детей, организовать их перед занятием помогут также игры-молчанки, например:
Первенчики , бубенчики,
Летали голубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок , сахарок- молчок!
Наши прадеды знали,что мастерство приходит не сразу, и потому большое внимание уделяли обучению через игру. Подтверждение тому мы находим в песнях и обрядах,в которых используются движения, имитирующие трудовые операции (« Уж я сеяла , я сеяла ленок», « Мак маковистый»):дети не только выполняют танцевальные движения ( хоровод).Некоторые хороводные игры можно использовать вместо утренней гимнастики (« Плыла утеня», « Как по улице»… « Корабль плывет» и т.д. ).
Игра является одной из основ формирования личности ребенка. И так было всегда .Наши предки через игру передавали из поколения в поколение складывавшиеся веками трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях людей. В игре формировалось детское художественно- образное мышление. Игры способствовали развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры и сегодня являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Они не должны быть забыты.
Литература:
Аникин В.П. Русские народные пословицы,поговорки,загадки и детский фольклор.М.,1957
Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.,1994.
Ефимова И.В. Хрестоматия для детей 3-4 лет. Феникс 2013.
Тридцать три пирога: Игры, считалочки, сговорки ,скороговорки. Сост. М. Булатов. М.,1988.
Чудесный короб: Русские народные песни,сказки,игры,загадки Сост. Г. Науменко. М.,1988.
Литвинова М. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада.М.1968.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие дошкольников (консультация для воспитателей)
Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей мла...
Консультации для воспитателей«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Консультация "Использование устного народного творчества в речевом развитии дошкольников"
Устное народное творчество служит действенным и могучим средством умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей....
Консультация "Народное творчество в речевом развитии дошкольников"
Консультация для родителей...
Консультация «Народное творчество в речевом развитии дошкольников»
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творч...
Консультация: "Устное народное творчество в речевом развитии дошкольников"
Разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольно...