консультация на тему "Место народного творчества в речевом развитии дошкольников"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Новак Татьяна Михайловна

В материале я постаралась раскрыть тему народного творчества в наше время.Потешки, считалки,зачины и многое другое как все это  можно и нужно использовать в наши дни дня сохранения этнической культуры нашего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бутурлиновский  МКДОУ детский сад №10 г. Бутурлиновка

http://fs1.ppt4web.ru/images/72982/110690/640/img6.jpg

Консультация

« Место народного творчества в речевом развитии дошкольников»

«Сквозь время».

Приглашаю детвору

На веселую игру!

А кого не примем

За уши поднимем

Уши будут красные

До того прекрасные!

(народные  зачины)

Выполнила: учитель – логопед  Новак Т.М.

 С поступлением ребенка в детский сад его жизнь меняется, что далеко не всегда приносит ему радость, а наоборот, чаще ставит перед ним новые задачи. Чтобы облегчить детям привыкание к новой жизни среди незнакомых людей, необходимо прежде всего отвлечь их от всего, что омрачает их пребывание в детском саду. Сделать это можно в том числе и с помощью подвижных игр.

Используемых в играх- забавах движения знакомы детям из повседневного опыта   (бег, ходьба ,прыжки и пр.) Одним из главных условий их проведения является добровольность участия.  Можно начать с группой только желающих, тогда для тех, кто пока не решается включиться  в действо, наблюдение за играющими сверстниками  станет интересным и полезным занятием.

« Ум ребенка находится в кончиках пальцев» - этот известный афоризм вспоминают каждый раз,когда речь заходит  о тренировке кисти и пальцев ребенка в процессе ручного труд : занятий лепкой,вырезанием из бумаги, конструированием из различных материалов, т.е. тем, что требует развитой координации движений.

В раннем детстве ( от года до трех лет ) ребенок,естественно, еще не способен к разнообразной деятельности, и поэтому незаменимым средством его развития становится пальчиковая гимнастика, иначе пальчиковые игры. http://cdn4.imgbb.ru/user/109/1090663/201503/d01a59ff29181cc378bca486938fee74.jpg

В народной педагогике этому всегда придавали первостепенное значение. Особенностью игр является их синкретизм, т.е. одновременное обращение ко всем сторонам личности ребенка.В любой пальчиковой игре помимо тренировки кистей рук происходит социализация ребенка: он общается и с взрослыми, и с детьми. Развиваются речевые центры поскольку игра обязательно сопровождается проговариванием или пропеванием рифмованного текста. Включаются эстетические переживания, активизируются анализаторы головного мозга – слуховые, зрительные и тактильные. Таким образом, пальчиковые игры,образно говоря, приводят центральную нервную систему в активное творческое состояние, что и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития. При общении с одним ребенком можно использовать пальчиковую игру « Банька ».Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Ребенок проводит пальцами между ладоней взрослого, приговаривая: « Пусти в баньку». На что взрослый отвечает, мыльца: « Водички нет, нет,не топлено, жару нет». Затем взрослый сжимает ладонями палец ребенкаи удерживает его , приговаривая : « Жарко,жарко,жарко!».

Занимаясь со всей группой, можно использовать пальчиковую игру «Ай , туки – туки- туки…», проговаривая текст:

Ай, туки- туки-туки,

Застучали молотки.

Тук -ток, тук-ток,

Мы скуем себе замок.

Детям очень нравятся пальчиковые игры-цапки ( играть в них можно одновременно со всеми детьми, которые разбиваются на пары).

http://ds5ishim.ru/sites/default/files/kartinki/sentyabr/igry.png

На горе стояли зайцы

И кричали: « Прячьте пальцы!»

Под моею крышей

Жили- были мыши.

Мама стала их считать:

Раз, два, три, четыре, пять! Цап!

Народные игры малой подвижности или словесные можно использовать в процессе освоения режимных моментов, а также как подготовку к занятиям, непосредственно на занятии можно использовать в процессе освоения режимных моментов, а также как подготовку к занятиям, непосредственно на занятии или в качестве закрепления полученных знаний.

В ходе игры  «Кукомоя» у детей вырабатывается положительное отношение к процедурам, связанным с водой: укупанию, умыванию, мытью рук.

Как у нас на лавке

Все сидят ребятки.

Чисто умылись,

Славно нарядились.

Одна кукомоя-

Ваня неумоя.

Ванечка, умойся!

Ведущий « поливает» из ведерка или лейки, ребенок « умывается»(имитирует движения).

В игре «Башмачки» развивается аккуратность, ребенок учится быстро и правильно обуваться.

Дети снимают обувь и ставят ее вперемешку, чтобы не очень легко было отыскать пару.https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8e2313781351ea27b98df74f26453014-l&n=13

Вот сидят малыши-

До чего хороши!

До чего хороши –

Ну а ножки – то босы!

Раз, два, три,

К башмачкам беги!

Игра считается законченной, когда все дети найдут и аккуратно наденут свою обувь.

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях, например, закрепить представления о цвете можно в игре « Краски»(  в младшем возрасте дети загадывают только основные цвета, старшие могут загадывать и их оттенки).

Среди играющих выбирают водящих – «монаха» и «продавца». Остальные игроки ( в тайне от « монаха») загадывают, какими красками они будут ,причем цвета не должны повторяться.

Монах.

Я, монах,

В синих штанах.

Пришел к вам за краской.

Продавец. За какой?

Монах называет любой цвет, например голубой. Если такой краски нет, продавец говорит:

Иди по голубой дорожке,

Найдешь голубые сапожки,

Поноси, да назад принеси!

Монах начинает игру сначала. Если названная краска есть,то игрок ,загадавший этот цвет,пытается убежатьот монаха, а тот его догоняет.Если догнал – монах и краска меняются ролями,если нет – игра продолжается.

Восприятие и оценка такого свойства, ,как величина, имеет исключительно важное значение. В педагогической практике знакомство с величиной, как правило, осуществляется на занятиях с использованием игровых приемов. В дополнение к ним можно проводить игры типа «Жито растет», « маленькие ножки».

Например, при знакомстве с числом можно использовать любые потешки с числительными, например « Ерши».http://tomuz.ru/uploads/images/p/o/t/poteshka.jpg

Ершей, ершей!

По пяти грошей-

Один ершок -

Ухи горшок!

        

В народных играх много юмора,соревновательного задора,движения точны и образны,часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами,любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Зачины дают возможность быстро организовать игроков,настроить их на выбор водящего,на безоговорочное и точное их выполнение. Этому же способствует ритмичность, напевность или скандирование считалок,предшествующих игре.

Зачин.

Приглашаю детвору

На веселую игру!

А кого не примем,

За уши поднимем,

Уши будут красные,

До того прекрасные.

Считалка.

Шел  коток  по лавочке,

Всем  дарил булавочки.

Кому две,кому три,

А водить будешь ты!

Жеребьевки – также создают положительный эмоциональный настрой. Они  применяются в тех случаях, когда дети должны разделиться на команды.

Лебедь белый,

Или ястреб смелый? Здесь в лесах

Или птица в облаках?

Привлечь внимание детей, организовать их перед занятием помогут также игры-молчанки, например:

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=3df1afb11d4283fc9f48c7e6ff472f17-l&n=13

Первенчики , бубенчики,

Летали голубенчики.

По свежей росе,

По  чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок , сахарок- молчок!

Наши  прадеды знали,что мастерство приходит не сразу, и потому большое внимание уделяли обучению через игру. Подтверждение тому мы находим в песнях и обрядах,в которых используются движения, имитирующие трудовые операции (« Уж я сеяла , я сеяла ленок», « Мак маковистый»):дети не только выполняют танцевальные движения ( хоровод).Некоторые хороводные игры можно использовать вместо утренней гимнастики (« Плыла утеня», « Как по улице»… « Корабль плывет» и т.д. ).

Игра является одной из основ формирования личности ребенка. И так было всегда .Наши  предки через игру передавали из поколения в поколение складывавшиеся веками трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях людей. В игре формировалось детское художественно- образное мышление. Игры способствовали развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры и сегодня являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Они не должны быть забыты.

Литература:

Аникин В.П. Русские народные пословицы,поговорки,загадки и детский фольклор.М.,1957

Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.,1994.

Ефимова И.В. Хрестоматия для детей 3-4 лет. Феникс 2013.

Тридцать три пирога: Игры, считалочки, сговорки ,скороговорки. Сост. М. Булатов. М.,1988.

Чудесный короб: Русские народные песни,сказки,игры,загадки Сост. Г. Науменко. М.,1988.

Литвинова М. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада.М.1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие дошкольников (консультация для воспитателей)

Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей мла...

Консультация "Использование устного народного творчества в речевом развитии дошкольников"

Устное народное творчество служит действенным и могучим средством умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей....

Консультация «Народное творчество в речевом развитии дошкольников»

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творч...

Консультация: "Устное народное творчество в речевом развитии дошкольников"

Разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольно...